Интервью Горбатова в Риксос об Этнике

Этно-Гуру-Горби
На девятом ежегодном пикнике, организованном сетью турецких отелей «Rixos»,  у нас появилась возможность пообщаться с человеком, объездившим более пятидесяти стран мира в поисках необычных экземпляров для самой большой в России коллекции этнической музыки. Этот человек — Андрей Горбатов.

Журналист: В мире существуют различные субкультуры, и вы представляете одну из наиболее интересных, по моему мнению, –  этно-субкультуру.

Андрей Горбатов: Это этнические культуры мира, которые я очень люблю, они для меня являются сутью и целью жизни, и я продюсирую их уже более двадцати пяти лет.

Журналист: Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как все начиналось, ведь в стране были не самые благоприятные условия для развития интересов такого рода?

Андрей Горбатов: Да, это было начало 80-х годов, очень сложная эпоха, когда не было той свободы, которую мы имеем в настоящее время. По сравнению с тем, что мы имели в то время, какую-то закрытую… сейчас она стала абсолютной.
Я учился с Сашей Башлачевым (“Время колокольчиков”), это человек, который сумел создать бард-рок. Интересный, но, к сожалению, рано погибший человек. Это и другие совершенно замечательные люди, которые создавали уральский, свердловский рок. Я интересовался этнической музыкой еще до того как защитил диплом по теме “История свердловского рока” в 89-м году, потому и был создателем первой кантри группы “Саквояж” в архитектурном институте. Репетировали мы с “Наутилусом Помпилиусом”, который тогда назывался “Али-Баба и сорок разбойников”, только потом он стал называться “Наутилус”, и с “Урфин Джус”- группой замечательной, - и все это было в одном помещении напротив архитектурного института. Было очень интересно общаться с молодым Бутусовым, Умецким и другими членами будущей группы “Наутилус Пампилиус”.
Моя группа “Саквояж” неожиданно в сложнейшую эпоху играла музыку идеологических противников: банджо, мандолина, скрипки. Скрипку привыкли слышать в филармонии , а тут кантри, блюграсс, 83-й год, Брежнев, Андропов, КГБшники, и тут кантри группа. Естественно нам не давали выступать. Это было на уровне Саши Новикова, которому не давали петь. Он, кстати говоря, выпускник моей школы 110-й на улице Бажова. Тоже уралец, свердловчанин. Это человек, которого я очень давно знаю. И в тот период кантри стало моим любимым жанром.  Вот с чего все и началось, как и  моя книга.

Журналист: Почему вы выбрали именно кантри?

Андрей Горбатов: Это история началась в 1977 году, когда я был совсем маленьким мальчиком, тогда исполнилось  200 лет конституции Соединенных Штатов Америки, и туда приехала группа «Needy Greedy Dead Band» и Рой Кларк. Это была первая ласточка из кантри в середине 70х.  Так получилось, что через телевидение каким-то чудом кто-то из редакторов  сумел пропустить пятнадцатисекундный эпизод с игрой на банджо. Я безумно влюбился в этот инструмент, потом какая-то газета написала, что есть город Нэшвилл в штате Тэннесси.  Тогда я стал интересоваться кантри и икать, Интернета не было, в энциклопедиях информации нет, приходилось слушать “голос Америки” подпольно, за что мог пострадать, потому что  написал материал в Комсомольскую газету “На смена” в 1979-м году о том, как я слушаю Джонни Кэша, Долли Партон на даче у дедушки. Я был в восторге, потому что  послушал через шипение множество уникальных инструментов, песен, узнал имена. На радиостанции “Голос Америки” шел час кантри на русском языке, вел передачу   совершенно уникальный  эмигрант, человек, который уехал из страны, видимо, с большим скандалом по идеологии,  и я до сих пор не знаю, кто это был. Точно не Сева Новгородцев, потому что он работал в Лондоне в этот период, да и сейчас  работает, уже 30 лет на своем радио, которое рассказывает о роке, а это был именно “Голос Америки”, и человек, который рассказывал мне по-русски о том, что в Америке есть такой жанр, как кантри - это было безумно интересно. Поймать нужную волну можно было только на даче, потому что КГБшники не глушили пригороды, это было технически невозможно сделать. Если в самом городе нельзя было поймать западную волну, волну из Мюнхена, из Лондона, ВВС, то на даче ловить это можно было с достаточно хорошим качеством. Даже через шумы я чистенько слышал и банджо, и гитару, и скрипки, и мандолину, и домру. Вот после этого у меня началась эта болезнь, я влюбился в блюграсс и в кантри музыку.

Журналист: Куда была ваша первая поездка заграницу, связанная с вашим увлечением?

Андрей Горбатов: Первая поездка была еще в  коммунистические времена. В 1982 году я выиграл два тура  конкурса “мои друзья на берегах Дуная” журнала “Студенческий меридиан”, и мне подарили путевку в Чехию. Так получилось, что студент закрытого города  попадает в Чехию, где много кантри. Я был удивлен и обрадован тем, что по Праге, по Пльзеню сидели ребята, которые прямо на улицах играли на банджо. Это было настолько интересно.  Информацию о кантри я брал у эстонцев и поляков, потому что с запада вообще невозможно было ничего узнать в те времена. Это была первая поездка, когда я узнал, что существует чешское социалистическое кантри и фестивали политической песни. Дальше было интереснее. Так  как я не поехал на мемориал Лидице, опоздал на автобус, руководитель группы, Кгбшница опять же, сказала: “больше, Горбатов, ты никуда не поедешь”. И действительно до 1989 года меня за рубеж больше не выпускали, хотя были возможности поехать в ГДР например. Я не хотел специально опаздывать на этот автобус, просто гулял по Праге целый день, общался с иностранцами, и не уследил за временем. 
В 1989-м мне удается все-таки попасть на первый фестиваль кантри в городе Пльзень, а в 1990-м был в Финляндии на кантри фестивале. так и пошло: каждый год по 4-5 выездов,  за этот период я посетил несколько десятков фестивалей за рубежом и объездил около пятидесяти стран мира.

Журналист: Можете рассказать подробнее про вашу книгу?

Андрей Горбатов: Во время поездок я делал заметки. В 1992-м году на волне перестройки мне дали гранды на поездку в Нешвил в штат Теннесси, месяц работал там в архивах, был так же в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Миннеаполисе. В итоге мне удалось собрать материал, который в  конце 1993го года вышел в издательстве “ИнтерМедиа”, которое  является монополистом в музыкальной информации. Инициатором был мой друг, издатель  Евгений Сафронов. Книжка “Кантри - музыка в экс-СССР” вышла по заказу американцев только на английском языке, на русском ее до сих пор нет. Так получилось, что Артемий Троицкий издал свою книгу на русском, а мне не удалось.  Пока это моя единственная книга, надеюсь написать вторую, переработанную, исправленную и уже на русском языке.

Журналист: У вас столько опыта и информации, как  вы делитесь ей в России с людьми?

Андрей Горбатов: Прежде всего у есть меня агентство, и я поставляю на корпоративки не просто программы, а именно “погружение”, то есть участие. Вот если бы сегодня Горбатов делал пикник, на котором мы сейчас находимся, организованный сетью турецких отелей “Rixos”, то здесь бы уже были африканские барабанщики, и люди бы учились  играть на этих барабанах, а здесь около трех тысяч человек.  Этакое живое соприкосновение. Сегодня тут играл на барабанах Артем Узунов, который также в моем агентстве. Он потрясающе играет на арабских барабанах. Я с ним работаю несколько лет. Он потрясающе играет на арабских барабанах, обладает разными ритмами разных наций мира, работает в группе “Арабан”, ансамбле “Ахтамар”, и других.

Журналист: Расскажите пожалуйста в каких странах какие существуют национальные инструменты?

Андрей Горбатов: Арабский мир объединяет инструмент “уд” это лютня,  похожая на готическую средневековую лютню. У меня в Москве есть несколько мастеров,  которые великолепно владеют лютней, один из Палестины, второй из Сирии. Также существует банджо, Пятиструнная банджо со специальным строем - это инструмент кантри и блюграсс. Есть специальная американская мандолина тоже в стиле кантри особая, гибсоновская, либо мартиновская мандолина.  Что касается Армении,  то у меня есть потрясающие дудукисты, которые играют на великолепном инструменте -  дудук, так же струнный инструмент – Кеменче.  Если мы возьмем Японию, то это великолепная японская арфа «Кото», и естественно японские барабаны. Индия – Сарод и  Ситар – это  инструменты, близкие по структуре, но разные по звуку.   Саротисты и ситаристы прекрасные  в Москве, их немого, можно пересчитать по пальцам одной руки. Если мы возьмем музыку северных народов, то это конечно обтянутые кожей бубны.  Нельзя не упомянуть о волынках: кулуарная, интеллигентная, закрытая, пабная, маленькая  ирландская и  пафосная, шотландская волынка парадов и центральных улиц городов. Я могу бесконечно говорить об инструментах мира, потому что я их коллекционирую, кстати очень хорошая коллекция у Андрея Макаревича, с которым мы сделали шесть эфиров на первом канале  передачи “Макарена”, которые можно посмотреть на моем интернет канале.

Журналист: Вы любите стиль кантри, а что-нибудь из русского фольклора вам близко?

Андрей Горбатов: Мне неинтересно заниматься сугубо российским фольклором, потому что слишком много продюсеров и менеджеров занимаются такими артистками как Бабкина, Шаврина, “Золотое кольцо”, “Славянский ход”. Я не вижу развития жанра, к сожалению. В русском фольклоре покойный Дима Покровский попытался развить жанр, но это не получило распространения на уровне Бабкиной. Бабкина делает попсу, и она сама об этом говорит, я ее этим не обижаю.  Бичевская пыталась сделать фольклор, этакая русская Джоан Баез, которую я обожаю. Я работал в конце 90х годов с Бичевской пару концертов. Она пела очень хорошие песни на английском и балладные кантри. Bеликолепная исполнительница, но ведь ей тоже не дают развиваться. Мне интересен русский фольклор в сочетании с шатландскими волынками с молдавской музыкой. Вот такой эксперимент.

Журналист: Где обычные люди могут посмотреть вашу коллекцию?

Андрей Горбатов: Коллекцию можно найти на моем сайте, который существует уже 13 лет. Это кстати один из первых музыкальных сайтов интернета. Я понял, что все заказы и вся связь с миром может осуществляться через Интернет, что Интернет – это будущее. Все газеты и журналы умирают, превращаются в макулатуру, а Интернет сайт не может стать макулатурой, если он содержит интересную информацию. Что касается канала, то достаточно это сложный вопрос. Сейчас я пытаюсь  его поднять, но любые интернет-каналы –  не ровня телевизионным. Их даже сравнивать невозможно.  Возможно через 20-30 лет они смогут конкурировать.  А пока не стоит надеяться на то, что интернет-каналы получат массовое распространение.  Я подумаю продолжать ли свой канал http://koncertagency.ether.tv на базе компании "Ether", потому что его посещаемость даже при пиаре не может сравниться с самыми мелкими кабельными каналами. Если кабельный канал смотрят в день, предположим, 3000 человек, то интернет-канал может посмотреть 1000-1500, ну 2000 человек, очень раскрученный  5-10 тысяч, я даже не знаю такой  интернет-канал, который в день смотрят 10 тысяч посетителей.

Журналист: Как вы думаете лучше привлечь как можно больше народу, или все-таки,      ориентироваться на определенный круг людей, которым это интересно?

Андрей Горбатов: Массовость конечно тоже важна, потому что таким образом мы цепляем человека и приводим его в свою епархию.  Если говорить о контенте, то вот мне, например, тут важны люди, которые возьмут на корпоративки мои этнические программы, и я этих людей начинаю находить здесь, к вечеру у меня уже будет потенциальные 4-5 клиентов, которые мне дадут за лето и за осень несколько корпоративов. И вопрос не в деньгах, вопрос контента и  его продвижения. Деньги – это прилагательное, существительное – это этника и “живая коллекция”.

Журналист: Вы одно время работали с Андреем Макаревичем, есть ли сейчас у вас какие- то совместные проекты?


Андрей Горбатов: На телевидение меня  очень редко приглашают. На канале “Столица” я делал в декабре передачу, посвященную этническим костюмам. “РенТв” не жалует меня, обращался не раз и предлагал идею ввести час “РенТв”, не раз обращался к Швыдкому, не раз обращался к телеканалу “Культура”, который просто обязан сделать  передачу об этнике.  Итолько Сергей Старостин, великолепный музыкант, ведет там иногда передачу, посвященную словянскому этно. Я занимаюсь только балканской славянской культурой, мне это интересно, ну Украина может быть тоже.  Не раз обращался к каналу “Культура” с просьбой дать мне хотя бы полчаса-час каждую неделю с маленькими передачами, где бы рассказывалось о  развитии этно культуры, но  в ответ молчание и отсутствие  какого-либо интереса. А миллионам людей было бы интересно это смотреть. Мы просто упускаем их, люди не знают, что существует этника других наций в России.  А это связано с отсутствием коммерческого интереса, потому что  кто-то из комитета по культуре думает, что существует только русский фольклор и развивать нужно только его. А ведь  у нас на рынках торгуют азербайджанцы, у которых замечательные музыканты. Сапоги и туфли нам  чинят армяне,  и у них есть потрясающие коллективы в Москве. У  еврейского народа, живущего в Москве, есть замечательные Клезьмерские национальные еврейские песни. Потрясающие совершенно  коллективы  из грузинской диаспоры, потому что грузины  здесь торгуют вином, делают свой бизнес. У нас огромное количество диаспор, которые создают свои коллективы, и эти коллективы не хотят признавать нашу культуру, а мы говорим о культурной политике. Происходит полное не признание телевидением реальности. Люди думают, что все только там: в Грузии, в Армении, в Израиле, в Европе, еще где-то, а  на самом деле все  это есть в Москве, потому что Москве– это новый Вавилон. Не хотят признавать, что есть афро-американские профессиональные коллективы, постоянно живущие здесь. Жены у этих артистов русские девушки и  уже родили красивых мальчиков и девочек мулатов. Не хотят признавать, что есть латиноамериканцы, боливийцы, которые живут здесь по 20 лет, и у них уже растут взрослые дети, у которых есть музыкальные коллективы.  Не хотят о них ничего рассказывать.

Журналист: Ваше творчество направлено больше взрослых людей или на молодежь?

Андрей Горбатов: Конечно мы больше ориентируемся на старшее поколение, но и  молодежи все больше нравится этно культура. Я делаю выпускные балы в концертном зале “Россия” для семнадцатилетних девочек и мальчиков, которые ослушались Киркорова и  Децла, тогда многие впервые знакомятся с этникой. И тут такое замирание, катарсис,  прорыв, новая музыка в голову вступила. А подростки все очень хорошо воспринимают,  таким образом, я еще, получается, и просветитель. Я рассказываю людям о том, чего они вообще никогда в жизни не знали и не узнали бы, если бы я этим не занимался.

Журналист: Есть ли прибыль от вашего дела или деньги – не главное?

Андрей Горбатов: Это очень важный вопрос, потому что деньги - это вложение в рекламу, ведь бесплатно никто ничего не делает, за все надо платить. До кризиса этно музыка была безумно модной , и можно было поднять гонорары, близкие по суммам  к поп-музыке.  Я позволял себе делать туры по миру за свой счет, когда я не ездил на гастроли, я отдыхал и знакомился с культурами наций, и платил очень приличные деньги. Конечно, сейчас я во многом себе отказываю, как и все в нашем обществе из-за кризиса, но  несмотря на кризис уже подписываю контракт на 25 июня  на выступление в концертном зале “Россия” моих пятнадцати шоу. Под моим руководством в восьмой раз пройдет этнический выпускной бал уже в “Лужниках”, так как Россия разрушена. Это был потрясающий зал, где я успел сделать 6 выпускных балов. Седьмой я дела уже в “Лужниках” и вот этот будет проходить там в ночь с 25 на 26 июня.   Сейчас, конечно же, трудно, гонорары понизились, но до сих пор эти группы  приносят мне доход. Я надеюсь, что этническая музыка все равно будет выживать. Артисты не выступают бесплатно, да и объемы продаж артистов уменьшились, но все равно я держусь на плаву, может благодаря харизме, может из-за того, что я очень люблю это дело, люблю свою профессию, люблю свое творчество, мое творчество в музыкантах, и, что важно, и умею их кормить.

Журналист: Вы можете рассказать о костюмах различных стран мира?

Андрей Горбатов: Я езжу по странам и коллекционирую этнические костюмы много лет. У меня есть хорошая коллекция кантри костюмов. Многие вещи мне привозят мои музыканты из Боливии, Австралии и других стран мира. Есть китайская коллекция, индийские сари, мужские сари. Однажды ко мне обратился Вячеслав Зайцев, наш великий модельер, я безумно преклоняюсь перед ним, и дай Бог Юдашкину добиться того, чего добился Зайцев, я всегда это говорю. И я принял участие в передаче “Модный приговор” 6 мая 2008 года, после чего последовала масса интереснейших звонков и предложений. В программе меня осудила моя бывшая жена, с которой я прожил почти 20 лет, старшая дочка, хотя ей нравится как я одеваюсь. В результате меня пытались переодеть в классические одежды, но вы же видите, я сейчас опять в своей ипостаси, так что у них не получилось, я все же очень люблю этнические костюмы и ношу их. Люди подходят, спрашивают, где такое чудо можно достать, это приятно.   

Журналист:  А действительно, в Москве вообще возможно достать такие вещи?
Андрей Горбатов: В основном по заказу, но в принципе появились магазины. есть  магазин  стиляжной одежды на Покровке. Я  был потрясен этим фильмом Тодоровского, там играют мои ребята, Женя Маргулис делал саундтрек. И возник магазин “Бибоп”. Есть магазины рокерской одежды, там попадаются и кантри вещи. Горбушка, где можно достать кантровый стиль, в этнических  магазинах продаются интересные китайские костюмы. Индийские костюмы в магазинах фен-шуй. Их достаточно много по Москве. То есть сейчас проблем- то нет, хорошие казаки купить можно в Москве, причем  даже изысканные “Тони Лама” пусть и  за хорошие деньги.

Журналист: Какие у вас планы на будущее?

Андрей Горбатов: Прежде всего, меня интересует развитие моего телеканала. Не так просто открыть телеканал, это большие затраты. И конечно мне трудно поднимать его, потому что посещаемость канала пока небольшая, но вместе с тем я стараюсь развивать свой сайт, развивать отношения с корпоративщиками, надеюсь на очень активное лето. Я стою, как и агентство Князева, и агентство “Праздник” Кирилла Морозова, на первых местах, потому что я давно признан, как живая коллекция, уже с прошлого века. И, если кому нужна этника, люди знают, что надо идти к Андрею Горбатову, потому что я эксперт в этнической музыке, попсу, и джаз, и блюз, и рок можно взять и без меня, и клоунов затейников, и ведущих, их много, а вот в этнике я представляю тот  самый уникальный сегмент, ради которого я живу. 12 июля с группой «Намгар»  мы едем на гастроли в Осло, даже не в само Осло, еще от него на север 350-400 км. В маленькую деревушку, в которую собирается 30 тысяч человек, чтобы восхититься этническими музыками разных наций мира. И я надеюсь, что поездка будет уникальная, я непременно вам о ней расскажу в следующем интервью.