Лесной извозчик

Александр Белобородов
     Эта маленькая история из жизни Миши, когда он был подростком. И произошла она в 1930 году.
     Миша был старшим, и трудиться приходилось деревенскому подростку, наравне с взрослыми. На дворе стояла холодная зима. В этом году снег падал каждый день и по этой причине в лесу и на лугах лежали глубокие сугробы. Разнарядка на заготовку леса пришла жесткая. Приходилось работать с утренней зари до поздней ночи. В это время тяжело приходилось даже взрослым. Взрослые валили лес и складывали в бурты, а подросткам досталась работа «полегче». Подросток Миша и его сверстники управляли санями, запряженные лошадьми. Можно возить брёвна по 2-3 хлыста, однако заработок исчислялся из привезенного леса. По этой причине Миша загружал телегу побольше. И в конце дня он получал целый трудодень, наравне с взрослыми…
     Наступило утро, мама Катя нежно потрепала Мишу за голову.
- вставай, а то проспишь,
- сейчас, ещё минутку, петухи не пели
- вставай, ты ведь знаешь, когда петухи пропоют, будет уже поздно
     И действительно можно опоздать. Петухи поют на заре, а до этого времени нужно запрясть Зорьку. Миша соскочил и выбежал на улицу. Морозное воздух ударил в лицо и сильно ущипнул на нос и щеки. Миша в одной тужурке сбегал за сарай. На обратном пути он обтер лицо выпавшем за ночь снегом. Мама успела подоить корову и теперь шла в дом с полным ведром молока.
- шо ж ты окоянный, в таком виде на морозе бегаешь
- да я мам быстро
     И побежал в дом. Здесь он обтерся полотенцем и стал собираться. Мама Катя налили молока в кувшин, и поставила ведро на лавку. Достала испеченный вечёр хлеб. Хлеб был душистым, в нем была даже мука. На днях давали паек за трудодни, и это был большой праздник. Из заготовленной коры липы, после вымачивания, делали мочало. Однако оставалось много коры, которая шла на покрытие для крыш. Но было ещё одно применение для коры. Её ели.
     Лес, это огромный кладезь для выживания. Благодаря лесу, многие в деревнях, просто выживали. Каша из лебеды, вкусная, но довольно редкая. Её нужно набрать много, а её заросли давно поделены между деревенскими.
Оставшуюся липовую кору толкли в ступе. Затем, получившуюся массу просеивали через сито. Из того что просеивалось, пекли лепёшки и хлеб. Крупные комочки шли на приготовление каши. Когда, на счастье была мука, её добавляли для хлеба. Это было просто праздничное угощение.
     Итак, Миша собрался, поел «праздничного хлеба» с молоком и побежал запрягать Зорьку. Он побежал на колхозный скотный двор. Вывел из стойла Зорьку и запряг в сани. Небо начало голубеть и ночные сумерки начали таять. Обозы с рабочими колхозниками двинулись в лес. В сани к Мише сели трое соседских мужиков и они поехали.
Перед весом «обоз» разделился и каждый тронулся на свою, выделенную делянку. Без каких либо приключений они добрались до своей вырубки. Здесь мужики взяв свои инструменты пошли валить деревья. Дядя Федор сказал Мише:
- можешь пока отдохнуть
- а можно я вам подмогну
- подрастешь, тогда и будешь валить лес
- я не маленький
- конечно не маленький, вот по этому, готовь сани скоро грузить брёвна.
     Миша сорвал ветку Липы и стал потихоньку пережёвывать почки. Молодой растущий организм требовал еды. Он дал Зорьке сена из саней, а сам лёг и стал смотреть в светлеющее небо. Сумерки отступили и в лесу стало светло. Вдруг до ушей донесся голос дяди Пети:
- Мишка ты где, пора увозить бревна
     Миша соскочил, взял поводья и направил сани к приготовленным брёвнам. Бригада принялась за подготовку следующей партии. В обязанности подростка входило не только перевозка бревен, но и погрузка. Для этой цели в санях были подготовлены две жерди. Загрузив бревна, он поехал к реке. Здесь был оборудован склад для бревен. Через час они с Зорькой благополучно добрались до места и разгрузились. Бригада колхозников складировала бревна в бурты.
     На обратной дороге, с пустыми санями, можно было немного передохнуть. Зорька шла легкой походкой, бег по снегу невозможен. Единственный зверь, которому глубокий снег не помеха это лось. Его длинные ноги словно предназначены для бега по глубокому снегу.
Когда Миша добрался до места, то его ждала очередная приготовленная кучка брёвен. Всё было отработано и подросток, быстро погрузив бревна, отправился в очередной рейс. Так продолжалась смена подростка Миши. К вечеру он и Зорька были измотаны и до деревни они добрались усталыми, но довольными. Однако в деревне их встретила ужасная новость. Сосед, такой же подросток, работал на другой делянке. Что бы увести побольше брёвен он загрузил лишних два бревна. По дороге из лесу снег под санями, с одной стороны, осел и сани наклонились.  Брёвна покатились и придавили подростка. Он пролежал под этой кучей больше часа. Его увидел дядя Семён, который работал на этой же делянке, и уже возвращался обратно с пустыми санями. Дядя Семён был инвалид и по этой причине другую работу ему не давали. Он с трудом освободил паренька и довёз до деревни. С переломанными ребрами, но живой.
     Миша побежал навестить друга и просидел у него около часа. Домой он дошёл угрюмый. Поел и лёг спать. Так прошел один из дней подростка Миши, живущего в глуши, где до райцентра 20 км., а до ближайшей железнодорожной станции более 120 км. Здесь бытовала пословица –«лес, тайга, медведь хозяин».