Борец

Виктор Светозарский
Описывая свои лыжные пристрастия, я вскользь упомянул о том, что мне довелось стать участником соревнований по вольной борьбе, которые проводились в масштабе училища. Это произошло весьма буднично: после одной из вечерних поверок, проводимой лично командиром батареи, он зачитал список из фамилий нескольких курсантов, в который попал и я, объявив, что мы отобраны им для участия в соревнованиях по вольной борьбе. Для меня это было неожиданно.

Командир с моих слов знал, что я два года занимался классической (греко-римской) борьбой и имел второе место среди юношей на первенство Трудовых резервов г. Ленинграда. Остальные из списка были самбисты и только трое вольновики. Я попытался объяснить, что классическая и вольная борьба - это совершенно разные стили, но командир, очевидно, что-то знал об этом, так как его ответ был весьма лаконичен:
- Следи за ногами, чтобы не подставили подножку!
На этом вопрос о включении меня в сборную команду от батареи на соревнования по вольной борьбе был закрыт.

Конечно ему легко сказать: " Следи за ногами," а как это сделать, если привык, что в классике запрещены подножки, захват ног и так далее, то есть классика - это борьба до пояса. Хотя и в ней имеются свои "подводные" камни, особенно когда борьба происходит в партере. Тебя запросто могут схватить за яйца или укусить, не оставив следа. Были и анекдотично-комичные ситуации, когда ты захватил противника и готов применить против
него приём, в этот самый момент твой соперник может так от души пердануть, что зрительский взрыв хохота передаётся тебе, заставляя слегка ослабить хватку, чем мгновенно и воспользуется противник. Результат - приём не проведён и очки не заработаны.

Попадались и хамы, как я их называл. С одним таким довелось встретиться на ковре на соревнованиях Трудовых резервов. Моя привычная весовая категория лёгкий вес, то есть до 62 кг. Встал на весы - 62,5. Тренер:
- Беги в туалет, выжимай из себя всё! Пропотей! У тебя ещё есть 40 минут до контрольного взвешивания!
Но мне ничего не помогло: нужду справил только маленькую, а вот пропотеть совсем не удавалось. Итог - попадаю не в свою весовую, а в первый полусредний вес - до 68 кг. Тут я и потух. Тренер только рукой махнул, типа: " Да, пошёл ты...." Сижу в раздевалке переживаю. И тут влетает коллега и кричит:
- Витька, ты где?! Твою ты мать! Тебя уже второй раз на ковёр вызывают! Тебе бороться! На третий вызов не явишься - снимут!

Стрелой влетаю в зал. Тренер одними губами сказал всё, что обо мне думал. Ладно - главное успел. Судья вызывает на середину ковра и, тут я рассмотрел своего противника. Чуть выше меня ростом, но кабан, мама не горюй! В нём не до 68 кг, а все 90! Ох, и здоров, слоняра! У меня всё внутри как-то съёжилось. " Не по мне - думаю. - Вот что значит не в свою категорию перескочить." Сошлись. Поприветствовали друг друга и он мне с ходу ладонью в лоб! На! Получи! Я на пару шагов назад отлетел. Башкой тряхнул. Пребываю в полном удивлении и непонятках. Судья почему-то потолок рассматривает, а это мурло приближается и нехорошо как-то улыбается. Я не испугался. Обиделся на этого нахала так, что уже через 20 секунд первого раунда закончил поединок чистой победой, уложив кабанчика не просто на лопатки, а, припечатав его к ковру всей задней стороной туловища...

А тут меня на вольную сватают. Кто его знает: какие у них свои хитрые хитрости есть? Я не знал, хотя слышал, что многие классики со временем переходят в вольную борьбу. Ладно: прорвёмся! До соревнований месяц. И тут комбат делает царский подарок: всем борцам разрешено 2-3 раза в неделю посещать баню на Балтийском вокзале для сброса веса!!! Вот это да! К чёрту все сомнения! Плевать на соревнования! Главное не место, а участие! А до участия - баня!!!

Если кто-то думает, что мы как-то специально готовились к этим соревнованиям - напрасно. Никак не готовились, не считая "сбрасывания веса" в бане. Сброс происходил следующим образом: парились до изнеможения, а потом заправлялись пивом, разбавляя его водкой и, закусывая солёной рыбкой. Таким образом, что скидывали, то и набирали. Господи, как же нам было хорошо! Но...

В училище праздник - правильно, спортивный по вольной борьбе. Я был одет в синее борцовское трико, а вместо борцовок - в кеды!  ??!!  Весьма странная обувь для борьбы. Ну, да ладно! Программа максимум заключалась в том, чтобы, если проигрывать, то по очкам.

Я выступал в весовой категории до 68 кг. Позади пять схваток: две выиграны чисто, две по очкам и одно поражение. Сообщение о том, что я вышел в финал, для меня было полной неожиданностью. Подумалось: здесь, наверное, большая половина таких же "вольновиков", как и я, но, чёрт возьми, было приятно за себя.

Финал. Второе место мне обеспечено по-любому. И взыграл во мне азарт, дух соперничества. Судья вызывает на ковёр. Сходимся. Приветствуем. Здоров бугай! Вызывает вполне заслуженное уважение. Чувствуется, что он истинный вольновик. Хотел "связать" мне руки, но не вышло. Сам люблю это делать. Почувствовал. Опустил руки, готовясь подловить меня на что-нибудь. Вот это выпад! Проворонил его подножку. Чудом удержался на ногах!
Надо быть внимательнее. Не смог. Новый выпад, подсечка и я в партере на гимнастическом мосту. Давит, пытаясь дожать меня на лопатки. Хрен тебе в сумку! Шея ещё не успела "сдуться". Ух! Свисток. Конец второго раунда.

Отдыхаю. Впереди последние три минуты. Сил почти не осталось. Знаю, что он ведёт по очкам. Коль проиграю, то пусть по очкам. Судья приглашает на ковёр. "Держись, Свет" - подбадриваю сам себя. Подбадривают и сослуживцы, но, как только начинается схватка, то ты уже не слышишь подбадривающих криков, не видишь зрителей - только твой соперник и судья! Всё!

Ходим. Смотрим в глаза друг другу, пытаясь предугадать начало атаки. Он сделал выпад. Я успел перехватить его левую руку и блестяще провести приём "Вертушка". Есть очки! В партере не задерживаемся - снова в стойку. Хотя мне бы лучше в партере - забываю контролировать ноги от подножек и подсечек. Может дать провести ему приём и побороться в партере. Там я себя лучше чувствую. Нет, дарить очки на халяву не хочу. Да, и кто знает,
как оно всё дальше пойдёт. Бугай прёт на меня буром. Разозлил я его. Вспомнил, как мне на соревнованиях в лобежник заехали. Попробовать? Сходимся. В какой-то момент отпрыгиваю в сторону, чем на секунду заставил соперника растеряться. Этого было достаточно, чтобы завершить коварный план. Я снова оказался рядом с ним и одновременно, подбивая его ногу, ладонью приласкал бугая в лоб. Он явно был к этому не готов и, потеряв равновесие, рухнул на ковёр. Я на него!...

Стоя на гимнастическом мосту, он исхитрился высвободить руку и мои яйца оказались в его кулаке. В глазах потемнело, но я сдержал вопль боли. Моя хватка ослабла и уже я вынужден был встать на гимнастический мост...

Я, проиграв 0,5 балла, занял второе место. Всё често: я нарушил правила и получил сам в ответ. Я был ему весьма признателен, что он не сделал из яиц яичницу...

Перед обедом командир батареи построил личный состав:
- Курсант Светозарский!
- Я!
- Выйти из строя!
- Есть!
- За высокие показатели в физической подготовке и за занятие второго места на соревнованиях по вольной борьбе, объявляю Вам благодарность!
- Служу Советскому Союзу!
- Встать в строй!
- Есть!
- После обеда зайдите в канцелярию. Я выпишу Вам увольнительную записку.

Это была высшая награда!