А правда ли, что евреи отвечают вопросом на вопрос

Семён Вексельман
А ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЕВРЕИ ОТВЕЧАЮТ ВОПРОСОМ НА ВОПРОС?




     Мансур прилетел точно на Пурим. Мансур  Михайлович - это мой друг. Он был директором школы, в которую я пришёл попробовать себя в качестве учителя в далёком 87-м году. Или в в 88-м? А, не важно. Но если бы он меня не принял на работу, вероятнее всего, учителем бы я не стал. И вся моя жизнь, это уж - сто процентов, сложилась бы иначе.
     В Израиль он прибыл впервые. И для него, как для учителя истории с тридцатилетним стажем, эта поездка была совсем не рядовым путешествием к месту отдыха. Мы с ним побывали в таких местах, куда я мог с лёгкостью его сопроводить, а кроме этого он заказал несколько настоящих экскурсий.
     И вот наступил последний вечер его пребывания в нашей стране. Он как раз возвратился из Иерусалима, наполненный впечатлениями, а тут и мы с Валей подъехали в его гостиницу, чтобы поужинать вместе и попрощаться.
     Гостиница находилась в Нетании. Нормальная такая, вполне приличная гостиница. Только категорию её определить мне никак не удалось. Самому Михалычу его тур-агент в Москве сказал, что гостиница эта чуть более, чем трёхзвёздочная. Как такое может быть - мы не поняли. Поэтому в вестибюле я принялся изучать, вывешенные на стене, сертификаты. Их там было пять штук, соответственно годам, начиная с 2007-го. И на каждом по-аглицки было написано, что этому ''хотэлю'' присуждены пять ''хороших цветочков''. И кстати эти цветочки были изображены на каждой из ''вверительных грамот'' в количестве пяти штук. ???
    Первые два раза, когда я приезжал в эту гостиницу за Мансуром и возвращал его, на ресепшен сидели русскоговорящие дЭвушки. Но сегодня, вопреки ожиданиям, это место занимала дама местного производства, однако, произносящая по-русски числительные и фразу ''добри веччр''. Числительные требовались клиентам для получения ключей от комнат и уточнения времени завтрака, при отбывании на ранние экскурсии. Все другие вопросы, обращённые к ней толпами русских туристов, она пропускала мимо ушей.
     Одна группа из пяти тёток и, громоздящегося над ними, толстого муж-чины, тщетно пыталась что-то узнать у нее о достопримечательностях Нетании и о том, где поблизости можно поужинать. Английским наши люди не владели, а служительница отеля не раз предложила им перейти на этот доступный для всех (не иврит, всё таки!) язык. Оставшись непонятой, группа товарищей удалилась в направлении лифта, а к ресепшен подошёл паренёк и сходу по-русски начал задавать свои вопросы. Ему также было предложено перейти на ''англит'', чего он и сделал, помыслив две-три секунды. Этот диалог длился в целом минуты две и прошёл гораздо успешнее. Молодой человек легко взбежал по ступенькам и скрылся из глаз.
    Мы продолжали ждать, когда спустится из своего номера Мансур, и действительно, через минутку лифт щёлкнул, двери открылись, но в кабине мы увидали совсем не нашего гостя. Там находилась та же самая кучка народа, что пять минут назад мучилась у стойки, ломая язык. Мужик, как явный предводитель компании, громко и недружелюбно обратился из кабинки к дежурной по гостинице:
     - А Вы знаете, что лифт на третьем этаже не открывается?!
     Работница гостиничного сервиса, в свою очередь улыбаясь, покрутила головой, естественно не поняв ни слова, и в какой-то момент уставилась на меня. Она правильно сориентировалась. Во-первых, несколько минут назад я с ней разговаривал, хотя и не на слишком хорошем иврите, но, отнюдь, не по-русски и даже не по-английски. А во-вторых, больше ей смотреть всё равно  было не на кого.
     Собрав силы, я перевёл ей вопрос несчастных узников ''маалита'' (лифта).  И тогда она произнесла единственное возможное в данной ситуации:
     - Ляма (почему)?!
     Люди в лифте ждали и глядели на меня вопросительно, и я решил, что просто обязан перевести им полученную информацию.
     - Она спрашивает вас: ''почему?!'' - произнёс я, стараясь сохранить интонацию ''хозяйки'' заведения.
     Мужик в лифте шумно вдохнул, явно собираясь продолжить разговор по-русски, но, то ли не найдя слов, а скорее, поняв бесполезность дальнейшего общения, внятно ругнулся и, сверкнув глазами, захлопнул со всей силы дверь, одновременно давя на все кнопки сразу...
     Я ржал, глядя на Валю, а дама на ресепшен пыталась мне объяснить своё удивление:
     - Почему лифт не открывается на третьем? Ведь он не должен открываться на четвёртом этаже!
     Я не нашёл, что ей ответить. Может быть, просто не подобрал подходящего вопроса...

                24.03.2011. Хайфа.