День открытых дверей в районной больнице

Сергей Шалинский
       Сегодня «День открытых дверей» и вы, старшеклассники, очередной раз взвешиваете свои желания и сомнения, и решаете для себя быть вам врачами или нет.

       Вы услышали от нас, проработавших не один год на медицинском поприще, как  хорошо быть врачом и какая это прекрасная работа - спасать больных. Хорошо будет, если после нашего разговора вы задумаетесь о причинах своих желаний и сделаете правильный выбор.
       В своём выступлении, рассказывая о профессии, я хотел бы показать врачебную деятельность с научно-материалистических и духовных позиций и тем самым подтвердить сложность выбора, который вас ожидает.
       Давайте сразу договоримся, что не будем долго рассуждать о важных, но, тем не менее, приземлённых вещах: зарплате и льготах для медицинских работников. Иначе мы неизбежно перейдём к критике государственной политики в области здравоохранения. На сегодня и в обозримом будущем, медицина как отрасль – это не место для зарабатывания денег. Зарплата у врачей всегда была невысокой. Истории известен такой факт: пришел как-то к Сталину И.В. первый нарком здравоохранения Семашко Н.А. и пожаловался на низкую заработную плату медработников в надежде, что вождь прочувствует остроту проблемы и поднимет им довольствие. Отец народов внимательно выслушал его и, не выпуская трубки изо рта, сказал: "Хорошего врача прокормят пациенты, а плохие нам не нужны!" Это положение дел сохраняется до сих пор и останется таковым в обозримом будущем.  До 1917 года, в системе земской медицины, врач получал достаточное ежемесячное содержание, которое позволяло ему, ни в чём не нуждаться и спокойно работать.
       Конечно, вы ещё не такие прагматики как мы взрослые, поэтому поговорим о более романтичных вещах.
       Как вы представляете себя в медицине? Что для вас врачебная специальность, профессия или призвание?
       На сколько это возможно, я попытаюсь за вас ответить на эти вопросы.
       Пациенты и профессионалы от медицины, рассуждая о профессии врача, определяя значимость его труда, как правило, говорят банальные сентенции, отражающие ту или иную область деятельности в профессии. Но наиболее значимые из них определяют, что это искусство или служение. Поскольку врачебная профессия предполагает взаимоотношения людей и касается самого дорогого, что есть у человека - здоровья, в нашем разговоре мы будем касаться мистической, до сих пор трудно осознаваемой области действия врача, в которой переплетаются причины болезней, как следствия грешного образа жизни человека; духовное мировоззрение пациента и врача.
       В молодые годы, когда ты только становишься врачом и начинаешь работать, как тебе кажется, на благо всего человечества, как правило, не задумываешься об истинных причинах болезней, о духовных составляющих здоровья. Тебя как врача вполне удовлетворяют научно-материалистические объяснения.
       Работая, ты не размышляешь о профессии – на это нет времени, и ты постепенно погружаешься в повседневную рутину: последипломное образование, лечение и диагностику заболеваний,  мнишь себя спасителем больных от безжалостной смерти и часто проигрываешь борьбу с ней, на собственных ошибках познаёшь этику и деонтологию взаимоотношений с пациентами и коллегами.
       Стремительный бег времени и ежедневные заботы не позволяют задуматься о самом главном… Кто же он такой - больной? Какой он человек и как его образ жизни влияет на здоровье? По прошествие времени ты понимаешь, что ответы на эти вопросы важны для тебя как профессионала. Не ответив на них, ты так и останешься, в лучшем случае, мастером, а доктором с большой буквы не станешь. Приходит время посмотреть на себя и ответить на вопросы, касающиеся лично тебя. Какой ты врач, и каким видят тебя пациенты? Какие достижения у тебя или ты работал всё это время вхолостую? Что ты понял о больном человеке или он остался для тебя загадкой?
       Когда М.Я. Мудров и С.П. Боткин говорили, что надо лечить больного человека, а не болезнь, они подразумевали видение больного врачом в единой телесно-духовной природе. Корифеи российской медицины были православными врачами, и подобное отношение к больному для них было естественным. Редкий современный доктор понимает этот тезис, и причина кроется в его атеистическом мировоззрении. В текущей рутине дней врач не будет думать о духовных причинах заболеваний, он постарается отстраниться от подобных мыслей и максимально использовать возможности медицинской техники, результаты многочисленных анализов и обследований. И, получив информацию, взяться за лечение болезни. Кстати сказать, в медицинских учреждениях много современной техники. Но не надо обольщаться на её счёт. Техника лишь облегчает работу мастера, но не подменяет его собой. Она позволяет быстрее поставить диагноз, но не заменяет собой работу мысли.
     Врачи нового времени, как правило, не осознают, что леча больного, они трудятся, если можно так сказать, в рамках Промысла Божьего о человеке. Доводилось неоднократно видеть, как самая своевременная медицинская помощь, лекарственные препараты последнего поколения, квалифицированные и опытные доктора не могут спасти больного. Если больной выздоровел или выжил вопреки всему, то это не в полной мере заслуга врача. Надо помогать больному в его беде – болезни, и не возлагать на себя функции Создателя. Чтобы осознавать это, надо иметь соответствующее мировоззрение.
       Каким должен быть доктор с точки зрения пациента и общества?
       Наши больные придумали себе доктора Айболита… Они хотят, чтобы врач был добрым, внимательным, милосердным, сострадательным, умеющим дать полезный совет, и не один. Наконец, он должен сотворить с больным маленькое чудо – вылечить его. А если не получилось, то чаще в неудаче винят врача и современную медицину. Больному неинтересно знать причины его заболевания. Он по-прежнему убеждён, что в «здоровом теле – здоровый дух», а не наоборот. Он боится даже предположить, что здоровье тела находится в прямой зависимости от душевного здоровья. А ведь это страшно осознавать, что твой грешный образ жизни есть причина болезней.
       Нас учили, что врач-профессионал должен относиться к больным одинаково, независимо от своих политических, национальных и других пристрастий; быть способным к самоотверженности, к отказу от удобств и покоя ради помощи больному. Он должен до конца бороться за жизнь человека. Эти пожелания вошли в клятву врача, они аксиоматичны и сомнений не вызывают. Но благие пожелания так ими и остались. Должен… Обязан… В этих требованиях изначально заложен внутренний конфликт: проще не исполнять предписанное, чем исполняя быть под постоянным давлением стресса. Врач, не эфемерное существо, не ангел, он человек и ему свойственны те же пороки и заблуждения, что и его пациентам. А собственно, что вы хотите от обыкновенного врача? Он плоть от плоти нашего общества... Какой же выход из этого противоречия?
       Профессия врача, как ни какая другая близка к рубежу мировоззрений. С одной стороны – наука и все её достижения в анатомии, физиологии, фармакологии и других дисциплинах, а с другой – духовная парадигма, рассматривающая человека в совокупности души и тела.  В идеальном варианте, врач должен работать на стыке мировоззрений и тогда он будет способен увидеть в больном страдающего человека. Для эффективной помощи, врач проявит не только профессиональные умения, но и отдаст больному часть себя: внимательно и участливо выслушает, будет сострадать и милосердствовать в болезни. Забота о больном не сведётся лишь к назначению режима и лекарств, в большей мере доктор будет нужен больному как человек, которому можно доверить своё отчаяние, свои надежды, хоть какую-то перспективу, включая готовность осознать и принять свою судьбу.

       В заключение расскажу вам случай из истории здравоохранения района.
       Готовясь к  празднованию восьмидесятилетия здравоохранения района и просматривая кадровый архив, мы вспомнили  реальную историю, произошедшую в середине пятидесятых годов.
       В конце Великой Отечественной войны, в участковую больницу села Успенка Локтевского района приехал работать врач Нойкин Николай Васильевич, в недавнем прошлом фронтовик.
       В больнице он проработал недолго по причине ранений и болезней. Как иногда бывает с добросовестными и преданными делу людьми: доктор лечил больных и забывал о себе. В самый критический момент болезни, по просьбе районного отдела здравоохранения, из краевого центра за ним прилетел одноместный самолёт. И надо же было такому случиться, что незадолго до прилёта самолёта, из села Самарка привезли роженицу нуждавшуюся в  срочной операции.
Доктор принял решение - в Барнаул улетает роженица.
Ребёнок родился здоровым, вскоре и мама пошла на поправку. Доктор Нойкин умер незадолго до их выписки из больницы.
За давностью лет мы не знаем, чем болел Николай Васильевич, но совершенно ясно, что когда настал момент выбора, он пожертвовал собою во имя ближних. Кто знает, может быть все, что делал Николай Васильевич, всё к чему он стремился было посвящено только этому единственному поступку.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Евангелие от Иоанна 15:13)
В нынешние времена, вероятность подобной ситуации ничтожно мала. Но тем и ценен этот случай, показавший нам подлинную высоту жертвенного человеколюбия.

май 2011 г.