Материалы, не включённые в юбилейный выпуск

Пушкинский Ключ
Предлагаемые ниже стихотворения не уместились в юбилейном выпуске альманаха "Река Времени - День поэзии года", который здесь мы воспроизводим постранично. Его книжную версию (http://www.proza.ru/2011/03/23/322) вы можете посмотреть на собственной страничке издательства "Река Времени": http://www.proza.ru/avtor/reka10


 


Валентина Михайлова


Салону  З.  Волконской

Потолок  со  старинною  лепкой,
Будто  с  прошлым  ведёт  разговор*,
И  всё  кажется  нам  нередко
Ту  беседу Поэт  завёл.

             Вот  сидит  он  тихонько  в  сторонке
             И с  вниманием  щурит  глаза, -
             Всё  как  будто  в  салоне  Волконской, -
             Те  же  лица  и  те  же друзья.

Где-то  тут  Веневитинов  Дмитрий,
М.  Раевская  тихо  вошла,  -
Взгляд приветливый,  миру открытый,
Что  случится,  не знала  она.

            Виельгорский играет этюды,
            А. Мицкевич  читает  стихи,
            И  чарующий голос  откуда?
            Это  голос  хозяйки звучит.

Но,  вглядевшись  внимательно  в  лица,
Обнаружил  поэт,  что  салон
Как-то  сразу  переместился.
Оказался  в Воронеже  он.

             А вокруг  друзья-пушкинисты
             Ему  вечную  славу поют.
             И  искрятся  глаза лучисто
             От      того,  что  услышал  он тут.

Это  Чириков,  Кононов,  Пресман,
Иванова  и  Сапина  так
Зачарованно  и  интересно
О  поэте  ведут   рассказ.

              Что,  забыв  повседневности  жизни,
               Вспоминаешь  салон  на  Тверской.
               И прекрасную  Зинаиду,
               И  поэта голос  живой.

                25.02.04.

____________________
* Речь идёт о воронежском клубе "Друзья Пушкина", упоминаемые здесь фамилии - реальные лица, активисты клуба. (Примечание публикатора)..

***

Вновь  посетила  я...

Вновь  посетила  я  прекрасные места,
Где всё  пронизано   поэзией  и светом,
И  словно  очутилась  в  сказке  я,
Уже давно  написанной  поэтом.

Давно?  Он где-то  рядом,  он  -  везде,
И пусть  его  дыхания  не слышно,
Знакомый  профиль  отражается  в  воде.
И   о таинственном  тихонько  шепчут  листья.

Опять  мне  машет  мельница  крылом,
Берёзки  белоствольные  кивают,
Зовёт  горбатый  мостик  над  прудом,
А  чуть  поодаль  Сороть  голубая.

На  всём  особенная  грусть  лежит,
И вся  природа,  словно,  в  ожиданье,  -
Вот-вот  придёт  Хранитель,  прибежит,
Проявит  ко всему  своё  вниманье.

Но...  нет Хранителя,  Поэта  тоже  нет,
А где-то   тут  оставлена  записка,  -
"Мы  скоро.  К Прасковье только сходим  на обед
Недалеко тут  рядом.  Совсем  близко".



Лев  Коськов


             Что  сделали из  берега морского
             Гуляющие  модницы и  франты?
                А. Блок
В тумане  лица:  важные событья
Легендой  стали  или  анекдотом;
Годам  потерян  счёт  - и потому
Наглеет  не по  чину  стихотворец.
Он может  нынче  мнить  себя  поэтом,
Со  всеми  быть  на  дружеской ноге:
Глядеть  в  глаза  Наталье  Николавне,
Бранить  царя,  Булгарина,  язвить,
С Кавериным  кутить,
                блистать  в  салонах,
Дышать  Невой и  с  Дельвигом  о славе
И  об  литературе толковать.
За Пушкиным  поспеет  он  повсюду:
Сегодня  в  камер-юнкерском
                мундире
Он будет на  балу  в  мазурке мчаться,
А  завтра-послезавтра  он напишет:
"Пора,  мой  друг,  пора"  -
                иль  нечто  вроде.
И всё-то  по  плечу  ему,  всё  в  пору,
И по руке  дуэльный  пистолет.



Ольга Сысуева

Борис  Годунов

Тень  Дмитрия  повсюду  за  мной  ходит.
И нет покоя  низменной  душе.
Мученьями  меня  изводит.
Но  слаб ли  я,  поддаться  чтоб тоске?

Мы  и  не то  видали  в  своей  жизни!
Мы  и  не то  сумели  пережить.
Но  почему  какой-то  мрачный  призрак
Покоя  всё  же  смел  меня  лишить?

Я  не  могу  уж  есть,  и  не  могу  я пить.
Я  вижу этот  призрак!  Я  в  бреду!
Я  не  могу  себя  так  изводить,
Всё  время  здесь  предчувствуя  беду.

Романовы  теснят  меня  всё  время.
Всё,  что  не  делаю,  они  в  противовес
Своё  мне  подставляют!   Это  бремя
Не  выдержать,  наверно,  мне!

Мальчишка  мерзкий!  Его  тень
За мною  постоянно  ходит.
Не оставляет  каждый  день,
И  душу медленно изводит!

О,  горе  для Руси! Предвижу  смуту  я.
Они  меня  в  могилу  сгонят.
И  мальчик  сей  подле  меня,
Который  постоянно  стонет...


****

Александр Вощинский

Эхо

Коснется трепетно рука
стихов прелестных.
И лучезарная строка,
как глас небесный,
Сквозь грозовые облака
как звон воскресный,
Слетевший вдруг издалека
с холмов окрестных,
Веселым эхом сквозь века
вновь в миг чудесный.
В душе седого старика
струной сердечной,
Как камертоном зазвучит
и в юность пылкую умчит...


Светлана Свиридова

Пушкинской тропкой

Люблю гулять, друзья, на воле,
Люблю дорожкою степной
Брести неведомо куда.
То выйду в лес, то выйду в поле,
А там сверкнет вдали вода.
И неглубокая речонка
Уж в плен берет меня, шутя;
С другого берега дитя
Мне машет смуглою ручонкой.

***
Прощай, приют отдохновений,
Любви, пленительных забав,
И сердцу милых заблуждений,
И вас, неясных сновидений,
И вас, младенческих услад.
И ты, мой дар, мой спутник странный,
Обрящем ли в стране желанной
Покой чудесный, долгожданный.



Виктор Панкратов


Рассветный облик


О Гончаровой Натали
пою под крышей Пасвалиса
и вижу
как грустнеют лица,
как мы
в минувший век вошли.
О, время, время!
Окрыли
её мятущуюся душу,
а я печалью не порушу
рассветный облик Натали.
Пою о ней и вижу рядом
Мерцанье зыбкого огня -
с чуть отрешенным
тайным взглядом
соседка слушает меня.
Зеленоглазая Литва
глядит красою неземною…
Пусть недопетые слова
останутся меж ней и мною!


Светлана Ганжа

3.

Наследие  Пушкина

Утихнет  шум  от  шквалов  юбилейных,
Быльём  не порастёт  стезя.
Как  жизнь,  что  повторить  нельзя
Храним  мы  Пушкина  творенья.

Бегут  столетье  за  столетьем,
Но  жив,  стремителен  родник.
В  людские  души  он  проник,  -
Как  в  час  рожденья  чист  и светел.

Великодушен,  щёдр  поэт_
Он разбросал  тугие  зерна,
Чтоб  те  по одному,  покорно,
Ростками  радовали  свет.

Слезою  оросив  зерно,
Скорбя  о  сеятеле  мудром,
Явился  Лермонтов,  как  утро,
Таинственное,  раннее,  одно.

Подвластные  лишь  Богу  одному
Величьем  мысли,  искренностью,  блеском,
И  Гоголь,  и  Толстой,  и  Достоевский
Не  глыбы ль,  что  под  стать  ему?

Борясь  и  побеждая   мрак,
Как  снег  вдруг выпавший  до срока,
Открылось  сердце,  сердце  Блока,
И Мандельштам,  и Пастернак.

Крупицу  пушкинскую  бережно  храня,
Ахматова,  Цветаева,  Есенин
Через  рогатины  цензуры и   гонений
Несли  угаснувшие  факелы огня.

У  времени  и  гении  свои.
Они приходят  вовсе  не для  славы  -
Задумчивый  и  грустный  Окуджава
И маг  Высоцкий,  как  восточный  джинн.

Как  из  гробницы  древних  фараонов,
Где  тайною  сокрыты  письмена,
Восстал  во  всём  величии  Платонов,
Умножив  золотые  имена_

От Пушкина  и  взлёт  и вдохновенье.
И  сколько  их  ещё  взойдёт,
Корнями  к  жизни  прирастёт
В  романах  и  в  стихотвореньях!

***

Несущему  свет  Пушкина  в  народ
Над  тучами  крутого  безвременья,
Хочу сказать,  что  гений не  умрёт,
Когда  есть  тот,  кто  высоко несёт
Тот  факел  Пушкинского  Вдохновенья.


Андрей Окуневский

Поэт и Красота

         200-летию  А.С. Пушкина

Где  беспокойство,  беспорядок,
А то  и вовсе  пустота,
Там  не родится  Красота
В многообразии  загадок.

Подобно  тайне ста  легенд,
Лишь  мудрецу она  подвластна,
Ему  всегда  служить  согласна,
Ей не  дано  познать The  End.

И тот  всю  жизнь  ей верно  служит,
Её  он  любит,  с  нею  дружит.
Свою  судьбу ей посвящает
И не  щадит  ни  сил, ни  сна,
Её  капризы  все  прощает,
Чтоб  только с  ним  была она.
                5.06.99 г

Алексей Плотников

  А.С. Пушкину

"Мороз и солнце  -  день  чудесный", -
Подобно часто  говорим.
Ты  стал  для  нас  "волшебной песней",
И всеми  нами  стал  любим.
Всем,  кто  читал,  и  кто  творил,
Ты  стал  звездою  путеводной...
Отдельно с  каждым  говорил,
Своею  жизнью  и  делами.
И твой талант  и  твой  успех.
Нам грустно: ты сейчас не  с  нами,
Но  ты  живёшь  в  душе  у  всех.
"Пока  сердца для чести живы",
И  всем  невзгодам  вопреки  -
"Души  прекрасные порывы"
Берём мы  из  твоей реки.