Вулф и Хиппи

Евгений Садков
 Поговорим о странных совпадениях во времени и пространстве. О параллельности событий и парадоксальном их пересечении. О тотемности и печати происходящего на челе двух людей. О коллективном бессознательном, отразившимся в их биографии. Нечто мистическое прослеживается при изучении темы. Словно кто-то сверху руководит поступками. Или находящийся рядом, знающий больше, чем остальные. И нажимающий на болевые точки. Заставляющий двигаться в указанном направлении. Попробуем разобраться? А по возможности и повлиять на ход событий. А?
                ***

 Первая линия для нашей параллели-материал "Вульф и Хиппи". Даю без сноски. Он рядом.
                ***

 Вулф и Вульф. Разница в одну букву. Даже знак. Знаково? У нашего по-русски мягче. Но одинаковое окончание. Так и тянется. Тотемный знак предков. Волк?

 Даты рождения. В некоторых источниках указывается, что Том Вулф появился на свет в 1930 году. Как и Виталий Вульф. Оба-весной. И опять совпадение начала. Март-май. Один в Ричмонде, другой в Баку. Сравните широтные координаты этих географических точек, увидите сами.

 Семья. Отцы. У Тома-ученый в области сельского хозяйства, у Виталия -известный адвокат. Матери, доктор и учитель. Интеллигентная среда формировала мировоззрение мальчиков. На фоне глобальных перемен в их странах. Оказывали ли исторические события тех лет взаимное влияние на отдельные судьбы? Несомненно. Первая мировая разделила их страны. Весной семнадцатого США  вступили в войну на стороне Антанты и послали войска в Европу. Потом участие в интервенции против Советской России. Экономический рост Штатов продолжался ещё добрых десять лет.

 Более драматические события происходили в нашей стране. Похоже, наша эволюция не может без революций. Экстенсивно заходим в тупик и начинаем  ломать и крушить. И гордо называть это революцией. Отдельная тема, вернусь к ней, когда будет время, но несомненно время наложило отпечаток на судьбы наших героев. Создавая противоречия между интеллигентностью родителей и внешними событиями. В полной мере эти факторы относятся к началу тридцатых годов. В США после экономического подъема наступает затяжная депрессия. У нас -великий перелом и...репрессии. Не могли не отразиться эмоциональные переживания интеллигентных людей на формирование психики их детей.

 Они прощались со школой, когда их страны уже вышли из тяжёлого кризиса. В США наступал новый экономический подъем, СССР с неимоверным трудом оправлялся от войны. Оба в начале пятидесятых закончили престижные ВУЗы. Том-Университет Вашингтона и Ли, Виталий-МГУ.

 Сходно в чем-то и начало карьеры. В большей степени творческой средой, внешним импульсом соединенным с внутренним потенциалом личности. В 1962 году Вулф переезжает в Нью-Йорк, где работает в  New York Herald Tribune. Переход после газетной забастовки в журнал Esquire. И выход через пару лет ставшего бестселлером эссе «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка».

 Виталий в это время активно знакомится с театральной жизнью столицы. А где ещё можно было вдохнуть воздух свободы? Только на сцене и рядом. Не говоря уже о закулисье и кухнях. Начинается интересный период в жизни параллельных героев эпохи. Их творческое отражение коллективного бессознательного, как выразился бы старина Юнг.

 Почему и как возникло в молодой массе это брожение? Скачкообразно, неконтролируемо. Новый напиток испугал власти. Сначала американские, затем и наши. И вновь странное совпадение. Почему успешный журналист, давно разменявший четвертый десяток, начинает писать о Детях Цветов? Всегда привлекает что-то неординарное, выходящее из рамок обыденности. Но не было ли внешней направленности, заказа? Американские хиппи к тому времени уже поднялись на свой Эверест известности.  Уже во всю экспериментировали с ЛСД. И вопрос о взрывном характере возникновения движения остается открытым. В ту пору американские спецслужбы изучали влияние ЛСД на изменение сознания в рамках программы «МК Ультра». Пусть читателя не пугают первые две буквы. Это не "Московский Комсомолец". Покруче и посерьезнее. Достаточно упомянуть, что бюджет программы в 1953 году составлял 6 процентов общего бюджета ЦРУ, при этом средств мониторинга и контроля расходов не предусматривалось. Поражает и объем исследований. В эксперименте приняли участие 44 учебных и исследовательских учреждений (университеты и колледжи), 15 научно-исследовательских, химических и фармацевтических компаний, 12 госпиталей и клиник, и 3 тюремных заведения.  Последствия не заставили себя ждать. Джин был выпущен из бутылки. ЛСД запретили, но было поздно.

 И вот на этом фоне Кен Кизи, вдоволь насладившись ЛСД и мескалином и уже пролетев над гнездом кукушки, основывает хипповскую коммуну с красноречивым названием "Весёлые Проказники". Ненавязчиво всплывают соответствующие кадры из знаменитого фильма. Нет, не Милоша Формана. Нашего Григория Александрова. Почти тоже самое происходило и в коммуне. Для пущего куража с бесплатной раздачей почтовых марок. Перед "кислотными тестами" их, естественно, пропитывали соответствующим раствором. После веселья Кен со своей коммуной отправляется в самое странное и парадоксальное путешествие по Америке на собственном автобусе. Эксперимент продолжается. Но в это время американские власти, понимая, что зашли слишком далеко, запрещают ЛСД. Весёлые ребята (представьте себе) сбегают в Мексику, где несут своё веселье в народные массы. Следует ещё несколько киношных трюков и в конце концов Кен успокаивается пятью месяцами тюрьмы в Редвуде. Прямо наш Рыжий Тарзан, который ныне прыгает легко из России в Норвегию и обратно.

 И вот через четыре года после описанных событий выходит книга Вулфа "Электропрохладительный кислотный тест" Наши  Веселые ребята от такого заголовка сразу бы успокоились и сели играть Брамса. Или по крайней мере Дунаевского. Но не американцы. Они сразу же включили произведение Вулфа в сто самых лучших работ в журналистике двадцатого века. Хотите оценить сами и возможно, засомневаться в этом, пожалуйста. В интернете бесплатно. Я, сберегая юношеские идеалы, оставлю мнение о шедевре при себе. Кстати, автор, дистанцировался от героев книги. Он признался (хм...) позже, что принимал участие только в ряде описываемых событий, а в основном работал с документальной информацией. Мне вот интересно, а только ли хиппи предоставляли Вулфу её? А?  Вдруг после эксперимента "МК Ультра" завалялось несколько папок? Похоже не всё так просто, как написано в книге.

 И вот что интересно. В это же время наш Вульф пишет то ли научный труд, то ли статью о движении Детей Цветов. Ещё раз удивлюсь теме. В институте международного рабочего движения при Академии наук СССР, в то время, когда эта экзотика ещё и не привилась на местных почвах. Одно успокаивает, попутно Виталий Яковлевич изучает молодёжное сознание в странах Запада. Начинание работника поддерживает директор института, наследник генерального секретаря компартии США. Как-то замысловато всё это. Ладно бы дочка генсека компартии СССР. Уж не знакомы ли были наши Вульфы? Или Вулфы. 

 Вот такие параллели. Конечно, в тех условиях в СССР книга нашего Вульфа  не могла войти в сто лучших работ по журналистике двадцатого века. Идеология  не та. Интересно сравнить. Думаю, не обошлось без привычных штампов. Прочтите комментарии к романам Климова. Ещё до Рыжего Тарзана дал дёру и оттянулся на славу по другую сторону железного занавеса.

 Но что интересно. Совпадает и ещё одно воплощение темы хиппи. На нынешний год  запланировано начало съемок фильма по упомянутой книге Тома Вульфа. Режиссером будет Гас Ван Сент. Который снял ленту   «Мой личный штат Айдахо»,в которой вместе с Киану Ривзом сыграл главную роль молодой музыкант Ривер Феникс. Его родители, как он сам говорил, были хиппи. Умер Ривер в двадцать три года от передозировки наркотиков. Так и не воплотив в жизнь мечту Ван Сента о фильме об Энди Уорхоле. Надеюсь, что картина по книге Вулфа появится.

 А наша страна в этом плане уже помпезно отметилась. На самом Первом прошла с триумфом картина Игоря Ивановича Сукачёва по знаменитой повести Ивана (Иоанна) Ивановича Охлобыстина "Дом Солнца". Нет, это не участник "Дома 2" События повествуют о трудной и интересной судьбе молодёжи начала семидесятых. О их борьбе за личную свободу и за свободу Анжелы Девис. Да что говорить, время тратить... Вот аннотация шедевра.

 " Героев ждут жестокость и непонимание окружающих, великая дружба, вечная любовь и стремление к бесконечной свободе.
Свобода Солнца неподвластна железному занавесу режима, но ограничена смертельной болезнью. Малый, Хуан, Герда и Скелет также погибнут, пытаясь преодолеть обстоятельства, а Саша вернется в Москву одна, но её душа навсегда останется домом Солнца…"

 Может стоит Ван Сенту перед съемкой своего фильма сесть и посмотреть вдумчиво эту картину? Почувствовать, так сказать, глубину происходящего в те трудные годы. Да встретиться с Игорем Ивановичем в офисе "Евросети", где директорствует Иоанн Иванович.  Подпеть под хрипловатый голос вечный хит "The House of the Rising Sun». В котором, кстати, повествуется не о трудной судьбе участников телепроекта, а о другом. Но это так, предложение постороннего.

 А подводя итоги, зададимся простым вопросом. Не слишком ли много совпадений во времени и пространстве, в эволюции движения Детей Цветов? В судьбах двух людей, разделенных не только океаном, но и идеологией? Может ли ответить на них один из них?

 Да, кстати. Виталий Яковлевич родился в мае, умер в марте. Том родился в марте. Искренне желаю долгих лет ему.