Куда ведёт дорога?

Евгений Владимирович Иванов
Именно этим вопросом почти ежедневно задавался один из моих това-рищей, по имени Алексей. Он очень любил ходить пешком. Не раз его можно было видеть по утрам, идущим из Тагилстроевского района, своего прожива-ния, города Нижний Тагил, в сторону медицинского училища, расположен-ного в центре города и вечером обратно. Расстояние там было приличное, может километров пять, если не больше. Тем не менее, он продолжал ходить и в летнюю жару, и даже сильный зимний мороз, порой  от этого иногда про-стывая. Причём, делал он это не, потому что не было регулярного транспорта от его района в центр и другие районы нашего города или отсутствия денег, а потому что сам этого хотел. Но пешие переходы обычно оттуда до центра за-нимали не менее 40 минут пути, а при грязи и гололедице на пешеходных тропах, особенно в начале весны, ещё больше. Естественно Алексей пытался до центра города найти более короткую тропу или дорогу.
Подобных дорог в нашем городе, как и других городах, было довольно много. Они словно паутина тянулись где-то внутри города вдоль заборов Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК), Уралвагонзавода (УВЗ), а также других предприятий, прилегающих к ним. В отличие от ос-новных городских дорог, по ним очень редко курсировали машины, не ходи-ли маршрутки и естественно никогда не звенел трамвай. Только наравне с редко встречающимися здесь машинами, иногда выезжал из-за поворота, со-гласно своему расписанию, служебный автобус, который вез работников за-водских цехов на рабочую смену.
Подобную систему почти, что заброшенных дорог можно было сравнить с системой трамвайных линий города Магнитогорск, в Челябинской области, где многие из путей простирались на десять и более километров по прямой. Побывав там вместе со своим другом в августе 2008 года, я не мог ни удив-ляться подобной системе путей, видя до этого  многие другие города, в кото-рых такого не встречалось. Хотя, на мой скромный взгляд, удивляться тут было нечему, ведь в те годы Магнитогорск занимал 3 место в нашей стране, по протяженности трамвайных путей и количеству его маршрутов после го-родов Москвы и Санкт-Петербурга.
Но если Магнитогорск был известен тогда протяжённостью своих трам-вайных линий, то Нижний Тагил, расположенный примерно в 700 километ-рах от этого города, выделялся, наравне с другими его знаменитыми дости-жениями, о которых пишут почти во всех учебниках истории, своими заво-дскими дорогами, где почти не было машин, да жилых домов. Курсировал в этом городе и трамвай, но он уже не был таким популярным транспортом, как в советские годы. Предпосылок для его закрытия пока тогда еще не воз-никло, наоборот, в некоторых районах, особенно, в утренние часы, без него жители города не могли обойтись, спеша на работу. Тем не менее, основным транспортом становилось маршрутное такси, 13ти местные микроавтобусы марки «Газель». На 2011 год в городе было 60 маршрутов, если не более, по которым чуть ли - не каждые 5 минут курсировали эти микроавтобусы. Из-редка в городе встречался автобус, но и его маршруты принадлежали с не-давнего времени, ни муниципалитету, а фирмам маршрутных такси «ТАС» и «Союз - НТ». В тоже время  среди трамвайных маршрутов, работало посто-янно только шесть. Кое,  какие из этих маршрутов периодически отменялись, некоторые же  вводились, как временные. Так летом 2010 года прекратил своё существование трамвайный маршрут от Тагилстроевского района до Красного Камня. Причем, не были ликвидированы опоры и телеграфные столбы, на которых висели провода. В то же время на путях периодически с недавнего времени стал появляться песок, который не очищали, а зимой во-обще пути трамвайные засыпало снегом, словно их там и не было.
Проходили дни, зима сменялась весною, постепенно таял снег. Пути трамвайные на Тагилстрое  становилось снова видно из под растаявшего сне-га, хотя растаяло ещё не везде, в чем предстояло убедиться и мне, пока я днём 20 марта 2011 ехал в сторону Тагилстроевского района на маршрутном такси. Светило весеннее солнце, становилось тепло. Да только оно меня не особо радовало, ведь с августа прошлого года, я был Российским безработ-ным. Лишь денежное пособие, которое получал по сокращению штатов, с прежнего места работы, немного моё положение делало легче. Правда, не-сколько дней назад до этого подзаработать немного денег всё же удалось, за работу в качестве курьера по доставке счетов, но, увы, деньги обещали вы-платить только после 10 апреля. Тем временем, Алексей, для встречи с кото-рым, меня в тот день, 20 марта, на Тагилстрой мчало маршрутное такси, про-должал учиться. Сначала он после окончания 9 классов школы, был студен-том одного училища около года или двух по компьютерной специальности, после ещё 5 лет, в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, на биолога. Сейчас же в 2011 году Алексей учился на первом курсе дневного отделения медицинского училища на лаборанта. Трудно судить, насколько он это делал правильно, а возможно нет, посколь-ку, как писал выше, мне с работой, не везло тогда самому.
Естественно, на встречу со мной, Алексей опаздывал. Точнее он прихо-дил всегда раньше времени, но когда встреча эта не была запланирована ра-нее, то ждал моего звонка о приезде в Тагилстроевский район, у себя дома. Хотя ждать мне его после выхода из маршрутки пришлось недолго. Менее, чем через 10 минут, я увидел, как Алексей бежит мне на встречу.
Он мне вернул мой диск с советскими фильмами, который я ему давал ранее, а после предложил немного прогуляться. Время у меня было, поэтому естественно мной было дано согласие. Мы шли в сторону заброшенной тогда трамвайной конечной остановки, мимо церкви и парка культуры, где ещё 1990е годы работали аттракционы, среди которых выделялся аттракцион, «колесо обозрения». Теперь же там от этого всего остались лишь одни вос-поминания. Сначала демонтировали там «колесо обзора», а после и другие электрические аттракционы. В парке остались лишь простые качели, обыч-ный детский городок, да скамейки.
Часто мне с другом во время прогулок в компании Алексея, его двою-родной сестры Ксюши и  друга Алексея, Саши, приходилось бывать в этом парке. Но 20 марта для нас с Алексеем этот парк был не по пути, мы продол-жали идти в сторону конечной. По дороге шутили, смеялись, весело говорили о делах текущих и делах предстоящих. Я даже не заметил, как меня резко ос-тановила идущая навстречу  женщина. Это была моя бывшая сокурсница из техникума, Оля Хакимова. Еще летом 2003 года после окончания техникума она вышла замуж, и теперь жила, также, как и мой товарищ, Алексей, на Та-гилстрое, воспитывала вместе с мужем своего ребенка, который в тот час был вместе с ней. Сейчас она находилась в отпуске по уходу за ребенком, тем временем для меня это было время вынужденного бездействия, которое лишь изредка порождало новые дела, приносящие счастье. Но, к сожалению, они были мимолётны. Я продолжал идти по этой дороге жизни после короткого разговора с Олей, вместе со своим товарищем Алексеем куда-то вдаль в по-исках новых дел, любви и шуток.
Где-то к 12.30 дня мы  заглянули в пиццерию, расположенную недалеко от трамвайной конечной остановки. Вновь, как и прежде, за небольшую пла-ту, каждому из нас выдали по две чашки чая, а также куска пиццы с сыром и колбасой. Обычно этим застольем наша прогулка почти всегда и заканчива-лась. Да возможно бы закончилась и в тот воскресный день 20 марта 2011 го-да. Но когда опустела последняя чашка чая и была съедена вся заказанная нами пицца, Алексей предложил разведать с ним одну неизведанную тро-пинку, которая с недавнего времени его очень сильно привлекала. У меня время было, и я согласился.
Изначально дорога наша проходила в обратную сторону, откуда мы только, что пришли через церковь, парк культуры, а так же расположенный рядом дворец культуры Металлургов в сторону одной из главных проходных завода НТМК, остановки «Комсомольская». 
Эту остановку уже было видно издалека, когда мы с Алексеем свернули влево с этой дороги. Вскоре жилые дома исчезли из виду, но вместо них по-тянулись заборы предприятия НТМК, также территорий, прилегающих к не-му, в том числе и исправительной колонии, где, судя по степени защищённо-сти, здесь арестантов не содержали, но заставляли работать. Огорожена эта территория была только одним забором, где не везде даже колючая проволо-ка была. Далее на нашем пути встречались гаражи, а кое-где и вообще ничего не было, словно мы вышли за город. Хотя это всё была только иллюзия. Тем временем, уже примерно через 30 минут нашего нелепого путешествия по этой почти, что пустой автомобильной дороге, где пешеходная тропа была проложена только в начале пути, Алексею стало понятно, что путь этот к центру города нас не приведёт. Это для нас уже точно не было иллюзией, не-смотря на мечты Алексея, выйти к какой-нибудь конечной остановке обще-ственного транспорта. Но и возвращаться назад прежним путём по дороге, покрытой коркой голого льда и тающего снега, тоже не хотелось. К тому же, что этот путь нас всё равно должен был куда-то привести. Правда, периоди-чески дорога разветвлялась, да, поскольку, спросить было некого, шли в один из поворотов наугад. Только однажды мы повстречали на своем пути работ-ницу железнодорожного переезда. Но когда мы её спросили о том, куда ведёт эта дорога, то она сказала, что оба пути ведут в район Северного посёлка. Конечно, это было хорошо, ведь там хоть и редко, но курсировал  общест-венный транспорт. Да только путь  туда был, увы, ещё далёк. Мы продолжа-ли следовать, положившись лишь только на собственную интуицию, опаса-ясь на очередном повороте случайно уйти вообще за пределы города. Тем временем, наша дорога уходила всё дальше и дальше. Так прошло, наверное, ещё около часа. В какой-то момент мы, проходя мимо территории очередно-го завода, вдруг увидели здание, на котором было написано «Нижнетагиль-ский химический завод».
Эта надпись словно сквозь память о моём детстве предстала передо мной, также как и представала тогда, когда я, учась в 8 классе школы, доез-жал до сюда на трамвае после проводов своего, ныне покойного дела, Вла-димира Струпинского, на завод Уралхимпласт. Но, около химического завода трамвай разворачивался и ехал обратно в сторону района вагонки. Именно здесь дорога, по которой мы шли, резко вновь отворачивала в сторону. Трам-вайная же линия хоть  и функционировала здесь, по сей день, но из-за огром-ных сугробов снега, окружающих конечную остановку, её отсюда практиче-ски не было видно. Только видневшиеся в стороне телеграфные столбы сви-детельствовали об этом. Здесь я впервые решил посоветовать Алексею, свер-нуть с дороги, и вскоре через сугробы снега мы стали протаптывать путь к этим столбам. Идея эта оказалась правильной, поскольку вдоль них действи-тельно тянулась трамвайная линия.
Как и писал выше, трамвай здесь курсировал не часто, поэтому мы с то-варищем решили продолжить путь пешком, да, наверное, дошли так до заво-да Уралхимпласт, где я работал до августа прошлого 2010 года, преодолев еще, примерно, 3 километра. Но, как это иногда бывает, планы резко рушат-ся. Так было и в этот раз, когда мы, продвигаясь в сторону следующей трам-вайно остановки, увидели идущий нам навстречу трамвай 6 маршрута. Есте-ственно, видя этот трамвай, мне пешком идти больше не хотелось, и мы с Алексеем, подойдя к остановке «Днепровская», стали его там ждать. Можно было конечно еще сесть на маршрутку до вокзала, поскольку конечная была рядом, но они здесь, как и трамваи, курсировали довольно редко. Тем време-нем трамвай, развернувшись на конечной остановке, приехал на ту останов-ку, где мы стояли и, подобрав там всех пассажиров, продолжил свой путь. Пешая прогулка закончилась наконец-то мы ехали вдоль территории завода Уралхимпласт, Уралвагонзавода и других предприятий, в сторону развилки Восточного шоссе, откуда уже продолжали путь до вокзала на одном из мик-роавтобусов маршрутного такси. Тем временем, Алексей сидел и размышлял о том, к чему порой приводит чрезмерный интерес к неизведанным тропам. Возможно, он бы прошагал и в этот день ещё вместе со мной пешком ни один и не два километра. Да только теперь эти мечты быстро таяли за окном увозящего нас после трамвая, микроавтобуса маршрутки, который тоже дол-го ждать не пришлось.