Свежее порно качать

Ольга Немытова
Был у меня приятель – художник. Абстракционист. Рисовал какие-то непонятные композиции – синие кружочки, фиолетовые квадратики. Совершенно непонятно, о чем и зачем. Помню, пригласил он меня как-то на свою выставку, обещал, что будет там бухло спонсорское и девочки из художественного училища. Ну, я и пошел.

Открытие, какая-то тетка дебильная выступает – несет пургу, вообще ни слова не понятно. И штук двадцать кретинов  подстреленных ходят важно, картины рассматривают, - типа, они что-то такое в них видят. Но публика все нищебродская – ни на ком обуви приличной нет. Девочки, да – были. Но уж больно страшные и явно не дружные с головой. И подходит ко мне этот Вадик – это художника этого так звали, - и спрашивает, - нравится, мол? Я говорю – я в абстрактном искусстве ничего не понимаю, и честно говоря, не отличу «Черный квадрат» Малевича от подделки работы Козлевича. Но вот названия работ, на мой взгляд, должны были бы быть поинтресней. А то «Композиция №14» - кто это запомнит? Эту работу, говорю, я бы назвал «Пролет оранжевых сосисок над центром города», а ту вот – «Бунт фиолетовых кофеварок». И уже как-то, говорю, у публики бы остались в памяти если не работы, то хоть их названия. Маркетинг. Стратегии продвижения. Двадцать первый век, как- никак.

Ну, Вадик посмеялся – он юморной был – совершенно не обиделся и судя по всему, мои слова про стратегии продвижения где-то в мозг ему запали. Он вообще не тупой был, хоть и художник. Вообще, я не очень эту публику люблю – художников, поэтов там, композиторов. Как правило, они так зациклены на своей гениальности, что дальше собственного пупка жизни не видят. И никак не могут понять, почему у них, таких гениальных, совершенно нет денег. Считают, что мир несправедлив и норовят пить на халяву. А некоторые даже утаскивают бухло с разных там мероприятий, и потом квасят у себя где-нибудь в грязной конуре с такими же уродами, и беседуют о том, какие все козлы и ничего не понимают в искусстве.

А Вадик был не такой. За исключением того, что он был абстракционистом – в целом нормальный совершенно штымп. И одевался всегда по-человечески, и обувь у него была почти всегда чистая. И работал он на двух работах, кроме того, что картины рисовал – тянулся. Ну, и конечно, ему очень обидно было, что вот он делает выставку за выставкой, а у него ничего не покупают толком. Другие продаются – и продаются за неплохие деньги, если не врут, конечно, - а у него пришли на открытие, вино выжрали, и тишина. Но Вадик руки не опустил и спиваться не захотел. Выкроил из своих внехудожественных доходов пару-тройку сотен зеленых и насел на меня, чтобы я забацал ему персональный сайт. Типа виртуальной галереи. Ладно, проблем никаких, шаблон взяли готовый. Позаливали – работает. Повесили на хостинг, тестим. И тут я спрашиваю – какие теги будем давать, ключевые слова – живопись, абстракционизм, что еще? А Вадик этот мне отвечает – да, все это, и еще – «свежее порно качать здесь». Я говорю – ты чё, какое порно? А он и отвечает: Понимаешь, я все продумал. Ну кто будет вбивать в поисковик мою фамилию? Максимум, десяток друзей и моя мама. А на «свежее порно» каждый день тысячи людей кликают. И в доказательство мне старую шутку приводит – мол, если из Интернета убрать всю порнуху, он поместится на дискете.

Я, конечно, посмеялся. Во-первых, говорю, по запросу «порно» ты будешь на двести тридцать седьмой странице. До тебя никто и не доберется. Порносайты – их тоже раскручивать надо. А пока ты раскручивать будешь, роботы обнаружат несоответствие тегов и содержания, и выкинут тебя из поисков. Кроме того, говорю, даже если ты и привлечешь посетителей – ты хоть представляешь, что это за аудитория? И что за комменты они понаписывают к твоим работам? В общем, говорю, ты это брось. Нет в жизни легких путей и деньги не растут на деревьях. Потому, что если бы росли, на планете ни одного дерева бы не осталось неободранного.

Вадик сильно расстроился и ушел – думать. Недели две я его не видел, а потом приходит он и молча, чуть не с порога, протягивает мне флешку.
- Это что, - спрашиваю?
- Смотри сам, - говорит. Ладно. Открываю. Папка называется «Свежее порно качать здесь» - серия работ художника такого-то. И работы. Обычные вадиковы картины – квадратики, кружочки – с соответствующими названиями: «Свежее порно №1», Композиция «Качать порно №12», Триптих «Порно. Свежие поступления».  На одной из работ даже смутно угадывалось что-то вроде нефтяной вышки, качающей что-то из-под земли.
- Это что вообще такое? - спрашиваю.
- А это против роботов твоих. Есть картины с такими названиями, значит, и ключевые слова по теме. И роботы свои пальчики пусть куда хотят, туда  себе и засунут. Он, видимо, представлял себе интернетных ботов в виде жестянок таких, вроде Железного Дровосека. Все-таки вредно неокрепшим умам смотреть «Звездные войны».

Я, конечно, прикололся, но все равно говорю – бред. Целевая аудитория, представляешь, какая к тебе попрется? Думаешь, среди сексуально озабоченных тинэйджеров много покупателей абстрактной живописи? А серьезные коллекционеры, как они воспримут сайт с такими тегами? Но Вадик уперся рогом и гнет свою линию: Во-первых, говорит, порнуху смотрят самые разные люди – это тема вневозрастная и внеклассовая. А во-вторых, мне на сайте нужны посетители. Любой ценой. Иначе это не сайт, а балалайка. И в конце концов, говорит – я же тебе плачу деньги. Так что имею право решать, что мне нужно на этом сайте, а что – нет.
Деньги – это всегда аргумент. Против этого не попрешь. Мне-то что, в конце концов? Хочет позориться – пусть себе позорится. Я свои три сотни честно заработал, и хоть трава не расти. Залил я ему в галерею всю эту новую порноабстракцию, добавил ключевые слова «свежее порно качать здесь» и открыл сайт для посетителей.

И вот тут – дуракам часто фортуна подарки делает – моему приятелю Вадику страшно подфартило. Как раз в это время наша дебильная власть взялась за активную борьбу с порнографией. И русскоязычные порносайты начали накрывать один за другим. Сайт Вадика все равно плелся где-то в хвосте поредевшего, но все еще мощного состава порнотреггеров, но уже стал как-то заметнее в общем списке. И тогда наш абстракционист решился на отчаянный шаг. Быстро закончив заказ для какого-то ресторана, он все вырученные деньги бросил на раскрутку своего порноабстрактного ресурса. Сайт вадика каждый день перепрыгивал через нескольких конкурентов, в то время как самые мощные порнографы неуклонно становились жертвами цензурных гонений. Чистый и невинный, но невероятно востребованный, сайт Вадика локтями пробивал себе дорогу к вершине пирамиды.

Через два месяца он появился на первой странице, а еще через полтора занял на ней почетное пятое место. Какие-то студенты за умеренную плату по-прежнему натирали себе мозоли мышкой, нагоняя число кликов, и за месяц набивали десятки тысяч посещений. Но теперь к ним присоединилась могучая армия настоящих любителей порнухи, которые залетали на сайт, переживали страшное разочарование, столкнувшись с новейшими проявлениями постмодернистских течений в живописи, иногда писали злобнейшие комменты – и уходили, чтобы никогда больше на этот сайт не возвращаться. Но им на смену приходила новая волна искателей возбуждающих зрелищ, волна сексуально неудовлетворенных и духовно алчущих граждан, ежедневно терзающих поисковики запросами со словом «порно».

В разделе комментов на сайте Вадика образовалась, в результате, интереснейшая коллекция – коллекция отзывов любителей порнухи об абстрактном искусстве и о художниках, которые это искусство творят. Некоторые посетители даже вступали в переговоры друг с другом – ругаясь или, наоборот, поддерживая предыдущего оратора. Словом, на сайте Вадика неожиданно образовался весьма популярный форум, посвященный восприятию современной живописи широкими массами. Многие продвинутые интеллектуалы заходили на этот ресурс, как на интереснейший аттракцион и от души наслаждались и мировоззренческими установками, и слогом, и лексикой этих невероятных комментов. Кое-кто из высоколобых не мог удержаться от полемики и присоединял свои посты к дискуссии, подливая масла в огонь. Сайт стал полигоном общения между базисом и надстройкой, между трудовым пролетариатом и национальной элитой, между теми, кто еще не дорос до элементарного понимания культуры и теми, кто считал себя ее небожителями. Говорят, какой-то продвинутый московский социолог свалял себе из материалов этого форума целый высоконаучный диссерт, и этот диссерт даже издали где-то в Германии.

Коротко говоря, сайт бурлил жизнью. И что характерно, вылазил первым во всех поисковиках по запросам «абстрактное искусство», «абстрактная живопись» или «современный абстракционизм». Такой неожиданный взлет интереса к провинциальному и доселе малоизвестному художнику вызвал внимание искусствоведов обеих столиц -  и Киева, и Москвы. Люди опытные и грамотные в вопросах продвижения такого никому, в сущности, не нужного товара, как современная живопись, галерейщики – конечно, посмеялись над «свежее порно качать здесь», но оценили выдумку Вадика и сочли его персоной забавной, креативной и нескучной.

Так из заурядного холстомарателя он превратился в их мнениях в человека, «который сумел разработать и внедрить вирусные технологии информационного вовлечения контркультурных маргиналов в симулятивный процесс выстраивания транскультурного дискурса эпатажно-провокационными методами с созданием новой герменевтики семиотического построения многозначных мемов» - во всяком случае. Галиматья, которую они произносили по этому поводу, звучала как-то похоже.

К Вадику стали захаживать гости, которые прежде в жизни не переступили бы порога его мастерской, а он, понимая, что мода на него быстро пройдет, рассыпался мелким бесом, поил всех коньяком, острил и очаровывал. Умудрился быстренько смотаться в Москву, где был принят,обласкан и всем показан. После этой поездки Вадик заглянул ко мне с пузырем дорогого вискаря.
- Знаешь, старик, - прочувствованно сказал мне он, - я тебе так благодарен, как ты тогда мне здорово объяснил про технологии продвижения и маркетинг. Во мне прямо перевернулось все. Раньше я смотрел и не видел, а тут как будто прозрел. За тебя!
Я не стал отказываться от признательности, которую не заслужил. В конце концов, яблоко, которое упало на голову Ньютону, сыграло ничуть не меньшую роль в истории науки, чем сам потерпевший.
- Когда ж ты писать успеваешь, если все время тусишь? – спросил я у Вадика.
- А я и не пишу сейчас сам. Пишут студентки из училища. По мотивам. Я только подписываюсь. И знаешь, никто этого не замечает. Точно как ты сказал – что квадрат Малевича, что подделка Козлевича. Им все равно. Лишь бы подпись была брендовая. А что делать – двадцать первый век. Постиндустриальное общество – откровенно признался Вадик. – И знаешь, что интересно? Все мои работы уже проданы на два года вперед. Придется, наверное, в Москву переезжать. Покупатели хотят чаще видеть известного художника на гламурных тусовках…

Больше я его не видел. Мне незачем ездить в Москву, а Вадик не оставил ничего важного для себя в Одессе. Сайт свой он давно закрыл, потому что такому знаменитому живописцу, каким он стал, уже не пристало мараться примитивными комментами на своем ресурсе. Сейчас он вещает в модных продвинутых журналах о духовном начале в нефигуративном творчестве, стал солиден, мощен и излучает материальное благополучие. Я не завидую – судьба имеет право делать подарки тем, кто не боится вступить на нехоженые тропы. Не боится показаться смешным или скандальным.

А что делать – двадцать первый век это в первую очередь технологии продвижения и маркетинг. Ну, и креативные стратегии, само собой.