Тайна исповеди и социальные сети

Анатолий Клепов
Много загадочного заключается в происхождении «Тайны исповеди». 
Тайна исповеди  - самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве и некоторых других религиях и культах принято называть покаяние в грехах перед священником как представителем Бога. Подобная процедура предполагает особо доверительный характер отношений между исповедующимся и священнослужителем, который государство обязуется уважать.

Тайна исповеди  охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к  ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди (п. 11 ст. 5 У ПК).   
В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей Церковью, а все присутствовавшие христиане молились за кающегося и считали его грехи своими. Первоначально "единственной признанной формой", как отмечает Г. Ч. Ли, являлась "исповедь перед Богом" (Lea H.C. A History of Auricular Confession and Indulgences in the Latin Church. Vol.1, L., 1896 Р. 174. )  Но исповедь при этом не рассматривалась в качестве особого таинства. "Это была практика разрешенная, но не признанная Церковью", - утверждает Г.Ч. Ли (Ibid. Р. 178 ).

В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для неверных жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были фактически бесправными, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания). (Википедия).  Можно отметить, что с тех пор Церковь стремилась предотвратить и сохранить в тайне   информацию, которую священники получали во время исповеди, т.к. правильно считала, что эта информация может погубить кающихся христиан.  Даже, если эта информация касалась особо тяжких преступлений: убийств, грабежей, насилия и т.д. Почему же Церковь допускала это? Её действия вступали в прямое противоречие со светскими законами, которые требовали разоблачения и наказания преступников. Ведь в соответствии с этими законами Церковь становилась соучастницей преступления. И все же Церковь сумела в те времена преодолеть светские законы и утвердить своё право на тайну Исповеди.
 
Власть отпускать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»  (Ин.20:22-23). Таким образом, тайну исповеди и покаяния знали только священнослужители, что обеспечивало информационную защиту  христиан от наказания светскими властями. Тайну исповеди настойчиво требовали и государственные чиновники, чтобы избежать наказания со стороны государства за преступления, в том числе кражу из казны. Возможно, этот фактор и стал решающим, когда Католическая церковь, приняв во внимание мнение Фомы Аквинского и других учёных-богословов, запретила священникам разглашать сведения, полученные на исповеди.
Фома Аквинский был первым, кто смело провозгласил божественный статус исповеди. Он считал, что исповедь является предметом веры, а значит и божественного установления, превышающего меру человеческого разумения.

Окончательно каноническое признание исповеди как таинства было утверждено в статье 21-ой IV Латеранского Собора 1215 года. Исповедь стала обязательной для всех взрослых прихожан. Нарушение этого правила грозило пожизненным заключением в монастырь, в котором существовали самые  строжайшие условия жизни монахов. В Булле Папы Климента VIII от 26 мая 1594 года  говорится о такой же ответственности открывшего тайну исповеди.
Еще в XIII  веке Церковь создала мощную информационную защиту христиан от светских властей и строго регламентировала процедуру исповеди, которая не позволяла посторонним подслушать её!

Следует отметить, что священнослужитель не должен был видеть исповедовавшегося, который сидел за перегородкой. Это было сделано специально для того, чтобы внешний вид исповедовавшегося не мог повлиять на решение священнослужителя отпустить ему грех. Священнослужитель должен был по словам и голосу исповедовавшегося  человека определить, искренне ли он раскаялся или нет. Слова и как их произносили - вот что было важно для священнослужителя, чтобы вынести окончательное решение об отпущении грехов. Недаром в Первой главе от Иоанна говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». 

Когда современные священнослужители настаивают на том,  чтобы  человек лично присутствовал на исповеди, чтобы сохранить тайну исповеди и убедиться в том, что он искренен, они забывают, что наступил XXI век – век информационный. Это в средние века верующие должны были физически находиться как можно ближе к священнослужителю, чтобы он его четко услышал, но чтобы посторонние не слышали его речи. А в современном мире это можно осуществить с помощью линий связи – телефона или видеотелефона. Мне могут возразить на это, что священнослужитель должен убедиться в том, что посторонние лица не оказывают на верующего никакого воздействия.

И это правильно. Но современные технические средства, например, видеоконференция, могут обеспечить и это в случае сомнения священнослужителей.
Но еще раз подчеркиваю, что во все времена священнослужители определяли искренность верующего по его словам и голосу, которые довольно сложно подделать. Поэтому по праву многих священнослужителей считали тонкими психологами. И этому их специально обучала  Церковь.  Она  прекрасно знала, к каким печальным последствиям может привести разглашение тайны исповеди для христиан. И самое главное, что никто не пойдет исповедоваться, если узнают о разглашении тайны исповеди.

А этого Церковь допустить никак не могла, так как это нарушало её основные моральные принципы в помощи людям  получить раскаяние и отпущение грехов. Конечно, за многовековую историю существования Церкви бывали случаи разглашения Тайны Исповеди. Но это можно рассматривать как исключение, а не как правило. Поэтому Тридентский собор 1545-1563 гг. утвердил Латеранские декреты,  провозгласил таинство исповеди божественным законом и объявил анафему всем, кто отрицал данное утверждение.
Интересно, что в протестантском учении М. Лютера и Ж. Кальвина отрицается тайна исповеди. Как известно, Лютер подорвал фундамент средневековой католической исповедальной практики, утвердив идею господства греховности в падшей природе человека.

По его мнению,  грехи людей не могут быть преодолены внешним церковным покаянием и соответствующим искуплением. Такой подход лишал людей  духовных Наставников и возможности измениться, стать лучше.
Учение М. Лютера заключалось в том, что  человек может самостоятельно внутренне измениться, веря в Бога и надеясь на  его прощение. Хотя впоследствии изменил свою строгую позицию, которую он отразил в  своём труде «Краткий катехизис». С католической точки зрения, а затем и православной христианина необходимо было защищать и очищать от греха. С точки зрения протестантов человек был полностью предоставлен только себе в его борьбе с грехом. Эту ситуацию можно сравнить с положением ребенка в семье. Недаром семью называют малой Церковью. Если предоставить ребенку полную свободу и исключить воспитание со стороны родителей, ему может грозить беда.

До начала XVIII века в России существовала только тайна исповеди, отношение к которой регулировалось "Духовным Регламентом о праве чина церковного и монашеского". Номоканон (византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные) при требнике 1662 года, запрещает открывать тайну исповеди и грозит виновному самым тяжким наказанием.

В дополнении к "Духовному регламенту", составленном Феофаном Прокоповичем в 1722 году по Указу царя Петра I, был определен порядок и условия разглашения тайны исповеди. Согласно этому документу, под страхом сурового наказания от духовника требовалось доводить содержание исповеди до сведения церковного начальства, если исповедуемый замыслил воровство, измену или же плохо отзывался о государе. Петр I строго спрашивал с  иерархов, которые противились нововведениям Феофана: "Царь, на встрече с иерархами церкви уяснив, что они хотят избрать патриарха, поднял Духовный регламент и заявил: "Вы просите патриарха - вот вам духовный патриарх". А на ропот недовольных он обнажил кортик и со словами: "А противомыслящим - вот булатный патриарх", - ударил им в стол. (Н.И. Павленко «Петр Великий»).

Фактически Петр I встал на путь протестантства, значительно понизив значение тайны исповеди, открыв путь, говоря современным языком, к разрушению информационной безопасности Церкви. В первую очередь это проявилось в том, что российские власти поощряли стукачество. В конечном итоге это привело к тому, что в СССР даже семейная жизнь граждан могла быть предана огласке. У граждан великой социалистической страны не должно было быть никаких тайн, в том числе и тайны исповеди.

Таким образом, тайна исповеди в России многие столетия не соблюдалась. В настоящее время церковные правила запрещают священнодействовать духовнику, который нарушил тайну исповеди. (Номок. пр. Б. треб. 128); а Духовный  Регламент (§ 9) грозит ему лишением священства и светским наказанием по приговору суда, поэтому священники не могут свидетельствовать в суде о признаниях, сделанных ими на исповеди (Уст. уг. Суд. 704).
Также разработан особый порядок причащения вне церкви. Например,  больные могут быть причащаемы и в домах, в любое время, даже без соблюдения установленных приготовлений, но только после исповеди (Б. требн. Номок. пр. 166).

Относительно православных христиан, находящихся в смертельной опасности, Церковь вообще требует, чтобы они не были оставлены без напутствия св. Причащением, даже те из них, которые подверглись запрещению, т. е. временному отлучению от Причащения (I Всел. Соб. 13; Григ. Нисс. 2, 5.).  Священник, допустивший по халатности смерть больного без напутствия его таинствами, подвергается тяжкому наказанию (Уст. К., 183).

Возникает вопрос, а если больной находится вдали от священника и не может физически с ним встретиться, но может с ним связаться по телефону, ему будет отказано в причастии? Должен ли священник быть наказан в случае смерти человека, который хотел причаститься, или он должен все же причастить умирающего? Но тогда как же будет соблюдаться тайна исповеди? Ведь разговор может быть подслушан посторонними. На этот вопрос Ватикан дает однозначный ответ: священникам запрещено причастие по телефону. 

Недавно в Интернете  появилась специальная программа "Исповедь", рассчитанная на кающихся католиков. Производитель, компания Little iApps утверждала, что получила благословение от какого-то католического епископа из США. Однако сразу после публикации пресс-релиза компании Ватикан выступил с опровержением. Представитель Ватикана Федерико Ломбарди предупредил: " Никто не может говорить о какой-либо исповеди через iPhone. Исповедь требует физического присутствия исповедующегося и священника". 

Таким образом, верующие, попавшие в критическую ситуацию, жизни которых угрожает смертельная опасность, не имеют возможности получить последнее причащение, если они не могут физически встретиться со священником!  И это происходит в XXI веке, который называют «информационным».  С одной стороны, Ватикан значительно расширяет своё присутствие в социальных сетях, чтобы усилить своё влияние. В 2009 году был создан новый, более неформальный сайт Ватикана pope2you.net, который  предлагает установить приложения для Facebook и iPhone. Кроме того, у Папы Римского есть свой специальный канал на видеохостинге YouTube, где размещаются видеозаписи его обращений.

Папа Римский Бенедикт XVI посвятил  проблеме социальных сетей специальное обращение под заголовком «Правда, прокламация и аутентичность в жизни в цифровую эпоху». В нем он сформулировал «христианский вариант присутствия в цифровом мире» - «открытое и честное общение, ответственное и уважительное по отношению к другим». И в этом же обращение он констатировал, что в социальной сети существует обман виртуальных собеседников с помощью профиля, не отражающего реальные характеристики человека. 
С другой стороны, существует  главная причина, почему Ватикан запрещает осуществлять причащение с помощью современных систем связи. Священник может не знать, кого он будет причащать. Более того, Папа Римский Бенедикт XVI четко определил главную опасность современных социальных сетей: обман виртуальных собеседников.

С теологической точки зрения это значит, что социальные сети может захватить Дьявол, который и порождает этих виртуальных обманщиков. Недаром в   Евангелии Иоанна 8:44  говорится:  «Ваш отец Диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Так почему же Церковь  не защищает своих христиан, общающихся в современных социальных сетях, например, в Facebook? Или церковь не знает, как их защитить от обмана в современных коммуникационных сетях? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев, какие  изменения внес в процедуру выбора Римских Пап Иоанн-Павел II.

После окончания строительства новой гостиницы в Ватикане, современного Domus Sanctae Marthae (Дома святой Марфы) за Залом приемов Павла VI выборщики получили более удобные жилища, меблированные смежные комнаты с ванной. Первое главное изменение - использование Domus Sanctae Marthae в качестве резиденции и трапезной кардиналов-выборщиков во время конклава. Сами выборы должны происходить в Сикстинской капелле. Как и в прошлом, доступ к кардиналам-выборщикам во время конклава должен быть жестко ограничен. Иоанн Павел II  подчеркивал, что выборщики не должны общаться "с людьми вне территории, где происходят выборы" (то есть вне Сикстинской капеллы, Domus Sanctae Marthae и тех мест, где будут служить литургии).

Однако они могут контактировать с людьми из службы безопасности Ватикана, которые имеют телефонные шифраторы. Служба безопасности Ватикана оснащена всеми современными техническими средствами разведки. Она тщательно проверяет Сикстинскую капеллу, где проходят выборы понтифика, чтобы убедиться в отсутствии потайных микрофонов и другой шпионской аппаратуры. Кроме того, предпринимаются беспрецедентные меры: с помощью полиции и корпуса карабинеров Италии по всей территории Сикстинской капеллы  устанавливаются скремблеры, специальные устройства, которые шифруют разговоры по мобильным телефонам. При каждом новом телефонном звонке скремблер вырабатывает новый ключ шифра.

Эти меры направлены на сохранение информации обо  всем происходящем на конклаве, а также для того, чтобы кардиналы, участвующие в выборах Папы, могли, не выходя из своей комнаты, общаться с другими кардиналами и обсуждать вопросы избрания нового Папы. Таким образом, становится ясно, что при необходимости Ватикан использует все современные технически средства защиты, чтобы обеспечить  информационную безопасность во время выборов нового Папы.  Значит, в случае необходимости Ватикан может обеспечить защиту информации на самом современном уровне. 

Почему же тогда Ватикан запрещает исповедь по современным линиям связи? Как мы видим, при необходимости он может обеспечить высочайшую степень защиты информации. Выходит, что такой необходимости не возникает, когда дело касается исповеди простых христиан, особенно тех, кто попал в смертельную опасность и перед тем как оставить свою земную жизнь надеется получить последнее прощение?
Из этого следует, что информационная безопасность выборов Папы для Церкви важнее обеспечения информационной безопасности христиан во время исповеди.

Вот почему Ватикан запрещает священникам исповедовать христиан по современным системам связи, в том числе и мобильным телефонам, и лишает умирающих христиан, не имеющих физической возможности встретиться со священником, права исповедаться. А таких примеров можно привести множество. Человек внезапно может попасть в автомобильную аварию, пострадать во время стихийных бедствий (землетрясений или наводнений). И защитить христиан не так сложно.

Надо предоставить им такую же надежную информационную защиту, как при выборе Папы Римского, и задача будет решена, тем более, что в современном компьютеризированном мире это стоит недорого. Почему Ватикан не проповедует защиту личной информации  христиан в социальных сетях, тем самым вольно или невольно  способствует тому, что Души христиан могут попасть в лапы Дьявола, который широко использует помощь виртуальных собеседников, не отражающих реальных характеристики человека.

Ведь всем известно, что за последнее время резко возросла численность разводов в тех семьях, где супруги зарегистрированы в социальных сетях. Там они находят блоги бывших жен, мужей, любовников или любовниц, которые порой выливают груды «грязи» друг на друга.  А в результате супружеские пары разводятся, а любовники расстаются. Правдива ли эта информация, трудно сказать. Но с теологической точки зрения Дьявол вряд ли бы упустил такую прекрасную возможность осуществлять массовый обман христиан.

Разве эти открытые социальные сети не могут быть дьявольской ловушкой для неискушенных человеческих душ? К сожалению, Ватикан не дает прямой ответ на то, как защитить себя в этих виртуальных сообществах. Как здесь не вспомнить высказывание нашего знаменитого поэта А. Пушкина, который сказал, что: «Семейственная неприкосновенность выше всех политических свобод!».  Так почему же Ватикан не заботится об информационной безопасности своей малой Церкви? Почему же Церковь забыла причину возникновения Тайны Исповеди?

Ватикан только надеется на дружеское общение  христиан в этих социальных сетях. Это, вероятно, самое  глубокое  заблуждение Церкви в современном мире! В социальных сетях идет настоящая информационная война за  влияние на сознание людей, и при этом используются самые изощренные методы психологической войны. Неужели Церковь не может этого понять? В информационный век христианские  пастыри должны кардинально изменить своё отношение к вопросу о возможности осуществлять тайну исповеди по современным системам связи.
Интересно рассмотреть и позицию Православной церкви и её отношение к сетям Интернет.  22 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя состоялось Епархиальное собрание города Москвы. Один из разделов в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был посвящен вопросам информационной и издательской деятельности.
Святейший Патриарх напомнил отцам настоятелям о необходимости активизировать работу приходов в Интернете. «Речь идет не просто о том, чтобы создать сайт прихода, — уточнил Святейший Владыка. — Необходимо, чтобы те возможности, которые дает нам Интернет, могли быть использованы для просветительской и катехизаторской деятельности. Приходской сайт должен стать функциональным, то есть содержать максимальный объем полезной информации о жизни прихода, о богослужениях, о клире, о социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода и так далее. Помимо всего прочего, высококачественный церковный сайт — это практически готовый текстовый и изобразительный отчет о жизни и трудах прихода или благочиния». Слово «катехизация» — греческое, и на русский язык переводится как «оглашение» или может быть, понятнее для современного человека «поучение», «наставление». В христианской Церкви этим словом называли подготовку к святому крещению.
Катехизация предполагает сравнительно краткое и одновременно достаточно полное изложение христианской веры. Со временем христианская вера оформилась в Символ веры, который исповедует все христианство, и значение этого Символа веры традиционно и принято называть катехизисом.
Следует заметить, что официально ни Ватикан, ни Православная Церковь не поднимают вопрос о защите личных данных христиан в Интернете. Таким образом,  христианин в случае необходимости не сможет побеседовать с помощью современных систем связи со своим Духовником на личные темы, которые он не хотел бы делать достоянием общественности. 

Следует назвать и другую важнейшую причину возникновения Тайны исповеди. С самого начала введения Тайны Исповеди Церковь стремилась разработать и предоставить священникам самые подробные разъяснения по поводу проведения таинства исповеди и соответствующие регламентации процедуры покаяния. Например, историк О. А. Добиаш-Рождественской приводит эти положения, которые сразу  привлекают внимание к тому, что в ряду особых грехов, которые требуют самого пристального внимания Церкви, являются  сугубо экономические и финансовые правонарушения христиан. (Добиаш-Рождественская О. А. Церковное общество Франции в XIII веке. Часть I. Приход. Петроград, 1914. С. 34).  Вот о чем порой совершенно забывает современная Церковь!

В средние века была создана мощная обратная социальная связь в виде Тайны исповеди, с помощью которой христиан, которые допускали финансовые и экономические преступления  могли строго морально наказать. Т.е в обществе существовала действенная форма духовного контроля людей, которая в современном обществе значительно утратила своё значение. Церкви для эффективного воздействия на сознание людей поэтому было  необходимо  четко определить и утвердить нормы и критерии тех или иных экономических и финансовых преступлений, а также  аморальных действий, дать исповедникам соответствующие руководства и пособия. Священники, которые привыкли иметь дело лишь с практикой церковной службы, а не с внутренним миром человека, "были неспособны, - как подчеркивает Ж. Ле Гофф, - решить (а иногда и понять) проблемы, которые ставят перед ними кающиеся, и в особенности те, кто приносит на суд свое дело совести (cas de conscience) (новый и красноречивый термин: руководства для исповедников станут называть его De casibus conscientiae), возникшее из профессиональной деятельности: является ли та или иная операция законной, что имеет значение в первую очередь - трудовая необходимость или предписания церкви относительно поста, воскресного отдыха и т. д." (Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.С 104).
В связи с развитием торгового предпринимательства и ремесленного производства в городах встала важнейшая задача перед средневековым образованием и богословской мыслью как оценивать грехи христиан с точки зрения новых торгово-экономических отношений.  Фактически в средневековье церковные приходы контролировали идеологию и нравственность большинства граждан страны. В настоящее время Церковь значительно утратила эти возможности, а Государство не смогло в полной мере взять на себя эти функции.

Но вместо этого оно стало осуществлять всеобъемлющий информационный контроль за частной жизнью своих граждан. Как результат - резкое падение нравственности и морали в обществе. Необходимо помнить, что  Господь Бог создал людей и наделил их бесценным даром мыслить Свободно! Никто, кроме Бога, не знает мысли людей и даже ангелам не позволено их знать. Слова– это производные наших мыслей. Представляете, что будет, когда изобретут устройства, свободно читающие мысли людей? Эти разработки интенсивно ведут некоторые страны под различными предлогами, в том числе и под предлогом борьбы с терроризмом. Главное, что людей заранее приручают к тому, что государство в будущем будет читать их мысли под различными предлогами.

Главное это приучить людей к полному безразличию в отношении обработки их личной или персональной информации, что обеспечить в конечном итоге полный и всеобъемлющий контроль за ними. А затем можно  перейти и к контролю их мыслей, чтобы они потом говорили, что им безразлично, что кто-то сможет читать их мысли, ведь им нечего скрывать. Многие говорят так уже сейчас, когда речь идет о разговорах по телефону или содержании электронной почты и т.п. 

Если это произойдет, цивилизации грозит настоящая информационная катастрофа, многие люди попадут в информационное рабство, которое намного страшнее физического. Рабы могли мечтать о Свободе, и некоторые получали её.. Мысль материальна, так же как и информация. Это подтверждают новейшие исследования ученых. Они открыли новые элементарные частицы. Их  более двухсот разных видов. Они постоянно появляются из ничего и исчезают вокруг каждого из нас, неисчислимыми количествами каждую миллиардную долю секунды.

Интересна природа этих частиц, потому что их возникновению способствовали мысли ученых, которые их исследовали! Они не существовали до тех пор, пока их не открыли. Мысль действительно материальна, поэтому она преобразует мир. Мысль превращает болото неопределенности в ровную сухую землю. Мысль и информация материальны, так как они помогают нам сделать окружающий мир и самих себя доступными для понимания и изменения.  Если мысли можно будет контролировать,  то "демократически цивилизованных"  людей заставят отказаться даже мечтать о Свободе. Им просто это запретят, чтобы полностью исключить даже возможность их освобождения от информационного рабства! 

Люди должны, наконец, понять, что их персональная информация должна по своей значимости быть на уровне    государственной и соответсвующим образом охраняться. В свободном государстве должны жить свободные люди, а не информационные рабы. Только тогда можно построить Свободное государство. Почему люди не понимают такую простую истину?


Христиане в случае необходимости должны иметь возможность в любой точке нашей планеты и в любой момент времени получить христианские наставления или отпущение грехов от квалифицированных священнослужителей. Ватикан сетует, что в последнее время более 60% христиан очень редко посещают Церковь.  Так почему же Ватикан не идет в социальные сети, где общаются сотни миллионов людей, которым очень важно услышать  искренние слова Любви и Доброты?  Если Церковь  это вовремя не сделает, в конечном итоге  это может привести к победе Дьявола на Земле и информационному апокалипсису. А вот этого никак нельзя допустить!