Сон как текст

Аманда Глумская 2
Когда мы спим и видим сны - это процесс. Запомненные сны -  законченный узор, рассматривая который, мы оказываемся в лесу, полном следов. "Процесс" уже ускакал,  а мы, как чингачгуки, читаем "книгу леса", пытаясь по следам  догадаться, какой зверь здесь пробежал, как давно и в какую сторону. 

Сновиденный узор следов  - совершенно особого рода, в нём образы взаимодействуют, пересекаются, перетекают друг в друга. Наше ночное я мыслит  "несфокусированными смыслами", символами, пространством допустимых движений: зыбкость образов, прихотливость сюжета, расплывчатость вопросов, многослойность ответов...

Главная особенность языка снов - в его неопределенности: одни многозначные элементы связаны с другими многозначными элементами многозначными связями, что делает его малопригодным к передаче линейных смыслов и чрезвычайно приспособленным к созданию новой информации. Которая воспринимается как сообщение из таинственного источника - ведь у каждого послания есть автор. Именно поэтому  в мифологически развитых культурах (например, шаманских) сон отождествлялся с чужим пророческим голосом  из пространства божеств. А боги, как известно, любят выражаться загадками и туманными притчами (в этом смысле библия - абсолютно сновидна).

Шаманская культура, рассматривая сон как часть "мирового узора", в который каждый человек вплетен на многих уровнях и в разных ипостасях, обладала техниками управления снами, не говоря уже о связных системах их толкований и пересказов, хотя пересказать сон так же трудно, как пересказать музыку.

Эта принципиальная непереводимость сна, делает всякое запоминание его трансформацией: пересказ  доорганизует сновидение, придавая ему отчасти временнУю и линейную композицию, при этом неизбежно сопровождаясь уменьшением неопределенности, поскольку любое воспоминание о сне - всегда лишь вариант, проекция, "одномерный текст". И кстати, не только воспоминание сна, но и любые воспоминания.

Проживая жизнь, мы пропускаем через себя несказанную ткань мира и превращаем её в текстуру смыслов, тайна плетения которых велика есть.

(с) Аманда Глумская 2011