За железной дверью

Марина Пайол
11 марта 2011 года на Японию обрушилась природная стихия, унесшая жизни тысяч людей и в несколько раз больше пропавших без вести жителей этой высокоразвитой и многонаселенной страны. Стихия отступила, но оставила после себя громадные разрушения, в том числе и серьезно повредила созданный руками человека объект – атомную электростанцию. Страшные новости о проблемах на энергоблоках реакторов поступали одна за другой, неся с собой угрозу миллионам и даже миллиардам людских жизней. Так кто опасней – природа или человек?
Стихия убивает сразу, мучает и убивает через небольшой промежуток времени, мучает и оставляет в живых, нагоняет страха и оставляет в целости и сохранности.
Человеческие объекты убивают зачастую незаметно и заставляя пережить муки, которые не пожелаешь ни только врагу, но о которых даже в самых страшных фантазиях не помыслишь.
Что же это? Природа дает нам все более страшные намеки на то, что мы творим что-то не то?
Или это просто очередная стихия, случайность? Только сколько их еще будет, пока мы поймем, что нужно начинать с себя? Что мы что-то не то творим и поэтому погибаем сами и, что еще страшнее для выживших, теряем близких и любимых людей. Это страшно и немыслимо. Но это наша реальность. Как от этого спастись?
Считается, что человек – вершина пирамиды, существо если не самое совершенное в биологическом и социальном мирах, то уж точно близкое к тому. Но верно ли такое суждение?
Вселенная, галактика, первые зачатки мира – это появилось за миллиарды лет до нас и просуществует еще в несколько раз дольше, даже если мы внезапно исчезнем. И может, она будет рада нашему исчезновению. Космос и его «строения» - крупицы пыли, оторвавшиеся куски материи, звезды разной величины, планеты и многое другое – появились не просто так, не из ниоткуда, а после какого-то определенного толчка. Можно назвать его большим взрывом, трансцендентными порывами, могущественной силой матушки Природы, волей Господа нашего или еще как-то, но суть от этого не меняется. Мы не знаем точно, откуда взялось все то, что мы так и не можем познать и правильно оценить. Изучаем, силимся и тянемся к знаниям, а высшее знание остается недоступным нам всем.
Высшая сила, природа, Бог создали весь мир, в том числе и сравнительно небольшую планету Земля, которой дали еще одно чудо – жизнь. Мы вышли из воды, от первых простейших доросли до сложных организмов млекопитающих. Только как? Все говорят о том, что знают, но дальше создания клона дело не пошло. Если бы мы действительно знали все эти процессы эволюции, то, кичась своими научными достижениями, вполне могли бы ускорить процесс на пару десятков миллионов лет и создать новую жизнь. Вот теперь и думаешь, стоит ли говорит о степени своего образования, когда даже о самом важном – об эволюции всего живого на Земле – можешь рассказать чисто теоретически. Конечно, исключение составляет ситуация с продолжением рода. Но это скорее поставленный Природой на поток акт, чем секрет мироздания. И даже в рождении ребенка для меня всегда видится чудо и загадка. Как так из непонятно чего вдруг зарождается маленькая, но такая дорогая жизнь? Это чудо, которое сколько бы мы не изучали, останется для нас загадкой. Зная все стадии развития эмбриона, мы может прогнозировать, предугадывать, помогать рождению, но основное за нас сделала Природа и Бог. А это практически 99% всей работы.
Так кто же такой человек? Творец или простой обыватель?
На мой взгляд, обыватель, хотя и с большой фантазией творца. Природа изначально выбросила человека за пределы своего ведения, на границу своей опеки.
Все создаваемые Богом (Природой) чудеса – камни, почва, ядро Земли, магма, растения, вода, тектонические плиты, насекомые, животные. Но самое интересное для меня в том, что животные, за исключением человека (а мы именно царству животных принадлежим, к классу млекопитающих и семье приматов), являются существами биологическими, естественными природными. Они наделены всеми природными инстинктами, в них заложена программа на выживание, система идеальных отношений между видами, родами, семьями, классами и даже царствами. Природа их любит и лелеет, хотя на наш, человеческий взгляд, отношения эти прямолинейны и зачастую жестоки. Конечно, нам же привычнее подличать, за спиной людей обсуждать, завидовать и идти по головам друзей и врагов. Здесь уже разницы нет. Животные хотя бы знают, кого им полагается съесть на обед, а кого лучше не трогать. Для них поймать добычу – не убийство, а типа нашего похода в магазин за провизией.
Хотя животные честнее – если поймал жертву, то и поел. Нет – ходи голодным. Ленивыми и старыми животным быть нельзя – действует естественный отбор. А человек и здесь нашел себе оправдание – пришел в магазин, набрал зелени, овощей и фруктов (типа я такой хороший вегетарианец), а в мясном отделе не удержался и накупил мертвечины – буженинки, ветчинки, колбаски и что там еще мы едим. Те же животные, только без надписей не всегда и определишь, из чьего мяса это сделано и из мяса ли. Только здесь и охотиться не надо.
Насчет охоты еще пару слов. Животное практически во всех случаях охотятся только тогда, когда голодны. Не из спортивного интереса, как люди, а по необходимости. У них же нет магазинов с продуктами, а на мясном рынке им явно будут не рады, хотя разок поесть дадут. Человек же покупает лицензию на убийство, чтобы получить удовольствие. Или убивает как браконьер ради золотого рубля, а теперь всего лишь бумажки разного номинала. Вот и все отличие, причем не в пользу человека как существа доброго, справедливого и любящего матушку Природу.
Итак, у нас нет природных инстинктов, а есть лишь отголоски животных потребностей и куча амбиций эту саму Природу переиграть в том, что игрой не является. У животных есть интуиция, тот самый пресловутый животный инстинкт, который оберегает их от множества ошибок.
И человек когда-то еще будучи первобытным обладал такой интуицией. Чувствовал приближение врага за многие метры и порой километры, предчувствовал изменения погоды и стихийные бедствия так же тонко, как и животное. Потому что был как раз тем самым животным, частью Природы, существом исконно биологическим. Первобытный человек, как и животное, чувствовал, где источник воды, куда не стоит ступать, чтобы не погибнуть, когда будет дождь и где лучше от него скрыться. Теперь все эти отголоски первобытной интуиции – дара Природы – мы списываем на магнитные бури, маету старых ран и головную боль от чашки кофе на ночь.
Мы многое потеряли, став существами более социальными, чем биологическими. Мы отказались от дара Природы, за что оказались выброшенными из ее сферы влияния как доброй матушки. Теперь она нам не соратник, но еще и не совсем враг. Если бы она на нас реально ополчилась, нас бы уже не было. Никого. И никакой реактор нам не был бы страшен, потому что некому было бы страшиться. Она год от года показывает нам все большее и большее недовольство нашим безрассудством в попытке подчинить себе высшие силы, изучить не изучаемое, изобрести давно уже сотворенное ей, но в более значимых масштабах… А мы продолжаем калечить природу, создавать опасные для нас самих в первую очередь объекты, испытывать оружие массового поражения, разрушая идеальное строение мира Бога (Природы), которое никогда не сможем восстановить без ее естественной помощи. Мы воюем, уничтожая самих себя, злимся и выделяем столько негативной энергии, что даже наши домашние животные иногда нас терпеть не могут.
Мы подражаем Природе, создавая ее микро-мизерне модели, отдаленно похожие на ее совершенное единичное творение. То мы ничего не можем толком объяснить из той первоосновы, от которой стоит отталкиваться в изучении всего остального. Мы думаем, что примерно знаем теорию и, опираясь на нее, творим что-то несусветное, как будто идеальное, а на самом деле губительное. Мы изобретаем лекарства намного медленнее, чем сами же изобретаем и распространяем болезни. Мы ненавидим друг друга, создаем неблаговидных идолов, калечим души любимых, не уважаем ушедших, истязаем детей, просто убиваем и называем это девиантным поведением. Отклонением. Асоциальным поведением. Симптомы всего этого есть у многих, что пугает остальных, еще пытающихся быть ЛЮДЬМИ. Как же быть дальше? Как жить? И жить ли?
Природа и Бог решат все за нас, если мы раньше не уничтожим сами себя. Надеюсь, что нет. Ведь мы задумались об альтернативных методах получения энергии. Стремимся быть добрее и человечнее. Пытаемся любить искренне. Стараемся помочь природе. Даже готовы быть вегетарианцами и очищать водоемы. Опекаем животных. Учимся заново быть людьми. Наверно, надежда есть. Наверно.
Природа, Бог – высшая точка пирамиды жизни. Человек – неограненный алмаз, которому еще развиваться и развиваться. Вот только будет ли у нас на это время? Или мы так и останемся за железной дверью мира божественной Природы и продолжим разрушать сами себя?