Одинокой птицы голос

Владимир Быстров
– Читал "Братьев Карамазовых"?

– Только старшего… как его… Блин, имя забыл! Да и не люблю я, честно говоря,
  эти любовные рОманы! Предпочитаю "экшн", или фантастику. Не слышал –
  говорят, скоро продолжение "Аватара" выйдет?

(Вместо эпиграфа)
--------------------------

Это моя вторая попытка обращения к посетителям и завсегдатаям сайта Проза.Ру через конкурс "Публицистика". Первая, более сдержанная и завуалированная, была отвергнута жюри упомянутого конкурса по причине "полного несоответствия". Но вначале хочу оговориться – к всевозможным конкурсам и прочим "творческим соревнованиям" я отношусь, выражаясь словами В. Высоцкого, "сугубо отрицательно", о чем довольно подробно написал в небольшом эссе "Осторожно! Конкурс!" (http://www.proza.ru/2010/08/05/527). Однако сейчас речь пойдет совсем о другом.

Когда два с небольшим года назад один из знакомых предложил разместить мой небольшой очерк на сайте Проза.Ру, я, откровенно говоря, растерялся. Куда мне до всех этих современных "толстых", "достоевских", "булгаковых"! И лишь настойчивость друзей заставила меня преодолеть застенчивость и страх. Но некоторое время спустя, по мере того, как стал знакомиться с творчеством других участников этого проекта, я с глубоким удивлением обнаружил, что большинство так называемых "авторов" пишет с многочисленными грамматическими и стилистическими ошибками, нимало не утруждая себя работе над словом, текстом. Ну, да Бог с ними, с ошибками! Это можно было бы простить, будь содержание их "творений", действительно, выдающимся, наполненным глубокой мыслью, нравственной или духовной идеей, обладающим каким-то заметным воспитательным потенциалом. Куда там! Как говорится, "оставь надежду всяк сюда входящий"! Редкие, действительно, талантливые произведения, совершенно теряются в груде всяческого "около-" и "псевдо-" литературного хлама! И, что удивительно, именно такой "хлам" оказывается наиболее востребован сегодняшней читающей публикой, о чем свидетельствуют сопровождающие эти "произведения" многочисленные восторженные отзывы.

Впрочем, так ли удивительно это? Быстрое и резкое падение культурного, морального, нравственного уровня нашего народа, его духовная деградация, вызванные объявленной "прорабами перестройки" либерализацией и свободой слова, уже давно стали заметны не только немногочисленным уцелевшим "динозаврам" прежней социалистической интеллигенции, но и самым обычным гражданам, сохранившим способность и желание думать, анализировать, сопоставлять. Отмена прежних духовных ценностей, замена их неким суррогатом в виде полной и ничем не ограниченной свободы отчасти напоминает первые годы становления социалистической "революционной" культуры начала ХХ века. Но если тогда становление этой культуры сопровождалось бурным просвещением простого народа, поголовным стремлением к знаниям, к мировым культурным ценностям, то сейчас этот процесс носит прямо противоположный характер. Идет упрощение, примитивизация культуры, выхолащивание всех ее нравственных и моральных понятий.

И немалую, если не сказать – ведущую! – роль в этом процессе играем мы, претендующие на высокое звание Писателей. И при этом полностью забываем, или попросту отрицаем свою ответственность за то, "как наше слово отзовется". Да и о какой ответственности может идти речь, если успех или неуспех нашего "творения" определяются исключительно его финансовой составляющей! И здесь игра на самых примитивных, низменных чувствах и инстинктах, как правило, побеждает стремление к чему-то возвышенному. Пожалуй, живи и твори Александр Сергеевич сегодня, вряд ли большинство нынешних читателей обратило бы внимание на "Руслана и Людмилу", предпочтя им "клубничку"  "Царь Никита и сорок его дочерей".   

И в заключение несколько слов относительно названия этой небольшой заметки, прочитав которое, скептики, вероятно, ехидно ухмыльнулись, а критики язвительно заметили: "Тоже еще одинокая птица выискалась! Какого мы о себе мнения!" Спешу успокоить и первых, и вторых – название это никакого отношения лично ко мне не имеет. Просто был такой русский писатель, наш с вами современник Виктор Лихачев. "Был" – потому что в 2008 году он умер в возрасте 50-ти с небольшим лет. На пожертвования, собранные его почитателями, удалось издать некоторые из его произведений, до того ходившие по рукам лишь в виде "самиздата". Один из его романов называется "Кто услышит коноплянку?" На сайте Проза.Ру такие произведения публикуются редко, а читаются еще реже. Не случайно организаторы всех конкурсов, стремясь максимально облегчить умственную "работу" своих читателей-писателей, ограничивают объем публикаций пятью тысячами знаков. Больше, видимо, не осилить ни авторам, ни самим устроителям. Но те, кого действительно заботят вопросы, затронутые в этой короткой заметке, могут найти и прочесть этот (или любой другой!) роман Виктора Лихачева. Может, это пробудит и в них желание не просто марать бумагу или заполнять писательские сайты малограмотными текстами, а нести людям нечто высокое, вечное, что и является ЦЕЛЬЮ и ОБЯЗАННОСТЬЮ каждого, кто взял на себя смелость писать и выставлять свои творения на всеобщее обозрение. И тогда этот голос перестанет быть одиноким, а название моей заметки потеряет смысл.

                * * * * *