Сварог и Чёрный Змей

Светлана Жукова 4
Как Сварог в Сварге кузницу строил. Как он в кузнице ковку устроил. У сынов он подмоги просил. Сыновьям Сварог так говорил:
СВАРОГ. Сыновья, сегодня не ленитесь! Над твореньем Мира потрудитесь! Скоро род людской в нём будет жить. Будет он Всевышнему служить. Мы должны сегодня постараться: мудрости, терпения набраться и создать мир Прави на горе, чтобы рай устроить на земле!
Сыновья Сварогу поклонились и в два вихря тут же обратились. Стали вихри в кузнице гулять, батюшке родному пособлять.

Вихрь огненный в кузне кружил, алым пламенем он ворожил, в горн вскочил и Семарглом он стал. И в печи бог Семаргл заплясал. Стало в горне железо шипеть. Стал металл, размягчаться и течь.
Вихрь воздушный в меха залетал. Он меха для огня раздувал. Буйный ветер в мехах завывал. Он Семарглу плясать помогал. Вихри-свили бросали свой клич, пламя-смага лизала кирпич. И железо струилось ручьём, и бурлило багровым ключом. И клещами Сварог его брал, к наковальне во кузне ступал, и на камень он клал металл, и на камне он Мир ковал.
Вот сковал он изящный цветок – весь резной у цветка лепесток. И луга на земле зацвели! Стал цветком каждый малый росток!
И Сварог в кузне древо ковал, искры он на листву рассыпал. И леса на земле поднялись, и ручьи зазвенели меж скал.
Вот, сковал Сварог зверя рыскучего, рыбу вёрткую, птицу летучую. И забегали звери в лесах, птицы стали летать в небесах, рыбы начали в водах играть, чешуёю под Солнцем сверкать.

И сказал тогда славный Сварог:
СВАРОГ. Ну, сыны, кончен труд, вышел срок! Надо к главному нам приступить: человека пора сотворить!
Стал ковать он фигурки людей. Нет для Мира работы святей! Потрудился от сердца, сковал. Любоваться фигурками стал. В Мир взглянул и потупил он взгляд. Стал работе своей он не рад. Вот фигурки! Вот молота след! А в Миру человека и нет!
И нахмурил тут брови Сварог.
СВАРОГ. Это будет, сыны, мне урок! Загордился! Решил, что смогу я людей сотворить на бегу! Торопиться нельзя было мне. Что ж? Горите фигурки в огне!
Сгрёб фигурки и бросил их в печь. Стал Семаргл их пламенем жечь. Стал Срибог вновь меха раздувать. Вновь Сварог стал фигурки ковать. Как сковал, снова в Мир поглядел. Так людей там увидеть хотел. Снова он не увидел людей. Лишь металл после ковки блестел.

Рассердился Сварог, закричал и ногами об пол застучал.
СВАРОГ. Что ж такое?! Уж, я ль не кузнец?! От чего ж не даёт Род-Отец мне закончить мой праведный труд?! Пусть фигурки людей оживут!!!
Но фигурки стояли – черствы, холодны, бесполезны, мертвы…

И тогда Сварог вновь молот брал. В наковальню он им ударял. Так он бил, что из камня металл, веер огненных брызг высекал!
СВАРОГ. Искры! Хватит вам таять в ночи! Вы впитайте тепло от печи! Будьте вы подмастерьями мне! Станьте жизнью, рождённой в огне!
Тут из искорок Реби родились и по кузнице засуетились. Молоточками стали стучать и Сварогу ковать помогать. И такой тут поднялся звон, что и Пекле был слышен он. В царстве Тёмном Чёрный Змей скривился, лапами за голову схватился.
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Что же брат Сварог так распустился?! Что ж так расшумелся, расшалился?! Для чего устроил стук, да гром?! Аж, земля трясётся под окном! Нету дома мне отдохновенья! У кого ж не лопнет тут терпенье?! Непременно надо мне узнать: для чего он принялся ковать?!
Чёрный Змей недолго размышлял, молот свой из-под печи достал и пришёл к Сварогу он с визитом. Любопытно стало паразиту, что Сварог задумал Миру дать, и нельзя ли делу помешать?

Чёрный Змей во кузню вполз тихонько, встал на лапы, кашлянул легонько и Сварога стал увещевать о работе всё по рассказать.
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Брат Сварог, нам нечего делить. Хорошо мне в Тёмном царстве жить. И судьбой своею я доволен. Но сегодня был я приневолен, брат, тебя во Сварге посетить и сказать, что невозможно жить в Пекле, если всё кругом источает только стук, да гром. Ты же, брат, так молотом грохочешь, что проснёшься, хочешь иль не хочешь! А, ведь, даже Змею надо спать. Ты не мог бы этот шум унять?

И застыли Реби с молотками, улеглось в печи Семаргла пламя, а Стрибог в мехах забыл свистеть, дуть на пламя и в огне реветь. А Сварог ко Змею повернулся, гостю виновато улыбнулся и вздохнул, и начал говорить, словно бы прощения просить.
СВАРОГ. Ты прости, сосед, за стук да гром! Погляди-ка, лучше, брат, кругом. Что ты видишь?
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Вижу, брат мой, жизнь. Вижу Мир и разных гадов в нём.
СВАРОГ. Это, брат, прости, совсем не гады. Это для Всевышнего отрады Мир зверьми я ныне заселил…
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Да, ты грохотал, что было сил! Но теперь-то в Мире – звери, птицы! Не пора ли, брат, остановиться? Надо же, когда-то, отдыхать! Да и я спокойно б смог поспать.
СВАРОГ. Извини, сосед, за беспокойство, что так шумно Мира обустройство. Не могу сейчас прервать я труд. Он не кончен. Замыслы зовут…
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. И чего ж ты, брат Сварог, замыслил?
СВАРОГ. У меня, сосед, такие мысли: Мир хочу людьми я заселить, чтоб смогли они во Мире жить.
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Заселяй! Но, только поживей! Чтоб домой вернулся Чёрный Змей!
СВАРОГ. Заселил бы, уж, да не могу. Я кую и сил не берегу. Без конца! А все мои творенья – лишь металл без жизни в нём биенья! Полон Мир крылатых, рыб, зверей. Нет в нём только главного – людей!
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Вот загвоздка в чём, мой шумный братец? Ну, ковать пока, наверно, хватит! Я не верю, что пропал твой труд. Вдруг во мире люди, уж живут?
СВАРОГ. Как живут? Ты сам-то хоть взгляни! Землю-Мать ты взглядом обойми! Видишь, как пустынен Белый Свет?! Человека в нём, как прежде, нет!
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Эх, Сварог, смотри или не смотри, видишь лишь снаружи, не внутри.
СВАРОГ. Это как?
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. А так. Что вижу я? Вон она Земля – леса, поля, реки, океаны, степи горы… а ещё в Земле есть щели, норы и глухих чащоб нестройный ряд. Наш туда не проникает взгляд! Что ж ты ждёшь? Чтоб люди, как родились, сразу же по свету расселились? Нов для них и странен Белый Свет! Вот их на виду у нас и нет.
СВАРОГ. Да, они, наверное, сокрылись, в норы и расщелины забились…
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Да и ты ещё с небес гремишь! Выйти их расщелин не велишь!

Тут Сварог про молот свой забыл, молот свой на камень положил и, вздохнув задумчиво и грустно, он у Змея Чёрного спросил:
СВАРОГ. Как же быть? Как правду мне узнать? Как людей во Мире увидать?
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Понимаю я твоё желанье. Проявлю сегодня я старанье. Помогу тебе я, брат мой старший, Зеркало волшебное сковать! Пусть Семаргл опять в печи запляшет! Пусть Стрибог опять меха развяжет! Молотом ударим - ты и я! Мы же, брат Сварог, с тобой – родня! И скуём мы Зеркало такое, круглое и по краям резное, с яблочком, чтоб по нему катать, чтоб людей во мире увидать! Мы с тобой применим чародейство. Для добра, мой брат, не для злодейства. Помогу, чтоб ты увидеть смог в Мире каждый тайный уголок!

Тут Стрибог с Семарглом зароптали, и слова недобрые сказали:
СТРИБОГ. Разве можно Змею доверять?!
СЕМАРГЛ. К наковальне Чёрного пускать?!
СТРИБОГ. Этот камень – Миру основа!
СЕМАРГЛ. Вдруг он скажет недоброе слово?!
СТРИБОГ. Вдруг замыслил он злое чего?!
СЕМАРГЛ. И, куя, принесёт Миру зло?!

И Сварог нахмурился сурово. И сказал Сварог такое слово:
СВАРОГ. По-сердцу мне, Змей, твоя затея. Но и сам я, брат, ковать умею. Не в обиду это говорю. Я и сам, то зеркало скую.
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Зря ты мне, Сварог, не доверяешь. От того ты многое теряешь! Ты искусен, но не можешь знать, как такое зеркало ковать. Я над этой тайной долго бился, ведь не вдруг мой замысел родился. Ныне Змей не враг, а – молодец! И не хуже он тебя кузнец!
СВАРОГ. И не станешь Миру ты вредить?
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. А, зачем? Ведь мне ещё в нём жить!
СВАРОГ. Хорошо. Тогда давай, вставай, молот свой готовь и – начинай!

И Семаргл в печи вновь заплясал, а Стрибог мехами заиграл. А Сварог брал из печи металл, на святой Алатырь его клал, из металла блюдо он ковал, край резным узором украшал. По металлу молотом он бил и слова при этом говорил:
СВАРОГ. Как родился Мир на Божий Свет, ничего-то тёмного в нём нет! Зеркало, из ничего явись! Божий Мир в нём Явью отразись!

Чёрный Змей тут к камню подползал, молотом по камню ударял:
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Я такое зеркало кую, Миру равновесие даю, чтобы был в нём Свет, и Тьма была, чтобы не цвело Добро без Зла, чтобы исказить Добра дела, чтобы в Мире Смерть всегда жила. Чтоб, со дня сего и навсегда Яви Навь дорогу перешла!
А ещё Змей яблочко сковал и Сварогу труд свой показал. У Сварога блюдо он забрал и по блюду яблочко катал.
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Ты катись, катись, плод волшебный  против хода Луны и Солнца! Заверши навий круг совершенный и открой для Сварога оконце! Пусть Сварог в нём увидит Мир новый! Пусть поймёт, что нечем гордиться! Пошатнулась Мира основа и друг друга едят звери-птицы! В Мире день уж не вечно длится, он сменяется тьмой ночною! И кровавый свой пир звери-птицы продолжают под бледной Луною!

Поглядел Сварог, отвернулся и за голову он схватился.
СВАРОГ. Да, сосед, горько я обманулся. Всё же ты на Мир покусился! И теперь Мать-Земля святая свой потерянный облик ищет! В небе чёрные стаи грают, в кущах хищные звери рыщут! Забирай скорей, обольститель, ты своё творение злое! Убирайся немедля, вредитель и оставь наконец Мир в покое!

Только Чёрный Змей рассмеялся! В Явный Мир он вполз без усилья! Там он в синее небо поднялся, отрастив семь голов и крылья! И оттуда крикнул Сварогу. Крикнул так, что весь мир зашатался!
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ.  Поклонитесь Чёрному богу! Ныне главным он оказался! Ваш Сварог был глуп беспредельно! Обманул его младший братец! Правил он на земле безраздельно! Но мириться мне с этим хватит!

Змей огромные крылья расправил, Мир без ясного Солнца оставил. Тьма, змеёй поползла по земле, лишь снежинки кружились во мгле. И поникли тут кущи и травы, и остались без листьев дубравы, задрожала от боли Земля – обнищали леса и поля. По земле побежали провалы! Только Змею того было мало. В тех провалах стал камень гореть и багровой рекою течь. Лёд и пламень в тот миг смешались, к Сварге облаком чёрным поднялись… 

И вскричали Семаргл и Стрибог:
СЕМАРГЛ и СТРИБОГ. Дай нам резвых коней, Сварог!
Дал Сварог немедля им коней. Да таких, что не было резвей и храбрей коней на Белом Свете! И на них вскочили тут же дети. А Сварог ещё мечи им дал. И слова сынам Сварог сказал:
СВАРОГ. Вы на Змея Чёрного летите и из мира Змея прогоните, в Пекле заточите навсегда, чтоб не повторилось никогда то, что сделал с Миром он, злодей! Я же Мир исправлю для людей!

То не дым над землёю стлался, Солнца ясного свет затмевая, это огненный конь в поле мчался, чёрный выжженный след оставляя. Пламя тело и гриву объяло, очи молнии были грознее. Словно новое Солнце вставало! То Семаргл выезжал на Змея. Вихрь – конь за братом стремился. Высоко он держал своё знамя! И огонь к небесам стремился. То Стрибог раздувал брата пламя!

Острозубый, многоголовый Змей расправил чёрные крылья. Потушил он Семаргла пламя, тьмой и ядом залил без усилья. Грянул оземь, пошёл косолапо, да на Вихрь, на Сварожича-бога! Как догнал, хлопнул лапой о лапу и рассеял он в миг Стрибога.

И Семаргл со Стрибогом признались:
СЕМАРГЛ и СТРИБОГ. Не побить нам Чёрного Змея!
И к Сварогу, в кузню помчались, от стыда и страха немея. Их Сварог во кузне укрыл. Крепко-накрепко дверь затворил. Он поставил на ней три затвора. Три затвора, засова, упора. Чтобы Змей в неё не смог вползти, чтобы сыновей не смог найти.

Змей не ждал. Он поспешил явиться. В кузницу к Сварогу стал ломиться.
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Ты, Сварог, всё умело устроил! Ты себе власть над Миром присвоил! Ну, а я, брат, вмешаться посмел! Переделать твой Мир я сумел! И теперь, половина – моя! Вечно править в ней буду я! А тебя с сыновьями я съем и владеть буду Миром всем! Открывай! Всё равно ведь ворвусь!
СВАРОГ. Я тебя, Чёрный Змей, не боюсь! Ты три двери сперва пролижи! Силу нам ты свою покажи! Все три двери – три Небесных Свода! И признаем мы тебя, урода, господином Мира сей же час! Ну, и съесть тогда ты сможешь нас.
ЧЁРНЫЙ ЗМЕЙ. Я твои три двери полижу! Я тебе и миру покажу, как силён и славен Чёрный Змей! Нет непробиваемых дверей!

Змей оставил одну главу, так сподручнее было ему двери в кузню к Сварогу лизать, чтоб его с сыновьями достать. А Сварог с сыновьями не ждал, он к печи со всех ног побежал. Вновь Семаргл в печи стал плясать, вновь Стрибог стал меха раздувать, а небесный кузнец – Сварог снова молотом начал стучать. А ковал он огромный плуг, рассыпая искры вокруг. Молоточками Реби стучали и Сварогу ковать помогали.
Ну, а Змей всё двери лизал. Он лизал, дурак, и не знал, что уж Реби клещи схватили и в огне они их раскалили. А Сварог эти клещи взял и с клещами у входа встал.

Поработал Змей на ура! Вот, в последней двери – дыра! Змей просунул в дыру язык, видно думать он не привык, так Сварога хотел он сожрать, а Сварог за язык его – хвать! Так клещами схватил со зла, раскалёнными добела, что насквозь почти мясо прожёг! И завыл Чёрный Змей, как волк! Взвился весь,  биться стал, засвистел! А язык во клещах-то шипел! А Стрибог Змея молотом бил. Чуть совсем он его не убил! И Семаргл с плугом выпрыгнул вдруг и запряг Змея Чёрного в плуг! А Сварог тут его оседлал и на Матушку-Землю погнал. И заставил он Змея пахать, будет злыдень ползучий знать, как лукавить и Миру вредить, как во Сваргу со злом приходить!

Стал Сварог на Змее пахать. Стал он плёткой Змея стегать. А Семаргл его гнал и волок, и клещами язык его жёг. 
Пропахал землю всю Чёрный Змей и, отныне стало на ней: справа – царство Сварога и Явь, слева Змеево царство и Навь. Между ними граница легла, страшной тайной она влекла, Явь водою её искажалась, Навь поверхностью отражалась, и Смородинкой, речкой смерти, та граница теперь называлась. 

Как Смородинка, речка Чёрная, между двух миров протекала, как она, змеёй, липкой, сонною, через лес густой проползала. Берег левый – смерть, берег правый – жизнь, жизнь и смерть она разделяла. Не пройдёт никто, только чья-то мысль, чтобы путь начать свой сначала. А по берегам – тёмный лес стоит, древний лес, седой, омрачённый, лупоглазый Хмырь меж корней сидит и Могуль свистит обречённо. Там дорожки людьми не хожены, все тропинки там заторожены. Даже Лихо там след не оставило – заросло там всё, замуравило. Нет прохода туда и пешему, нет и конному въезда хорошего, по колодам там прячутся лешие и пугают криком прохожего.

Чаровал Сварог, говорил слова, чтоб граница Мир берегла от зла.
СВАРОГ. Ты, река, теки, Явь охраняй! В Мир ужасную Навь никогда не впускай! Стань для них стеной неодолимой, лесом зачарованным хранимой. Стань для зла ты огненной рекой! Береги живущего покой!    

И сказал Сварог, как закончил труд, поглядев на Змееву борозду:
СВАРОГ. Пусть потомки твои в Нави все живут. Ведь у нас с тобой, Змей, всё попросту! Ты живи-поживай на своей стороне, я тебя, Чёрный змей, не трогаю. Ты о Яви забудь и забудь обо мне! Ты ползи своею дорогою! А покажешься на моей земле, я тебя, поверь, не помилую! Иль убью совсем, или так накажу, что не станешь, уж хвастаться силою!

И Сварог со Змея тот час соскочил, пнул его на прощанье, сердитый. А Семаргл язык его освободил. И уполз Змей в свой мир, побитый. А Сварог во кузницу вернулся. Там он огляделся, потянулся и давай опять звенеть, ковать - Божий мир от скверны очищать! Как сковал, явилась в кузню Лада – жёнушка и для очей отрада, посмотрела на его дела и сказала мудрые слова:
ЛАДА. Славно ты, супруг мой, потрудился. Новый мир сковал, не поленился! Но, во всём же меру надо знать. Надо труд для отдыха прервать!
СВАРОГ. Мир цветёт и радуется снова, хоть теперь он более суровый, чем был прежний, до того как Змей отравил его слюной своей. Но, как мне положено от века, должен сотворить я человека! Я кую, кую, а толку нет! От того не мил мне Белый свет! От того я чувствую страданье…
ЛАДА. Подожди, исполнится желанье…
СВАРОГ. Мы не можем, Лада, больше ждать. Человека надо нам создать!
ЛАДА. Что ж? Сойдём на Землю, милый друг! На Земле очертим ровный круг, в круг войдём и Роду скажем слово! Скажем, что у нас уж всё готово! Пусть подскажет! Он ведь должен знать, как людей для Мира нам создать!

Шла по полюшку Лада-Матушка, да с супругом своим – Сварогом. Все травинки вставали рядышком, уступая им путь-дорогу. Вот увидела Лада камушек и взяла его во ладошку. Начертить на земле хотела кружок, да замешкалась Лада немножко. А Сварог едва камень тот увидал, весь обросший мхом и цветами, в тот же миг у Лады его отобрал и за спину швырнул со словами:
СВАРОГ. Там, где камушек упадёт, добрый молодец пусть оживёт!
И, как камень на землю упал, добрым молодцем тут же он стал.
Лада камень другой находила и, бросая его, говорила:
ЛАДА. Там, где камушек упадёт, красна девица пусть оживёт!
И, как камень на землю упал, красной девицей тут же он стал!

Сварог с Ладушкой камушки стали бросать – род людской на земле из камней создавать. Так трудились они, не ленились, и творениями возгордились! Стали боги людей сотворённых учить, стали песни им петь, от болезней лечить. Только люди их отвергали, и ученья не понимали. Их сердца не знали состраданья. Правили людьми лишь их желанья. Не умели люди те любить и прощать, и плакать, и творить. Не пылал в груди их Божий пламень! Был в груди у них лишь хладный камень. Сильно опечалился Сварог, подведя делам своим итог. Захотел людей тех истребить, чтобы Мир от них освободить. Но, как только уж совсем собрался, голос Рода из-за туч раздался:
РОД. Ты, мой сын Сварог, поторопился. Ты напрасно над людьми трудился. Иль забыл ты, что приносит зло, только то желанье, что сильно?! Только то, когда, нет силы, ждать! И когда не можем не желать! Дух сжигает, мучая, желанье, принося нам только лишь страданье! В страшной спешке ищем мы ответ, злимся, что ответа нет и нет, снова рвёмся, делаем попытки, совершаем глупые ошибки и, в итоге, что-то создаём. А потом, над созданным ревём! А не лучше ль было подождать, поразмыслить и по рассуждать?  Ты создал людей, но без души. Но, творенья рушить не спеши. Это грех. Они, Сварог, и сами после смерти возвратятся в камень. Душу ты, Сварог, создать не можешь. Только зря себя ты тем тревожишь…
СВАРОГ. Да, отец, я многого не знал. Видно слишком сильно я желал род людской создать на Белом Свете. Пусть родятся в мире божьи дети, и людьми их боги будут звать. Будет в них огонь души пылать!

И с тех пор не кончен Мира труд, дети Рода – люди в нём живут. Но в Миру встречаются, порой, в холод, в дождь, или в июльский зной, ужасая мыслью и делами, проходя, как призраки меж нами, те, кто называют жизнь игрой – люди с каменными сердцами…