Сервитут, как красная тряпка

Галина Омелянчук
Более 30 лет трудилась я на поприще проектирования и конструирования. За этот смешной, в мировых масштабах, срок в моей трудовой книжке вместилось немало записей.
Но, все время я сидела на одном стуле в одном и том же кабинете...
Сначала передо мной стоял кульман — чертёжный прибор в виде доски, установленной вертикально. Он обеспечивал возможность проведения прямых и кривых линий заданной длины под любыми углами. Также можно было облокотиться на него, устроившись в позе "Мыслителя" Родена. Когда-то давно инженеры в России назывались «розмыслами» и ценились на вес золота, в отличие от нынешних времен.
Проходивший мимо начальник не смел строго спросить:
- Чем занимаешься?
Ответ был бы однозначный:
 - Думаю...
Постепенно кульман заменил компьютер, работать на котором нас никто особенно не учил. Не было времени. Начальник, выдавая задание, на вопрос о сроках выполнения проекта, нередко отвечал - чертеж выдать надо было вчера...
Изучали мы программы по Руководствам пользователя AutoCAD и методом тыка... Приходилось работать и в выходные и по вечерам, в основном, за спасибо. Репутация, карьера превалировали в умах строителей социализма.

Сидя за компьютером, стали мы прозрачны - программисты сделали все, чтобы в любой момент начальник мог проконтролировать, чем специалист занимается - конструирует или пишет роман в проза.ру.

Интернет подключали лишь начальству и специалистам, сумевшим доказать, что без него им никак. Потратив немало сил и нервов, я убедила начальника, что изменения в ПУЭ - Правилах устройства электроустановок /Библии для энергетика/ - вносятся чаше, чем приходит информация о них в наш проектно-конструкторский отдел на бумаге.

Завод работал, загаживая воздух ядовитым дымом и выпуская крылатый металл в виде "чушек" и алюминиевой катанки. Менялись названия предприятий, на которых я "служила"/только руководителям - олигархам известно по какому принципу и во имя каких целей/ и должности, которые мне присваивали:
от инженера 3 категории до ведущего конструктора.

Я проектировала высотные дома, коттеджи, больницы, подстанции, миксера и краны..., напрягая извилины моего мозга сильными и слабыми токами, высшими гармониками, датчиками, СНиПами и ГОСТами.

Но, очередное сокращение штатов начали с пенсионеров. Кто с горечью, кто с радостью расстался с заводом.

Конструкторский отдел завода, лидера отечественной алюминиевой промышленности, остался без многих специалистов. Кризис, однако...
Совсем через небольшой промежуток времени, представителей "потерянного поколения" вновь стали приглашать поработать, но уже по временному контракту.

На приглашение руководства еще потрудиться, я отказалась.
Но, на пенсионные деньги, прожить сложно и я, небольшие проекты  для городских заказчиков, продолжаю выполнять дома, в статусе фрилансера.

Все было просто в прежние времена: чертим линию электроснабжения объектов на территории городов, сел, заводов руководствуясь ПУЭ, рекомендующим прокладывать трассу по кратчайшему пути, учитывая капитальные затраты, безопасность обслуживания сооружений. Соблюдаем нормы, габариты  согласно СНиПов и ГОСТов .

Сложнее проектировщику и конструктору стало в нынешнее время.

Со значением слова СЕРВИТУТ я познакомилась недавно. Оказалось, что кабельную линию для электроснабжения автосервиса, я проложила по территории принадлежащей частому лицу.

Слово сервитут на собственника участка произвело впечатление, как красная тряпка на быка.

Оказывается, цивилизованной системы взаимоотношений между субъектами земельного рынка, регулируемых сервитутами, в России пока не существует.
В связи с подобным обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации в соответствии с Земельным Кодексом РФ.
Но, сосед собственник на переговоры не согласился, повелев убираться с его территории.

Как проектировщику и заказчику решить вопрос прокладки подземного кабеля, не доводя его до суда?
Выход можно найти из любой ситуации, известно всем...
А мне тем паче - любимая работа есть.