Незабываемые студенческие годы

Тамара Шигина
             Россошанское  педагогическое училище я закончила с красным дипломом. Продолжить обучение в институте я очень хотела. Выбор института и факультета мною был сделан давно. Это однозначно - историко - педагогический факультет Воронежского Государственного педагогического института.
          Когда мы учились в педучилище, то к нам часто приезжали студенты этого факультета с профориентационной  работой. Меня всегда поражала их искрометность, талант, одухотворенность.  Казалось, что они умеют  все: петь, танцевать, читать стихи, просто создавать творческую атмосферу. Если  бы не эти ребята, я возможно выбрала бы другой факультет, так как литературу любила больше, чем историю. Но наш факультет готовил не только учителей истории и обществознания, но и методистов по воспитательной  работе. Таких факультетов в нашей стране было всего два тогда.
         Сдав один профилирующий предмет на «отлично», я была зачислена на первый курс этого удивительного факультета. Вместе со мной поступали 5 выпускников нашего педучилища. Поступили не все (очень высоким был проходной бал). Посчастливилось Просветовой  Татьяне (ныне доктору наук) и Плющевой  Галине  (сейчас она учитель одной из школ города Воронежа).
             Как сейчас помню 1 сентября 1978 года. Был по-летнему жаркий и солнечный день. Во дворе нашего института проходила торжественная линейка, на которой нас посвящали в первокурсники.
             Богиня истории Клио благословляла нас на обучение, как мать, а отцом родным на целых пять лет стал для нас наш любимый декан – Гаврилов Юрий Александрович. Царствие ему небесное, к великому сожалению, он ушел из жизни. Это был человек широкого государственного мышления, профессионал своего дела, видный общественный деятель, а главное –  с очень доброй  душой.
            На нашем факультете есть замечательная традиция. В последнюю мартовскую субботу  (каникулярную), у нас проходит вечер встречи с выпускниками. Эта традиция существует с момента открытия факультета. Раньше, когда авиабилеты были недорогие, на вечер встречи прилетали выпускники даже с самых отдаленных уголков нашей необъятной Родины: Сахалина, Камчатки, Магадана и т.д.
            Юрий Александрович всегда был главным действующим лицом на этом вечере. И несмотря на то, что наш факультет закончили за восемьдесят лет его существования около шести тысяч студентов, мне казалось, что он каждого помнит. Я всегда старалась в этот день быть на своем родном факультете, даже когда были далеко от дома. Юрий Александрович интересовался и радовался  не только нашим успехам и победам, но успехам и победам наших детей и учеников.
           Он был очень увлекающийся человек. После того, как ушла из жизни его любимая жена, он очень сильно затосковал. Юрий Александрович говорил, что это самая  страшная потеря в его жизни. 
             Чтобы как-то смягчить горечь утраты, он стал шить. В одну из поездок к брату в Москву, по совету снохи и
 с ее помощью, он приобрел хорошую швейную машинку. Купив несколько номеров журнала «Бурда моден», сразу стал шить серьезные вещи.
             Однажды, приехав на вечер встречи, я обратила внимание на костюм, который очень ладно сидел на моей подруге (тогда она была деканом нашего факультета, сейчас - проректор нашего ВУЗа, доктор исторических наук)  Ивановой – Киселевой Галине Петровне. Как я выяснила позже, этот костюм ей сшил Юрий Александрович.
              Преподавая исторический материализм, Гаврилов учил нас жизни. Умножить сумму человеческого счастья и уменьшить сумму страданий людей – так определил свою задачу наш декан.  У него это здорово получалось. Он всегда говорил, что очень хотел бы видеть в нас профессионалов, но больше всего, чтобы мы были настоящими людьми. Навсегда запали в душу его слова: «Умейте помочь нуждающимся людям. Ведь  под горку всегда просто катиться, а вы протяните руку помощи человеку, который  старается идти в гору. Любите и верьте в того, от кого отвернулись все…»
          Он говорил, что школа – это целый мир; педагогике не нужны жертвы; и не надо всем становиться учителями; особенно тем, кто полагает, что педагогика – легкий хлеб, что можно пользоваться любовью и уважением детей, не любя и не уважая их. Педагогика требует полной самоотдачи.
              Мне очень нравилось, когда Юрий Александрович говорил, что среди нас не должно быть троечников. Он спрашивал: « Кто из Вас хотел бы пойти к врачу, который закончил мединститут на удовлетворительно?»…
 Еще замечательная традиция истпеда – это его песни. Одна из самых любимых – факультетская. В ней есть строчки, которые посвящены нашему любимому декану:
Мы Гаврилову долго не верили
Всему верить здоровью во вред.
Нам сказали откроют Америку,
А открыли всего лишь истпед.
 С особой гордостью он пел вместе со студентами:
Пусть растет, пусть цветет, развивается
Милый сердцу родной факультет,
Пусть ребячьи сердца зажигаются
От горячих вожатских сердец.
           Воспоминания об этом человеке множественны, и они составляют жемчужины моей памяти, помогающие и по сей день переживать жизненные и профессиональные невзгоды. Потрясающий стратег и политик, отличный организатор, опытнейший хозяйственник, патриот и руководитель – это и многое другое объединял в  себе этот высоконравственный человек глубокой внутренней культуры, большого интеллекта, чести и достоинства. Благодарю судьбу, что она распорядилась о такой встрече с Юрием Александровичем на моем жизненном пути.

А время мчится, точно птица,
Уходят дни, уходят лица,
 Крутой у времени разбег,
И на семи ветрах истпед.
Над ним бушует непогода,
А он стоит, как часть природы,
Стоит любимый мой истпед,
И смотрит, как проходит век.