Была зима, звенели яйца

Виктор Светозарский
Собственно говоря, зимой они звенели всегда, особенно на первом курсе, когда даже думать не моги отклониться от буквы устава, что касалось формы одежды. В любой мороз во что мы были одеты? Нижней части тела полагались кальсоны летние, на которые натягивались зимние. Картина весьма интересная: стоишь в белых кальсонах с завязочками внизу и с гульфиками без застёжек. Завязочки надо было завязывать хорошо, чтобы кальсоны не
задрались вверх, когда будешь натягивать на них галифе из ПШ (полушерстяная ткань). Затем наматываешь зимние портянки и засовываешь ноги в тяжеленные юфтевые сапоги. Верхняя часть облачалась в две нательные рубахи (летнюю и зимнюю) и в куртку ПШ. Завершающим аккордом была шинель. Бушлаты были не положены. Кто-то подумает, что чего здесь холодного; одеты, как капуста. Всё так, но было одно маленькое "но". Зимний комплект белья был настолько застиран, что он ничем не отличался от летнего. Так же дело обстояло и с портянками. Праздник иногда был - это, когда нам, после бани, выдавили новое зимнее бельё и новые портянки.

Нет, я не могу сказать, что наши "причиндалы" на улице мёрзли всегда. Конечно же нет! Бежишь ли радостно очередной марш-бросок, чистишь ли плац от снега или ломиком долбишь промёрзлую землю, то даже жарко становилось; чуть ли не до оголения торса. Но были и другие моменты, когда эти самые "причиндалы" так замерзали, что выжимали скупую мужскую слезу. Вот об этом по порядку и немного издалека.

Я с детства обожал все виды "лошадиного" спорта, где лыжи играли немаловажную роль; у меня даже был первый юношеский разряд. Учась в школе, постоянно отстаивал её честь в каких-нибудь, пусть местных, но соревнованиях. Обычно занимал вторые места, но результат меня абсолютно не интересовал; мне это просто доставляло удовольствие. Поэтому, когда комбат спросил: " Кто есть спортсмены?", я не задумываясь вышел из строя, и все четыре года выступал в спортивной части спортивных мероприятий училища, отстаивая честь батареи и дивизиона. Довелось даже выступить на первенстве училища по вольной борьбе, но это отдельная история...

Наступила зима. Командир батареи вызвал в канцелярию лыжников-спортсменов и разрешил нам привезти из дома свои лыжи. Так мои деревянные, клеенные "бегаши" с креплением "петушок" и фирменным знаком НМК перекочевали жить в казарму. С этого дня я был обречён участвовать во всех спортивных мероприятиях, порой в ущерб увольнениям, но зато навсегда был избавлен от "удовольствия" бегать на солдатских "дровах". Мой спортивный костюм состоял из синего трико с коленками, синтетического свитера и вязаной шапочки...

Между прочим это был прекрасный маскировочный костюм. В увольнение, особенно на 1-2 курсах, отпускали не более 25-30%% от личного состава. Воскресный солнечный день. Счастливчики в городе. А мы в казарме. Да и выпить хочется и главное деньги есть. Как? Всё очень просто! Собираемся втроём и идём к ответственному офицеру; типа нам потренироваться надо. Добро получено! Нам только этого и надо. Задворками покидаем территорию училища и через снежное поле прямиком к посёлку Скачки, что рядом с Красным Селом. Там две достопримечательности: горки и продмагазин, который мы открыли ещё на первом курсе, когда рядом с ним копали траншею, естественно умудрившись напиться. Перво-наперво посещаем магазин, покупая несколько бутылок "Агдам Петровича", батон и, конечно же, плавленные сырки "Дружба". Распиваем, катаемся с горок со смешливыми девушками...
Красота да и только! Чем хуже увольнения?! В казарму возвращаемся партизанскими тропами и сразу полощим рот одеколоном. Командир взвода Вася замечает наше возвращение и начинает вокруг нас вынюхивать. У него и кликуха была из-за выдающегося носа " Шнобель".
- А почему от вас одеколоном пахнет?!
- Зубы от холода заболели! - не моргнув глазом бодро рапортуем мы.
- У всех одновременно?!
- Так точно! Бывает, знаете ли! - нас в тепле начинает развозить. Ещё немного и нам кранты.
- Ну-ну! - многозначительно произносит Вася и отпускает нас переодеваться перед обедом.
Гроза миновала...

Итак, шла третья зима моего пребывания в училище. На дворе январь или уже был февраль - не суть. Хорошо помню одно: было ХОЛОДНО! Термометр застыл у отметки -25°C. В Ленинграде из-за высокой влажности воздуха такой мороз переносится весьма тяжело, но сегодня воскресенье и большой спортивный праздник для всего училища! Это означало только одно: увольнения приостанавливаются, так как бегут все! В десятку, заявленных от батареи в спортивную часть, вошёл и я. После завтрака переодеваюсь в спортивный костюм, предварительно разжившись у каптёрщика летними кальсонами.
Дело в том, что на третьем курсе было западло носить кальсоны. Я носил трусы и трико под галифе. Однако, такой мороз - надо обязательно подстраховаться ещё и кальсонами. На свитер накинул шинель и был готов к выдвижению в район старта, куда нас доставили на автобусе. Вышли размяться. Холод проник во все закоулки тела и души. Ноги в ботинках задубели сразу. Какой тут к чёрту разогрев мышц! Быстрее бы на старт и на дистанцию!

Я стартовал с третьей десяткой. Над лесной опушкой разнеслась команда стартёра:
- На старт! Внимание! Марш!
Рванули! Впереди десять километров. Немного. Я шёл вторым, когда, пробежав километра два, трасса пошла под горку. Скорость набрал приличную и вдруг на половине спуска я почувствовал, как дико начало колоть кончик моего кончика, а яйца при соприкосновении друг с другом на неровностях лыжни стали издавать тонкий, но весьма неприятный для слуха, звон.

В лыжных гонках спуск - это бальзам для ног и дыхалки. Это отдых!!! Но я понял и другое: если рискну пройти весь спуск, то могу прямиком записываться евнухом в гарем какого-нибудь шейха, так как ещё немного и моё достоинство отпадёт, как никому ненужная сосулька в весенний период. Отчётливо слышал, как кто-то дышит мне в спину...

" Да, пошло оно всё!"... Раскрываюсь и схожу с лыжни. Запускаю руки в штаны... Боже, а где гордость-то?! Ах, вот где! Нашёл! Растираю! Больно! Начало пощипывать. От сердца отлегло. Меня уже обошло человек пять, но мне было плевать! Я спасал своё достоинство! Пошёл приток крови. Нет! Не отморозил! Впереди почти 8 км. Допускаю мысль, что, если побегу дальше, то снова могу заморозить свой причиндал. Сойти с трассы комсомольская
совесть не позволяет. Как быть? И вот оно спасительное решение. От постоянной работы палками ладони были горячими, поэтому снимаю перчатки и надеваю одну на яйца с причиндалам, а вторую укладываю так, как прокладку (я, наверное, был первым, кто изобрёл эту нужную штуку для женщин). Супер! Тепло и не мешает! Теперь надо отыгрываться.

Двоих нагнал через километр; они стояли рядом с лыжнёй, запустив руки в штаны. Ещё одного взял минуты через две; он сидел на корточках и тихо скулил. Приостановившись, посоветовал растереть и обложить перчатками. Вот и ещё один позади. Он медленно шёл по трассе, скинув лыжи. Снова второй. В гордом одиночестве: первого не догнать и за мной никого близко нет. И вдруг слышу: "Гоп! Гоп!", то есть просьбу уступить лыжню. Мне любопытно: кто это такой борзой? Оборачиваюсь и сразу уступаю лыжню, вытянувшись при этом мордой лица: меня лихо обходит дива, стартовавшая в нескольких минутах после меня. Попробовал зацепиться за неё... Какой там! Машина!

Финишировал я минуты через две после этой дивы и прямиком направился к термосам за порцией горячего кофе. Не вру! Картина была достойна кисти живописца. Мужики, приспустив штаны спереди, клали на ладонь своё съёжившееся достоинство и поливали на него горячим кофе. Кто просто растирал своё хозяйство так, как древние добывали огонь. Над полянкой стоял стон вперемежку с крепкими выражениями. И вот в этот уголок по оттаиванию мужских гениталий, наш парторг под ручку ведёт ту самую дивчину, которая только что обставила меня по всем статьям.

- Проходите сюда! - ворковал парторг. - Сейчас кофе принесу!
И тут их взору предстала вся эта картина. Мужики никак не реагировали на появление представительницы прекрасного пола. Им было не до неё! Надо было спасать гордость и достоинство! Тут пока что не до чести. Если девушка и покраснела, то на её румяном лице этого видно не было. Она не фыркала, не говорила "Фи!". Она, скорее всего, сострадала мужикам. Тем более весть о том, кто она такая облетела всех. Это была заслуженный
мастер спорта международного класса по лыжным гонкам. Так что мне не стыдно было ей проиграть.

Парторг, увидя сиё безобразие, смутился и засуетился ещё сильнее:
- Ой, простите! Не сюда! Идите в автобус, я Вам туда кофе принесу.
Многие участники спортивной части, включая и девушку, уже сидели в автобусе, когда в него зашёл наш курсант Саня Скородумов, серьёзно занимающийся лыжами.
- Мужики, о бля, не могу! - он присел на ступеньках. - Ой, больно-то как!
В одной руке он держал лыжи, а другую засунул в штаны, интенсивно растирая замёрзший причиндал. В этот момент Саня увидел её.

- Ой, извините!
Рука мгновенно покинула штаны, он прошёл и сел на свободное место. Мы сочувствовали, понимая, как ему сейчас больно, больнее, чем перестоит. Как выяснилось позже, Саня смутился из-за того, что он вместе с этой девушкой тренируется. Мы сказали, что не стоит так переживать - она всё прекрасно понимает...

Были и другие старты, но я перед каждым из них снимал перчатки и засовывал их в трусы. Тем и спасались!... И спасли!