Я себя под Тютчевым чищу...

Артур Чубур
(размышления по дороге из Овстуга)

Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело.
Фёдор Тютчев



Часто Тютчева видят вовсе не тем, кем он был на самом деле. Его строки "Умом Россию не понять..." читают с гордостью и патриотичным придыханием в голосе, закатывая сладострастно глаза, вот, мол, мы каковы! А написаны-то они были, вероятно, с горечью и болью - дескать не понять эту Россию, только верить в нее и остается... Куда деваться - все-таки Родина...

Хотя ой как трудно сказать насколько русским был "великий русский поэт", потомок знатного ордынского рода, холёный аристократ, почти немец и уж точно европеец - клеймящий на словах Европу, но вовсе не готовый вернуться в Россию, чтобы жить в ней... Так похоже на современных политиков, катающихся на лыжах в Швейцарии, сдавших отпрысков в Кембриджи, Оксфорды или на худой конец платные Лондонские колледжи, но во всеуслышание слявящие великую Россию, о жизни в которой имеют весьма смутное представление, базирующееся на статистических сводках и взгляде сквозь тонированное окошко персонального полированного броневичка, мчащегося от Садового колца к Рублевке по перекрытым для простых смертных улицам....

А хрестоматийная "гроза в начале мая"? Она ведь написана, как мне помнится, на просторах... центральной Германии, близ любимого Тютчевым немецкого Мюнхена, а вовсе не возле ненавистного ему брянского Овстуга, где он и был то после рождения всего трижды за свою долгую и бурную жизнь.

Про Россию у него иные слова, иные краски: "Эти бедные селенья , Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!" Вот это - о нас. А "перлы дождевые, И солнце нити золотит" - это все уже Европа.

Тютчев был умница - но так и не смог стать пророком, хоть явно порой и брал на себя эту роль, вещая, словно слепая бабка Ванга. Пока душевно говорил - философская глубина, от которой дух захватывает, а как только начинал вещать - "пятиминутка ненависти" в исполнении телекомментатора Первого канала... Если бы Леонтьев или Пушков заговорили стихами - похоже вышло бы. Светский лев, который так до конца дней и не смог удачно устроить свою жизнь в семье и поломал, кстати, не одну жизнь вокруг себя. Талант, что там - гений, почти бездарно проваливший свою карьеру. Великий русский поэт, писавший большую часть своих стихов по-немецки и по-французски и уж потом переводивший их на родной язык...
Очень противоречивая личность. Очень необычная...

Или очень обычная? Как посмотреть.

Недавно от души посмеялся на патриотично-совковым выступлением некоей деятельницы брянской культуры - о том, что Тютчева надо ставить всем в пример (ну по принципу Ильича, ясень пень), проводить Тютчевские классные часы, патриотическое воспитание детей и молодежи по Тютчеву... "Я себя под Тютчевым чищу"... (кстати, тут же вспомнился перестроечного времени фильмец "Бакенбарды" - очень советую, особенно всяким нашистам, онашистам и прочему молодогвардейскому путинюгенду - авось мозги проветрит).
Тот еще был патриот и пример для подражания (как и смуглый курчавый предшественник на литературном фронте, кстати). В особенности наверное хорош пример будет в том, как надо любить - и далеко не только Родину: не пропускал же ни одного влюбленного женского взгляда - и с легкостью добивался затем искомого результата... Пионэрам нонешним, узнающим что такое презерватив на год раньше таблицы умножения - в самый раз.
Правда пионэры не сумеют ТАК это описать. Выйдет у них как у поручика Ржевского: "вобщем он ее трахнул, господа, но в стихах это звучит божественно..."
Как любим мы создавать себе универсальных кумиров из тех, кого можно просто любить за какую-то их черту или какой-то определенный талант.

Нет же - тянем наружу всё, всё что есть (как же, великий должен быть велик во всём!) - а в итоге... Величие таланта, та единственная сияющая грань, за которую ценим и любим, постепенно меркнет и отступает на фоне позолоченных горе-биографами бытовых дрязг и жизненных провалов. Вот интересно вам читать труды на тему когда Тютчев болел геммороем? Мне - нет. Но многим, вероятно, приятно до дрожи осознавать, что хоть я, имярек, стихов гениальных не пишу, зато трахаюсь, испражняюсь и болею точь-в-точь как великие... А значит они мне, имяреку, подобны, такие же сволочи, ровня, да-с... И так сладенько становится в мелкой душонке от подобных мыслей...

Послушайте! Не были они вам ровней! И чтобы это осознавать, может быть лучше было и Тютчева и Пушкина, и многих иных просто оставить поэтами, писателями, учеными, вместо того, чтобы превращать в очередное "наше всё"?

Вот и бывший брянский губернатор Юрий Лодкин, писатель, человек с образным мышлением, правда, искаженным красным смещением коммунистической идеологии, как-то в запале брякнул с трибуны, что Тютчев стал первым борцом с мировым империализмом... Так то... Борец с мировым империализмом на службе дипломатической у государя-императора. Как там было у Арлазорова? "Мужик, ты сам-то понял, что сказал?"

Хотя с другой стороны - я историк, а не литературовед. И потому привык видеть "как есть" - всесторонне. А реальная история всегда была грязна и неприятна, а порой даже кровава и тошнотворна, велика и героична она только в учебниках, состоящих в основном из отсортированных министерством образования и проверенными авторами красивых мифов и штампов.

Тютчев - стал одним из таких мифов, как только к нему применили не самую умную формулу "поэт в России больше чем поэт". След в литературе он оставил куда больший, чем в истории.

Пусть остается поэтом. Просто поэтом. Разумному - достаточно