Смех продлевает жизнь... интервью с папой Шульцем

Борис Бем
ПАПА ШУЛЬЦ: «СМЕХ ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ»
   
    В Западной Европе фамилия ШУЛЬЦ также популярна, как в России фамилии ИВАНОВ или СИДОРОВ. И, действительно, Шульцев здесь очень много,несколько десятков тысяч. Среди них много врачей, инженеров, высококвалифицирован¬ных¬ специалистов разных профилей, артистов, музыкантов. А вот писателей-сатириков-¬только¬ один. Один-единственный на весь Запад. И это-Райнгольд Шульц. Немец по национальности, он уже двадцать лет живет в Германии. Его биография очень типична для людей первого послевоенного поколения. Родился Райнгольд в Сыктывкаре в семье сосланных немцев, выходцев из Житомира. Окончил среднюю школу,получил закалку мужества в Армии, затем учеба в университете на экономическом факультете и долгая работа в КОМИ Управлении гражданской авиации в должности специалиста среднего начальствующего состава.Закончил трудовую деятельность в СССР в должности заместителя начальника управления ПТК КОМИ автодора.
    Сегодня писатель-сатирик Райнгольд Шульц¬-довольно известная и популярная персона в Германии влился в многотысячную литературную братию портала ЧХА. С ним беседую я, ваш сопорталец, публицист Борис БЕМ.
   
    Я знаю, Райнгольд, что ты живешь в Германии уже давно. Двадцать лет в новой стране- это большая веха жизненного пути. Из них без малого пять лет мы с тобой знакомы. И даже состояли вместе в одной творческой структуре - Международной Ассоциации Писателей и Публицистов.
    Сегодня ты успешный литератор. На полках книжных магазинов мелькают твои книги, которые не залеживаются на прилавках, а пользуются повышенныи спросом. И все же мой первый вопрос будет другим:
   
    1- ЧТО ПОДВИГЛО ТЕБЯ И ТВОЮ СЕМЬЮ УЕХАТЬ НА «ДИКИЙ» ЗАПАД? ОЧЕВИДНО, ЗОВ КРОВИ?
   
    Совершенно справедливо, зов крови. У меня очень сложная судьба. Отец мой умер, когда мне исполнилось четырнадцать лет ,а моему малому братишке – восемь. Мать умерла, когда я вернулся из армии. Моих детей она так и не увидела, не успела понянчить. Я очень люблю своих предков, свято чту фамильные традиции. Вот почему меня потянуло как немца , на свою историческую родину.
   
    2- С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЖИЗНЬ В НОВОЙ СТРАНЕ, КАК УДАЛОСЬ ПРЕОДОЛЕТЬ АДАПТАЦИЮ В НЕПРИВЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ?
   
    В 1990 году я с семьей на своих «Жигулях» с прицепом, в котором были канистры с запасным бензином, за неделю добрался из сурового Сыктывкара до Германской земли, преодолев около шести тысяч километров пути. Мы приехали подготовленными, все таки немецкий язык, в определенном объеме, мы знали с детства. Наши соседи по дому оказались очень общительными и приветливыми людьми. Благодаря им мы довольно быстро обустроили свое жилье. Нас часто приглашали в гости, и мы тоже отвечали соседям хлебосольным гостеприимством. Люди, они ведь все разные. Помнишь, мультик про енотика: «С палкой к лужице придешь и врага себе найдешь, а с улыбкой-друга. От улыбки станет мир светлее!»
   
   3- КАК ПОМОГЛА ИНТЕГРАЦИИ В ГЕРМАНИИ ТВОЯ СКЛОННОСТЬ К СОЧИНИТЕЛЬСТВУ, И КАК ДАВНО ТЫ НАЧАЛ ПИСАТЬ РАССКАЗЫ?
   
    Сочинительство-это спасательный круг от депрессии. В трудный период своей жизни я с головой ушел в чистописание, как аквалангист нырнул на дно своей души и писал, писал без продыху, выплескивая все переживания на бумагу. Выходной день я себе устраивал только один раз в месяц. Как видишь, я всплыл на поверхность, и пока держусь на ней. Меня даже причислили к интеллектуальной элите поздних переселенцев.
   
   4 - ДАЛЕКО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЕКРЕТОМ ТВОЙ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС К СОЧИНИТЕЛЬСТВУ АНЕКДОТОВ. В РУССКО-ЯЗЫЧНЫХ СМИ ЕВРОПЫ УЖЕ ДАВНО МЕЛЬКАЕТ БРЕНД: «АНЕКДОТЫ ОТ ПАПЫ ШУЛЬЦА» РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, ОДИН ИЗ НИХ!
   
    Пожалуйста! В моем архиве их накопилось уже больше четырехсот штук. Есть очень удачные,есть и не очень. По крайней мере сочинительство анекдотов приводит мою нервную систему в состояние покоя:
    Приехал один поздний немец-переселенец в Германию.
    ¬-Откуда ты родом?-спрашивают его новые знакомые.
    ¬- Из КОМИ АССР
    - Ты что там сидел?
    - Нет, жил! И выжил.
    - Какой там климат?
    - Там двенадцать месяцев зима, остальное лето...
   
    Или вот другой, покороче:
    Говорят иммигранты:
    -А мы в Германию ради детей приехали.
   - Вы живете вместе с ними?
   - Нет, они остались таки в Одессе...
   
    5- ВОТ ТЫ ЖИВЕШЬ В ЕВРОПЕ УЖЕ МНОГО ЛЕТ И ВСЕ ЖЕ... ПО ПРЕЖНЕМУ ОЩУЩАЕШЬ СЕБЯ РУССКИМ ПИСАТЕЛЕМ ИЛИ УЖЕ ПРОБУЕШЬ СЕБЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НА ЯЗЫКЕ ПРЕДКОВ?
   
    Еще в школе я удивлялся тому,почему Николай Васильевич Гоголь является русским писателем? Ведь он, по национальности, украинец. Теперь меня самого,немца, в Москве назвали русским писателем и объяснили,что писатели не принадлежат одной нации, их объединяет язык, на котором они пишут. Я пишу и думаю только на русском...
   
    6- МОЖЕТ БЫТЬ, ТЫ СТАТЬИ И ОЧЕРКИ ПИШЕШЬ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ПУБЛИКАЦИИ В НЕМЕЦКОЙ ПРЕССЕ?
   
    На немецком я не пишу, так как не знаю его в совершенстве. Общаюсь в социуме без проблем,но с трибуны выступать стесняюсь. Перестраиваться поздно, да и времени жалко. Для того, чтобы свободно излагать мысли и думать на этом языке, нужно здесь родиться. Когда я приехал в Германию, то прошел обязательный шестимесячный языковой курс. Остальное-самоподгот¬овка.¬ На русском же говорю всю жизнь. В пространстве русского языка чувствую себя, как рыба в воде. А на немецком публикации переводов были сделаны в Германии и в Австрии.
   
    7- И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, РАССКАЖИ , ПОЖАЛУЙСТА, О ТОМ, КАК БЫЛ НАПИСАН ТВОЙ ПЕРВЫЙ РАССКАЗ? КАК ТЫ СДЕЛАЛ ПЕРВЫЙ ШАГ К СОЧИНИТЕЛЬСТВУ?
   
    В России я писал только по принуждению и то только для стенной печати. Просто не было времени. Работа, дом, учеба в вузе. Все было расписано по минутам. В Германии получилось все наоборот. Времени свободного много-общения сперва было мало. Однажды, возмутившись одной житейской ситуацией, я случайнос написал рассказ «Черные марки» и отправил этот опус в большую газету «Контакт». Рассказ, к моему удивлению, напечатали. Потом стал писать для газеты «Забытый алтарь» И пошло, поехало! Стали названивать редакторы,читатели стали присылать приятные отзывы и названивать по телефону. Вот тогда я и понял, насколько важна та деятельность,которой¬ я занялся. Я, буквально, заболел творчеством. На сегодняшний день в моем активе свыше семисот публикаций на всех пяти континентах мира. И я этим горжусь...
   
   8- ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ ТЕБЯ В ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ И КАК ЖИВЕТСЯ ПИШУЩЕМУ ЧЕЛОВЕКУ В ГЕРМАНИИ?
   
    Мне нравится мое занятие, хотя,признаюсь, литература-дело не хлебное! Я зарабатываю себе на жизнь тяжелым физическим трудом, работая на одной из военных баз НАТО. После работы прихожу выжатым, как лимон. Если остаются силы-сажусь за стол, если нет-скорее к дивану. Думаю,вряд ли Пушкин оставил бы такое богатое наследие,если бы трудился на конвейерном производстве. Но мы, немцы , упертые! Творим не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Эстафету трудной жизни мы переняли от наших предков. Лично я занимаюсь творчеством только тогда, когда нахожусь на больничном листе,в отпуске, в длинные праздничные дни. Меня часто упрекают знакомые, мол бросай ты эту тяжелую работу, поди уже не мальчик. Действительно, мне перевалило за шестьдесят и я мог бы стать получателем социальной помощи и сесть на государственное пособие. А это значит стать зависимым от родного государства. Не могу перебороть в себе эту робость и не хочу идти на поклон. Пока бьется сердце и есть силы, буду работать. Нужно продержаться еще около пяти лет, а потом стану настоящим немецким пенсионером. Вот, если доживу, тогда и отдамся творчеству сполна...
   
    9- ТЫ ГОВОРИЛ О ТОМ, ЧТО ПРИЕХАЛ В ГЕРМАНИЮ С СЕМЬЕЙ. А КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА ТВОИХ ДЕТЕЙ?
   
    Мои две дочери довольны жизнью. Старшая дочь Татьяна получила здесь хорошую специальность, вышла замуж. Вместе с супругом построили свой просторный дом. У них растут замечательные сыновья Христиан и Кай. Муж старшей дочери, наш земляк, еще с Севера. Всю свою жизнь он посвятил спорту, занимаясь тяжелой атлетикой. Вторая дочь Эллина хорошо рисует, пишет стихи. В Германии она получила высшее образование,работает¬ в христианском издательстве во Франкфурте на Майне. Собирается замуж за хорошего парня. Он окончил университет и уже твердо стоит на ногах. Я очень горжусь своими детьми и счастлив. Они-мои настоящие друзья. Собственно,ради них я сюда и приехал.
   
   10- ТЫ ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК? ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ТЕБЯ ВЕРА В ТВОРЦА?
   
    Верующим человеком считаю не того,кто говорит об этом на каждом углу, а того, кто живет по библейским законам и соблюдает заповеди.
   
    11- Я ЗНАЮ О ТОМ, ЧТО ТЫ АКТИВНО ЗАНИМАЛСЯ МИССИОНЕРСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. РАССКАЖИ , ПОЖАЛУЙСТА ОБ ЭТОМ.
   
   
    Да, я долгое время быд директором благотворительной организации по оказанию гуманитарной помощи бывшим соотечественникам. Меня часто спрашивали здесь о том, зачем я перебрался в Германию ?, Мне уже надоело отвечать. Один из главных мотивов-помогать людям. Не сытым,а голодным. Я всегда восхищаюсь Христом,который все делал не для себя, а для других.Наверное, пришло время и мне подумать о других,поэтому-то судьба и забросила меня сюда, о чем я нисколько не жалею...
   
    12- ГДЕ ТЫ И ТВОИ ПОМОЩНИКИ БРАЛИ ПРОДУКТЫ И ТОВАРЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ?
   
    Здесь, в наших церквях, собираются пожертвования деньгами и исправной одеждой. Закупается на оптовых складах необходимый товар, упаковывается и отправляется грузовиками в Россию. Общая западная помощь по христианской линии составляет примерно около двух миллионов тонн в год. На деньги первести мне эту помощь очень трудно. Множество активистов работает в Германии бесплатно, используя свое свободное время. Это и студенты, и школьники, и пенсионеры, и даже бизнесмены. Многие немецкие фирмы бесплатно предоставляют склады,дают в бесплатную аренду свои грузовики, оплачивают горючее и страховки. Экспедиторы, сопровождающие грузы, специально берут отпуска, чтобы доставить в Россию важный груз. В этой гуманитарной акции постоянно принимают участие большое количество энтузиастов с добрыми сердцами...
   
   13- РАЙНГОЛЬД! СКАЖИ ОТКРОВЕННО. КАКОЙ ТВОЙ ГЛАВНЫЙ В ЖИЗНИ ПРИНЦИП?
   
    Говорят, в старославянском языке нет слова «нет» Это слово порождает неуверенность, дискомфорт. Стараюсь обходиться без него. Преклоняюсь перед очень добрым человеком,главным врачом Московских тюрем в начале девятнадцатого века, доктором ГААЗОМ, у которого был жизненный девиз: «Светя другим, сгораю сам» И эмблема-горящая свеча. Стараюсь следовать его принципу...
   
   14- ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ВРАГИ?
   
    Думаю, что найдутся. Если у человека нет врагов, он мертвый. Если ты ничего не делаешь, то и врагов у тебя нет. Не может быть хорошим человек,если у него нет врагов. Так просто тне бывает...
   
    15- ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ТЕБЯ В БЕШЕНСТВО?
   
    Ну, это очень просто! Все, что бесит!
   
    16- С ВОЗРАСТОМ ТРУДНО ПРИОБРЕТАТЬ ДРУЗЕЙ?
   
    Родные по духу люди приобретаются в любом возрасте, однако, в зрелом сделать это более сложно. Можно иметь прямых родственников и ужасаться,что между тобой и ими ничего нет. А абсолютно чужой человек может оказаться с тобой одной крови. Это большое везенье, когда через пять минут знакомства возникает ощущение, что ты сто лет знаком с этим человеком,а при расставании охватывает тоска. Жизнь-это перекресток миллионов судеб, и на определенных отрезках близкие по духу люди находят друг друга. У меня были друзья, которые превратились во врагов. И недруги, ставшие друзьями. Человеческие отношения тоже изнашиваются, как постельное белье. Меняются ориентиры, привязанности. Долго дружить-это искусство. Большое достижение-долгая крепкая дружба. У меня есть армейский друг из Кирова Юрка Лобанов. Он своего первого внука назвал в мою честь. Хороший друг-это как счастливый лотерейный билет...
   
   17- КАК ТЕБЕ ЖИВЕТСЯ В ПРИДУМАННОМ МИРЕ?
   
    Это уж как ты его придумаешь...
   
    18- А СТОЛКНОВЕНИЕ С РЕАЛЬНОСТЬЮ?
   
    Я не хочу с ней сталкиваться,просто живу в реальном мире. Я живу личной жизнью и никого в нее не приглашаю. Как говорится: «Не нравится-не ешь!» Очень многие люди норовят в нее влезть. Это меня сильно злит и раздражает...
   
    19- ТЫ УЖЕ СОСТОЯЛСЯ КАК ЛИТЕРАТОР. И ВСЕ ЖЕ! ХОЧУ ЗАДАТЬ ТЕБЕ ТАКОЙ ВОПРОС, В КАКОМ ЖАНРЕ ЛЕГЧЕ ВСЕГО РАБОТАЕТСЯ?
   
    Я сердце не делю, коль отдаю его, то не частями,
    Пишу о том, что очень сам люблю,
    О результатах рассудите сами...
   
   Пишу о том, что мучает, что в душе горит. Писал повести, рассказы, сказки, стихи, басни, верлибры, анекдоты... Что-то выходит лучше, что-то скромнее, но это нормально, даже погода переменчива. Некоторые издатели настаивают на том, что бы я давал им горячий материал, ужастики, похабщину всякую, но это не мое! Мне такая литература отвратительна. Я не собираюсь даже за очень большие деньги изменять своим христианским принципам. Очень хочу, чтобы русское слово звучало гордо и красиво. Недаром в библии говорится: « Вначале было слово...»
   
    20- КАКОВА ТВОЯ БИБЛИОГРАФИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?
   
    На сегодня в разных издательствах вышло семь моих книг. Среди них-«Избранное», «Анекдоты папы Шульца», « Перелетные птицы», «Воскресение» ,« Смеходром» и другие.
    У моих книг пока складывается счастливая судьба. Они покупаются, особенно на авторских вечерах. Очень сложно и накладно издаваться за свой счет. Деньги за уже изданные книги возвращаются медленно. Меня радует то, что я уже имею своего читателя. Книга еще не вышла в свет, а читатели интересуются и ждут. Почти ежедневно я получаю много читательских отзывов. И меня это приятно волнует.
   
    21- РАССКАЖИ ПОДРОБНЕЕ О СВОЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ...
   
    Мои читатели-это немцы, земляки из России. Их здесь свыше трех миллионов человек. Читают меня и русские, и евреи, и поляки. Читают не только в Германии,но и в России, Белоруссии, в Украине,США, Канаде,в русско-язычной Европе,в Австралии. Аудитория очень широкая. Кстати, благодаря книге «Перелетные птицы» моего престарелого дядю по матери нашел его друг по детскому дому. Через газетные публикации меня нашла и потерявшаяся многочисленная родня. Нашелся еще один друг-однополчанин, односельчане, давние друзья и знакомые. Неожиданных и приятных сюрпризов было достаточно...
   
   22- В КАКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНКУРСАХ ТЕБЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ?
   
    Признаюсь, за последние годы мне довелось участвовать во многих творческих состязаниях, на которых я занимал ведущие позиции. В 2008 году по совету немецкого автора Владимира Эйснера принял участие в конкурсе: «Золотое перо Руси». С удивлением узнал о том, что одержал победу в норминации: « Русское в нас»
   Я тружусь не ради наград, просто эта деятельность приносит мне огромное моральное удовлетворение.
   
   23- ЧТО У ТЕБЯ СЕЙЧАС НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ?
   
    Сейчас заканчиваю очередную книгу, под названием: « Полный вперед!» Эпитетом к ней может служить басня Крылова: «Лебедь,рак и щука» Именно в таком положении сегодня находятся немецкие переселенцы в Германии, да в общем и все население земли в целом. Целенаправленное движение от феодализма к капитализму,от социализма к коммунизму, основанному на Марксистско-Ленинско¬й¬ теории, скоропостижно оборвалось, но общество все равно куда-то каждый день идет, только куда?
    Разве стали люди счастливее, богаче, уверенней в завтрашнем дне, порядочнее и добрее? В плоских современных цветных телевизорах, лидеры всех мастей завывают, утверждают, призывают, и хотя делают это убедительно,они обманывают себя сами, потому что никто не знает о том, КУДА идти и КАК изменить нашу жизнь. Все получается,как в знаменитой басне.
    Вот такими рассказами с юмористической горчинкой и заполнена эта книга. Многие байки уже были опубликованы в СМИ, имели добрый резонанс. По совету друзей и верных читателей я решил собрать их под одной крышей и сделать новый сборник.
    Готовлю также к переизданию с существенными дополнениями и свою книгу «Перелетные птицы» Уже сыпятся звонки с просьбой выслать книгу в новой редакции. На листе ожидания уже свыше ста человек. Скучать не приходится!...
   
   
   24- Я КРАЕМ УХА СЛЫШАЛ О ТОМ, ЧТО ТЫ ПРОВОДИШЬ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ. ЭТО ЧТО, НОВОЕ ТВОЕ УВЛЕЧЕНИЕ?
   
    Я написал книгу-путеводитель о городах Марбург,Ветцлар, Гиссен. Я очень люблю свой Гиссен. Конечно, он даже не маленький Париж, но он-настоящий Гиссен! Я исходил его вдоль и поперек,изучил его историю,провел для земляков много экскурсий и даже написал поэму о Гиссене, чтобы земляки знали историю родного края и прошлое новой родины:
   
    Из поэмы о Гиссене:
   
    ...Есть мнение у русаков.
    Теория такая,
    Что в Гиссене через фломаркт*.
    Проходит ось земная.
   
    А на фломаркте, здесь вообще!
    Весь мир и все культуры,
    Здесь собираются с утра,
    Русак, поляк и турок...
   
    * Фломаркт- базар, барахолка.
   
   Так вот , однажды, на фломаркте я увидел необыкновенную толкучку, народ узрел ангебот (в Германии так называют необычайно дешевые предложения о продаже) и ввиду этого активно суетился. Все уносили с собой какие-то листовки.Рядом со мной довольная женщина объясняла своей подруге, как ей повезло с тем, за чем она давно охот илась, и что она теперь непременно с гордостью отправит это родным в Казахстан. Я заинтересовался и тоже встал в очередь. Оказалось,какой-то молодой предприниматель накопировал сотнями мою поэму о Гиссене и бойко продавал землякам ходовой товар по цене-одна марка за лист. Я тоже купил пару листков на память. Ведь мы оба делали одно дело, несли культуру в массы. Я –за «здорово живешь», а он за деньги. Бывают и такие случаи...
   
   25- БРЕНД «ПАПА ШУЛЬЦ» ДОВОЛЬНО РАСКРУЧЕН НА ЗАПАДЕ, АНЕКДОТАМИ ОТ ПАПЫ ШУЛЬЦА ЗАЧИТЫВАЮТСЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПОКАЗЫВАЕТ «ШУЛЬЦ-ФИЛЬМЫ ». А ЧТО В ПЕРЕВОДЕ С НЕМЕЦКОГО ОЗНАЧАЕТ ЭТА ФАМИЛИЯ?
   
    Немцы-колонисты в России до революции были поголовно трудоголиками. Кроме пашни в степях, возле каждого дома имелись собственные огороды. В хозяйствах занимались земледелием, разведением скота, коневодством. Особой популярностью у немцев было разведение свиней. Среди колонистов почти не было неграмотных. Практически, в каждом поселке была своя школа. Школы эти имели статус общественных и содержались за счет бюджета общин. Преподавание там велось на основе христианской нравственности. Часто школы располагались в молитвенных домах. Для организации общественного порядка в каждом немецком селе назначали «шульцев.» Иногда в селе было несколько шульцев, а в большом поселении назначали еще обершульца.
    Шульц-это была выборная должность сельского старосты. В городских поселениях были даже шульцамты. Правительство России давало им широкие полномочия. Шульцы отвечали не только за безопасность и порядок в селе, но и за сельскохозяйственное¬ производство, сохранность скота, правильную эксплуатацию сельхозинвентаря и многое другое. С Шульцами сельчане всегда находили общий язык. Уже позже общественное звание превратилось в фамилию. Также , как и другие трудовые фамилии: Шнайдер (портной), Шустер(сапожник), Шмидт (кузнец) и т.д.
    Среди моих однофамильцев много знаменитых и авторитетных людей, вписавших свое имя в мировую историю.
   
   
    26 - И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС. ЧТО БЫ ТЫ ХОТЕЛ ПОЖЕЛАТЬ ОБИТАТЕЛЯМ ПЛАНЕТЫ «РАТЬ»?
   
    Я желаю счастья Вам! Счастья в этом мире большом! Почаще пойте песни, а потом в оптимистическом настроении пишите хорошие тексты. Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня! И помните: здоровый смех продлевает жизнь...
   
   
    СПАСИБО ЗА БЕСЕДУ И НОВЫХ ТЕБЕ, ЯРКИХ И ВЕСЕЛЫХ КНИГ!


  2010 год.