Офицерская служба. Заполярье

Антон Путятин
                – Возьмите меня пожалуйста командиром в армию!
                – Вы что, дурак?
                – А это… обязательно?!

      Первым местом моей офицерской службы был посёлок Алаккуртти. Это уютное, но вечно замороженное место находится в пограничной зоне Заполярья, примерно в 18 километрах от финской границы. В поселок с «большой земли» Родины вело две дороги: одна железнодорожная, другая зимняя автомобильная. Летней дороги не было, потому что летом, по ней можно было до города Кандалакша и не доехать – вечная распутица, даже в засушливые дни.
Поехал я сразу же с женой и нисколько об этом не пожалел. Мне так было на много легче, да и её не пугала перспектива пожить в любой "дыре", тем более что через пару недель начиналась сессия и ей предстоял обратный путь в Питер.
На вокзале меня тепло встретил заместитель начальника штаба артиллерийского полка майор Тепляшин. Он сразу обрадовал меня ключами от жилья и предложил помочь донести вещи до общежития. После долгих уговоров, я согласился уступить один чемодан. Тепляшин пронес его метров сто, понял, что погорячился и не постеснялся вернуть обратно – чемодан действительно был здоровый и неподъемный, а Тепляшин больной и маленький.
Утром я прибыл в часть, меня представили личному составу и потянулись суровые однообразные будни. Зарядка, занятия, отбой, через день – караул. Зарядка, занятия, отбой, через день – караул. И так еженедельно до апреля месяца, когда у меня выдался первый полный выходной день.

Как ни удивительно это единственное фото со мной и моими подчиненными в Алаккуртти...

Аня то приезжала, то уезжала, иногда с сыном – маленьким, наглым и уверенным в себе мальчуганом. Первое время мы покупали для него местное молоко... покупали, пока не стали свидетелями пасущихся на помойке коров. Оказалось, что помойка – это основное место обитания этих не желающих мириться с голодом гордых животных. Аня была в шоке, когда увидела, как заросшая шерстью корова (в Аллакуртти зимой очень холодно, гладкошерстные не выживали), легко оттолкнувшись от бренной земли передними копытами играючи перевернула мусорный бак. Затем она терпеливо ждала, пока бак в панике не покинули кошки, крысы и прочие конкуренты. Убедившись в отсутствии прочей живности (постучав по баку копытом и прислушиваясь к внутренним шорохам) корова принялась неторопливо доедать оставшиеся закорма.
Крыс в городке было множество, а на складах так много и такие матерые, что кладовщицы по одиночке боялись в них входить. Даже днём, прежде чем войти, они долго стучали по воротам палкой, в надежде, что все крысы спрячутся. Всё имущество старались поднять повыше. Не помогало. Однажды, во время проверки вещевого склада, командир части увидел лежащий на полу пожарный лом. Возмутившись, он гневно спросил: "Почему лом валяется? Крыс что ли разводите?!" - и никто его тираде не удивился...
Солдаты служили, как могли. Временами даже хорошо. Дисциплина была неплохой (в войсках – чем дальше в лес, тем крепче дисциплина). Жилой городок компактный, со всеми удобствами – даже своя комендатура была.