Тарасов В. В

Валери Таразо
(для кафедрального сайта)
Профессор Тарасов В.В. до 2001 г. и после 2009 г. Инсульт ударил 18 мая 2004 г.
На сегодняшний день прошло почти 7 лет после удара.

Тарасов Валерий Васильевич родился 13 мая 1938 го-да в г. Сталинграде. Сын крупного физика Тарасова Василия Васильевича – лауреата Сталинской премии. В 1942 году, при подходе немецких войск к городу, Сталинграду, эвакуировался на станцию Калмык (пос. Первомайский) Сталинградской же области, где учился в начальной школе до четвертого класса (до 1947 года). Войска генералиссимуса Паулюса двигались точно навстречу нашему пути эвакуации. Если бы наш маршрут пролегал на сто – сто пятьдесят километров южнее, мы, несомненно, столкнулись бы с не-мецкими войсками. Уже во взрослом возрасте Тарасов много раз думал, что дед (Константин Иванович Браслин – Карл Иоанович Браслиньш) был неплохим стратегом, и у него была не только вера в победу, ес-ли он не убрался с семьей за Волгу, а так рискованно вел семью в места эвакуации - навстречу с немецкими войсками. Важный момент, который сыграл в  жизни Тарасова В.В – младшего –   начало учебы с шестилетнего возраста, что объясняется военным временем.
В 1947 г. семья (мать и некоторые родственники) переезжают  г. Кишинев. Причина переезда - перевод матери по месту будущей работы связисткой на телеграфе, который в то время был военным объектом. Тарасов Валерий учился в Кишиневе шесть лет до 1953 года. Легко говорил по-молдавски.
Тарасов Валерий окончил среднюю школу в Сталинграде – родной город – в 1954 году. В этом же году в возрасте 16 лет поступает в Московский химико-технологический институт (МХТИ) на физико-химический факультет, для чего (из-за малого возрас-та) потребовалось разрешение Министерства Высшего образования. Факультет был закрытым, созданным по инициативе Игоря Васильевича Курчатова. На нем были специальные программ обучения и  распределения окончивших инженеров на закрытые объекты.

После окончания института Тарасов был направлен на почтовый ящик № 125 (теперь московский завод Полиметаллов). Объект раньше находился далеко за Москвой, возле деревни Беляево. Теперь такой деревни нет – объект находится глубоко внутри Москвы.

Тарасову было поручено решение задачи  получения оксида гафния для стержней управления и защиты (СУЗ) транспортных атомных реакторов. Эта задача была решена им не только в  лабораторном масштабе, но и по проекту Тарасова была построена цеховая установка, которая стала ещё одним отделением цеха, которое, в дальнейшем, удовлетворяло все потребности промышленности в оксиде гафния. Здесь был применен принцип комплексной переработки отходов. Установка использовалась, пока не были исчерпаны запасы сырья.

Став технологом цеха (заместителем начальника це-ха), Тарасов был вовлечен все цеховые технологии. Он оказался самым молодым техноруком цеха во всем Министерстве среднего машиностроения. Цех, в котором работал Тарасов, давал около 60% продукции завода  в денежном и в валовом выражении. В цехе существовали отделения получения ядерно-чистого циркония методом дробной кристаллизации комплексных фторидов циркония и гафния, отделение получения иодидного циркония, отделение получения сплавов циркония с ниобием и бором, отделение горячего выдавливания стержней СУЗ, отделение получения заготовок из сплавов циркония перед их прессовкой, отделение получения порошка циркония электролизом, отделение получения мишметалла. Намного позже появилось отделение получения изделий из гидрида циркония, включая блоки замедлителей нейтронов для космических источников энергии. Наконец, было построено отделение получения стержней СУЗ из оксида гафния по технологии  Тарасова.

Через 6  лет Тарасов прекратил практическую деятельность на заводе, увлеченный научными идеями, он полностью погрузился сначала в науку, а затем в науку и преподавание в МХТИ на физико-химическом факультете. Им были защищены (в 1969 г.) кандидатская диссертация на тему “Кинетика экстракции циркония ди-2-этилгексилфосфорной кислотой”, а в 1981 г. – докторская диссертация на тему “Поверхностные явления и кинетика экстракции неорганических веществ”.

Тарасов получил звание профессора в 1983 г. и является им по настоящее время.  В области преподавания он учил студентов физико-химического факультета “Методам физико-химического контроля в технологии редких и радиоактивных элементов”. Этот недол-гий период (1973 – 1975 г.г.) сменился длительным преподаванием созданного им курса “Кинетика экстракции и поверхностные явления” (1975 – 1984 г.г.), созданного им и ставшим частью общего курса “Тех-нология жидкостной экстракции”. Старший научный сотрудник МХТИ (1973-76 г.г.), доцент (1976-81 г.г.).


После защиты докторской диссертации (1981 г.), уже на Кубе в Университете Орьенте (Сантьяго-де-Куба) – преподавал на испанском языке (выучил за осенне-зимний семестр) лекции “Основы жидкостной экстракции (избранные главы)” в течение 1985 г. А при переводе в Гавану читал этот же курс и курс - “Переработка руд месторождения Пинар дель Рио”.

 
Вернувшись в 1986 г. с Кубы, Тарасов перешёл на ка-федру “Промышленной экологии” (ПЭ),  которой заведовал основатель её и Министр Высшего образования, член-корр., профессор Ягодин Геннадий Алексеевич. Трудно было совмещать такие должности и Ягодин в 1989 г. возлагает обязанность заведующего кафедрой на Тарасова В.В. Эту должность Тарасов сохранял за собой 15 лет, пока позволяло здоровье (с 1989 до 2004 г.г.). Будучи завкафедрой и профессо-ром, Тарасов 14 лет читал, созданный им курс “Экологического мониторинга”.

Когда Тарасова спрашивают, что он  делал до того, как начал интересоваться проблемами очистки природных сред, он, в шутку, отвечает: “В основном я загрязнял эти среды”. Однако тут же вспоминает свою удачную работу в области извлечения гафния из отходов производства ядерно-чистого циркония. Хотя работа была чисто рекуперационной, но тогда речи об охране окружающей среды и речи не велось. В основном, за эту работу и за разработку удачной аппаратуры для экстракционного извлечения урана, получена премия СМ СССР в 1986 г. Но самую почетную, с его тоски зрения,  Тарасов получает в 1984 г. Это была премия Д.И. Менделеева.

Итак, наиболее существенными достижениями в  работе, за которую премия Д.И. Менделеева, были следующие:      
•разработка совместно с Кизимом Н.Ф. (ныне за-ведующий кафедрой физической химии Новомо-сковского филиала РХТУ) метода кратковремен-ного контактирования фаз, позволившего иссле-довать кинетику гетерогенных реакций, длящихся 0,01 секунды; это делало доступными очень бы-стрые реакции, что не было возможно раньше;
•обнаружение и исследование конденсированных межфазных пленок в экстракционных системах, сильно влияющих на кинетику массопереноса;
•исследование динамических явлений уширения межфазной границы при массопереносе за счет образования диспергированных приповерхност-ных зон типа “ вода в масле” и “масло в воде”;
•обнаружение кризисов диссипативных структур, зависящих от соотношения толщины слоев фаз;
•исследование нового вида межфазной конвекции (вынужденная конвекция Марангони-Гиббса); и предложение на этой основе способа введения механической энергии в межфазную область с целью интенсификации массообмена.

Уже говорилось, что за работы в практической облас-ти в 1986 году Тарасов В.В. награжден премией Совета Министров СССР. Здесь основными достижениями были следующие:
•разработана и внедрена в производство первая в СССР технология получения оксида гафния из отходов процесса перекристаллизации комплексных фторидов циркония и гафния; создание полномасштабной установки, решающей задачи строительства малогабаритных атомных реакторов.
•разработка и внедрение в производство редких металлов и урана вибрационных смесителей-отстойников с тонкослойным отстаиванием фаз. Предложенные им аппараты резко сокращали занимаемую площадь цехов и объем горючих жидкостей в них.

Как председатель методической секции, которая была ответственна за содержание курсов обучения предметам технико-экологического характера,  В.В. Тарасов награжден Премией президента РФ (2001 г.).

Он являлся соруководителем секции №1 “Environmental Technology” в течение пяти лет. Поэтому Тара-сов прекрасно знал Канадские проблемы с полихлорированными бифенилами (ПХБ) и был готов перенести опыт канадцев в наши условия. Однако мы отка-зались от термических методов деструкции ПХБ, не предложив ничего взамен.

Коллегами в Канаде Тарасова были Дэвид Торнтон (David Thorthon) – зам. директора института природо-охранных исследований (Canada Environmental Tech-nology) и помощник зам. Министра (Canada Environmental Service) - Энтони Кларк (Enthony Clarc). Это позволило Тарасову иметь особую свободу переме-щения в Канаде и посещения всех объектов, занимающихся уничтожением ПХБ, которые использова-лись как диэлектрические жидкости (Арохлоры, Фен-хлоры, Канехлоры, Совол, Совтол и др.).

В.В. Тарасов был одним из руководителей экспеди-ции СССР - США (1990 г.) на Байкал с целью выработки технико-экономических требований в условиях придания Байкалу статуса особой экологической зо-ны.  Френ Мэйси (Fran Macy) был ответственным со стороны  США.
 
В.В. Тарасов долгое время являлся иностранным чле-ном редакционных коллегий (Editorial board) трех международных журналов: “Hydrometallurgy”, “Process Safety and Environmental Protection” и  “Экологическая химия”. В последнее время он является только членом редколлегии журнала “Hydrometallurgy”.

Автор 345 научных работ  (в том числе 5 монографий и 5 обзоров), а также 23 изобретений. Причем, 57 работ вышли в последнее десятилетие, когда Тарасов был уже тяжело болен.


Действительный член Российской экологической академии. Член  Комиссии по экстракции Научного Со-вета РАН по неорганической химии.


Тарасов В.В. выпустил две книжки стихов: “Полынь” и “Зарницы”, а в настоящее время – многочисленные повести и рассказы, которые имеют прозаически-поэтический характер и уже подготовлены к печати.
Важнейшей повестью является “Последний клин”

Трудности, связанные с парезом правой стороны тела Тарасова В.В. и  опорно-двигательного аппарата, возникшие после инсульта, усложнили, но не уменьшили производительности. В настоящее время он интенсивно развивает перспективную для науки и практики область гидродинамической гетерогенной адагуляции (ГГА). С помощью ГГА очистка воды от микрокапель “масел” и “масел” от микрокапель воды, а также воды от твердых микрочастиц происходит за очень короткое время без применения реагентов, тепла и малопроизводительной фильтрации. 

Тарасов продолжает руководить аспирантами из России, Кубы, КНР и Вьетнама, а также дипломными работами студентов. Всего подготовлено 17 кандидатов наук, из которых четверо стали докторами наук и один членом-корреспондентом АН России.


Список избранных работ прилагается.