Калина вызрела

Владимир Калабухов
     Сборник "Мещёрские рассказы". Глава 2 "Мещёрские были". Раздел "Золотая осень"

     Первый месяц осени пролетел почти незаметно. В конце сентября, как и всегда, желтизной и багрянцем покрылись листья прибрежных зарослей калины, растущей на солнышке, у самой воды. Издалека стали они видны, выделяющиеся среди ещё зеленых соседей – кустов ивы, боярышника, черёмухи и ещё не упавших на землю старых американских клёнов. Наступило время сбора последних даров матушки-природы.

     Правый берег Пехорки от Фенино до Балашихи – заброшен. В городской черте по этому берегу даже нельзя прогуляться. Практически вся так называемая водоохранная зона занята строениями арендаторов, начиная от складов ГЖУ и кончая доживающим свой век НИИ ВОДГЕО. Есть и частные огороды, также перекрывающие пеший путь. Но зато от проспекта Жуковского, улиц Смельчак и Лесные поляны правобережная тропа свободна – гуляй, если не боишься крапивы! Вот здесь-то и начинается дикая зона отдыха. Дикая – не потому, что не обжита людьми, а именно потому, что обжита.
 
     Первые двести метров от автодорожного моста – это настоящий мусорный полигон, почти непроходимый от упавших сухих старых американских клёнов. Дальше на полянках и бугорках – множество кострищ с сопутствующими отходами. Дров здесь, конечно, хватает – приноси пилу и топор и резвись в старом парке, где когда-то были жилые дома, хозяйственные постройки и огороды. Даже стояла конюшня второго домоуправления. В нескольких сходах к реке есть небольшие места для рыбалки и купания с построенными самими купальщиками мостками. С чистой водой для питья не сложно – ближайший родник на другом берегу, у водопада. Дальше идёт берёзовый лес. В общем, если в этой зоне отдыха горожан хоть немного поддерживать общий порядок, то в теплые летние денёчки находиться здесь, недалеко от своего дома не так уж и плохо. Осенью бродить по прибрежной тропе, любуясь речными берегами, рогозом и камышом, слушая довольное и сытое покрякивание готовящихся к отлёту уток, убирая осенний урожай, – вообще приятное дело.
    
     Не так уж и много человеку от природы надо. Здесь, на берегу Пехорки есть поздние ягоды. Это осыпающийся со старых высоченных кустов крупноплодный боярышник, что местные ветераны собирают прямо с устеленной листвой земли. Сушёные ягоды боярышника сродни ягодам шиповника. Их отвар, приготовленный зимой, приятен и очень полезен. Есть здесь и несколько калиновых кустов. Ягоды зрелой калины собирают и временно хранят только гроздьями, чтобы не вытекал их рубиновый сок. Сухие, отламывающиеся со щелчком кисти калины, и прозрачность ягод говорят об их спелости. Но для полной готовности к переработке ягоды должны дождаться заморозков или перед отжатием из них сока ягоды следует заморозить в домашних условиях. Калиновый сок напополам с мёдом или сахаром – чудесное желе, которое можно и намазывать на хлеб, и разводить водой. Витаминов и микроэлементов в нём – видимо-невидимо. И никакой уже горечи, которую почему-то не любят люди в сочных, спелых ягодах вызревшей красной калины. Вниз по реке, после водопада калина тоже росла, пока на левом берегу были огороды. Сегодня эта водоохранная зона с родниками сильно заболочена, и искать калиновые кусты здесь никому и в голову не придёт.

    2006

    На снимке - куст калины с гроздьями зрелых ягод в Солотче.

    Содержание сборника "Мещёрские рассказы" со ссылками: http://www.proza.ru/2011/03/13/1389