Отзыв обычного читателя в продолжении дискуссии о

Инна Вернер
Отзыв обычного читателя

(в продолжении дискуссии о гей-парадах и однополых браках)

Я не владею стилем, которым пишется публицистика. Я, может быть, зачастую, не до конца понимаю статьи, публикуемые в «Острове». Но статьи эти (такие, например, как статья Ольги Герт «О правах лесбиянок и гей-парадах» и статья Любавы Малышевой «Barr body, тельце Бара») находят отклик в моей душе. И мне хотелось бы рассказать о своих впечатлениях, о своих переживаниях и мыслях по поводу прочитанного словами простого читателя.  Итак, каково мое мнение о гей-парадах, об однополых браках? Чего я, как лесбиянка (то есть женщина, любовным, эротическим объектом может быть только женщина), хотела бы? Почти все время мы проводим на работе, в относительно маленьких коллективах. Вспоминаю, как все поздравляли начальника сектора с рождением дочери. Или поздравляли нового сотрудника с бракосочетанием. Дарились нехитрые подарки, поднимались тосты, говорились слова от души. А вот мне, даже если бы на мою любовь ответила женщина, в которую я влюблена, даже если у нас сложилась совместная жизнь, никогда бы не поделиться своей радостью, своим праздником с другими людьми. С коллегами по работе, с соседями. Да и родственников лучше было бы не посвящать. Как больно «прошивают» слова из рассказа Ирины Александровой «Наташа». «Нельзя говорить. Потому что, говорить – значит терять. Все: дом, друзей, работу, детей, отца и мать, родственников и знакомых». И как они точны. Что дала бы мне бумажка из загса? Пусть даже она дала бы мне права. Те самые, что и у гетеросексуалов. Мне лично не было бы много толку из этих прав при том, что в глазах общества мы все равно – извращенцы. Ну, можно сказать мягче – изгои, больные. Странные и чуждые, от которых лучше отгораживаться. В такой ситуации гей-парады (пусть разрешенные) и однополые браки (пусть законодательно принятые) ничего в моей жизни не изменят. В конце концов, все можно устроить и без «штампа в паспорте». Моя знакомая, Вера Л. (не из «темы»), не успевала забирать своего ребенка из садика. Она предупреждала воспитательницу и та передавала мне ребенка с рук на руки, не интересуясь, в каких, собственно, мы с Верой отношениях. Вопрос раздела общего имущества тоже можно решить, не имея свидетельства о браке. Нам нужно равенство с гетеросексуалами, я бы сказала «в обыденной жизни». Уважение. Не терпимость (потому как терпимость предполагает отношение к явлению, уже изначально трудноприемлемому) а именно уважение. Уважение к моему праву на любовь и семью. Уважение к моей любви и моей семье. Даже, если моя семья - это другая женщина и ее ребенок. Нам нужно, для нас важнее всего - изменение общественного мнения. Гей-парады и закон об однополых браках в настоящее время ничего не изменят. Больше того. В настоящее время они вредны, потому что усилят настроения в обществе против нас. Усилят непримиримость так называемых «обычных людей». Надо изменить общественное мнение. А вот как этого достичь? Будем искать корни проблемы. Что лежит в основе нашего отличия? Эти слова найдешь в любой газете, они стали штампом: «нетрадиционная сексуальная ориентация». Наши любовные акты – это иная сексуальность. Поэтому, именно с разбора проблемы сексуальности и надо начинать. Говорят ли люди между собой о сексуальности? Как правило, нет. Таково воспитание, такова наша цивилизация. Только цивилизация наша всегда умудрялась быть однобокой. Затушевывать и не замечать то, что является научной истиной, ибо научная истина обращается к уму и душевному развитию человека. А те, кто у власти во все века понимали: «грамотный раб – уже не раб». О том, какая творится сумятица в головах россиян по вопросам сексуальности можно понять, посмотрев авторскую программу Аркадия Мамонтова (канал «Россия») о сексуальном образовании школьников. В кадре мелькают листочки брошюры, очень условные (практически пиктограммы) рисунки, изображающие пару во время полового акта, на тех же листочках рассказывается о гомосексуальности. «Что написано о гомосексуальности?», - спрашивает школьника один из создателей фильма. «О том, что гомосексуальности не надо бояться», - отвечает школьник. «Дальше, - мы слышим осуждающий комментарий одного из авторов программы, - в брошюре рассказывается о том, как надо заниматься мастурбацией». Затем нам показывают Германию, негодование родителей-баптистов, эмигрантов из России по поводу сексуального образования в школе. По поводу уроков, где подробно рассказывается о том, как предохраняться от нежелательной беременности, о родах. Показывают девушек лет 13-14, которые на вопрос: «Вы лесбиянки?» отвечают, не подозревая подвохов: «Да, мы – лесбиянки». В общем осуждающем контексте фильма надо понимать, что эти девушки молчаливо осуждаются. Итак, в фильме все свалено в одну кучу. Намеки, что программы сексуального образования финансируются с Запада и что там, дескать, это делается с целью развращения нашего народа. Приводятся фотографии выпускников церковно-приходских школ с батюшками на первом плане. И ставится сакраментальный вопрос: «Допустим ли мы развращение наших детей или будем воспитывать их в канонах православной веры?».
Комментируют фильм и участвуют в обсуждении фильма ведущая Мария Ситель и гости: популярная певица  - Валерия, фамилий двух других участников, к сожалению не помню. Это был молодой батюшка и  пожилая женщина доктор наук, сексолог. Валерия и батюшка занимали позицию осуждения (спокойного). «этого сексуального образования». При этом Валерия повторяла, что сексуальное образование ребенок должен получать в семье. Батюшка придерживался того мнения что дети даже одного возраста к информации о сексуальности человека не готовы, а, зачастую, она им и не нужна. И что надо воспитывать, прежде всего, нравственного человека и тогда «он сам поймет, для чего ему нужно беречь себя». Позабавил меня сам Аркадий Мамонтов, который с горячностью обрушивался на «насаждение сексуальности» в «чистых детских душах». А я, наблюдая монолог Мамонтова, думала: «Ради чего тогда был подвиг Фрейда? Его жизнь. Его работы». Если даже сейчас больше века спустя после выхода в свет работы Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» люди так и остались несведущи о том, что дети обладают сексуальной жизнью. Что младенец проходит стадию орального удовлетворения, которая, как составляющая (глубокие поцелуи) участвует потом во взрослой сексуальности. О том, что младенцу уже хорошо известны приятные ощущения, исходящие от половых органов и что он может рефлекторным давлением сжатыми вместе бедрами (девочки) или трущем прикосновении рукой (мальчики) вызывать у себя эти ощущения. И что это есть не что иное, как онанизм, который после фазы латентной сексуальности, проявляется вновь в подростковом возрасте. Что дети они отнюдь не так «чисты», как этого хочет наша цивилизованная мораль и христианская вера. «Чисты» они в том, что в их душах еще не насадили ханжества. Свои половые органы и сексуальные побуждения дети исследуют с совершенно невинным интересом, не подозревая о том, что все это – «грязь». В том, что это «грязь» им внушают родители и окружение.
Стоит вспомнить, к примеру, хотя бы два эпизода из другой работы Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика».
«…мать, как и каждый день, купает Ганса и после купанья вытирает его и припудривает. Когда мать очень осторожно припудривает пенис, чтобы его не коснуться, Ганс говорит: «Почему ты здесь не трогаешь пальцем?
Мать: «Потому что это свинство».
Ганс: «Что это значит – свинство? Почему?»
Мать: «Потому что это неприлично».
Ганс (смеясь): «Но приятно».
Про подобную же попытку совращения рассказывала мне одна страдающая неврозом мать, которая не хотела верить в возможность детской мастурбации. Ей пришлось сшить ее маленькой девочке 3,5 года панталоны; когда она примеряла их, то, чтобы узнать, не будут ли они ее беспокоить при ходьбе, она провела рукой по внутренней поверхности бедер. Тут девочка вдруг сразу прижала ногами руку и попросила: «Мама, оставь там руку – это так хорошо».
Фрейд пишет, что невозможно не заметить этих проявлений сексуальности у детей. Я собираю вырезки из журнала «СПИД-инфо». Туда пишут жаждущие разрешения своих сексуальных вопросов и проблем граждане России. Из этих заметочек можно много узнать о сексуальности «обычного» человека. Я бы озаглавила общее впечатление от этих откровенностей так: «правда без прикрас». Здесь же в рубрике «Нестандартная ситуация» печатаются и истории, рассказанные врачом-сексологом. А вспомним, давно ли в России появились сексологи? И сколько их, по-настоящему грамотных, на всю страну? А заодно вспомним также, давно ли в России появились психологи? И их так же катастрофически мало. Услуги их недешевы. Я не случайно заговорила и о психологах. Неразрешенные сексуальные проблемы почти всегда, в конечном счете, отражаются на психике. В частности, проявлением неврозов. И эта истина – тоже заслуга Фрейда. О чем же рассказывается в рубрике «Нестандартная ситуация»?. Вот два примера. И в одном и другом случае мать застает девочку-подростка за мастурбацией. Следуют окрик, наказание (в одном случае побои). И женщины, в детстве которых были подобные эпизоды, страдают половой холодностью (одна) и другая (которая не позволяет мужу никаких ласк своей генитальной зоны). Вот они – последствия воспитания пресловутой «чистоты». Откуда идет все это? Из христианских догматов, объявивших сексуальное наслаждение греховным. А почему, собственно? С тем же успехом можно объявить греховным наслаждение пищей. Впрочем, есть и такой вид греха. Только называется он не «чревоугодием», а как-то по-другому. Но, подразумевает именно наслаждение пищей. Осуждается «любовь к вкусненькому». Я задаю себе вопрос. «Почему современный человек должен следовать этим догматам?» Наслаждение жизнью не исключает страдания. На нашу долю всего хватит. В этом православная церковь может быть спокойна. Бог задумал человека с душой и телом. И, соответственно, наслаждения могут быть духовные и телесные. Возьмем «приличные» телесные наслаждения. Мы вдыхаем свежий воздух, ощущаем прикосновение прохладного ветерка в жаркий полдень, разуваемся и бродим босиком по траве. Чувствуем «мышечную радость» (во, даже термин придумали) после бега, физических упражнений, физического труда. Все это – наслаждение. Они даны человеку Богом. И сексуальное наслаждение тоже дано человеку Богом. И, радость, кстати. Потому что целовать любимую (кому как, кому любимого) это и наслаждение и радость одновременно. Вот, кажется, здесь можно обнаружить так необходимый человеку критерий. Здесь можно ответить на ханжеские нападки словами: «Сексуальное наслаждения не исключает целомудренности, и одного другому не мешает». Любовь и искренность. Совесть и ответственность. Вот те ориентиры, которые помогут нам понять, какие из сексуальных наслаждений приемлемы для нас, а какие нет.
Теперь я вернусь к упомянутой выше телевизионной передаче. И скажу, что еще не все потеряно. Потому что женщина-сексолог, доктор наук, единственный профессионально подготовленный человек стояла на своем. «Так или иначе, - говорила она, - мы не должны допускать «зоны молчания». Профессионально подготовленный человек, она знала, чем оборачивается замалчивание, воспитание человека в полном неведении обо всем, что касается сексуальности. Подростка обучают алгебре и химии, географии. Многое из того, чему он обучается в школе, ему никогда не пригодится, он никогда с этим не столкнется. Но с вопросами сексуальности столкнется каждый. И вопросы эти есть у подростков. И если они не получат на них грамотного серьезного ответа, «пустота» не замедлит наполниться из других источников. Каких? Нашу страну захлестнул «вал порнографии». Так как вход на порнографические сайты никому не запрещен, доступ к ним имеет каждый школьник. И автор фильма Аркадий Мамонтов и ведущая Мария Ситель, скорее всего, знают об этом. Так почему, вместо того, чтобы нападать на «сексуальное образование» им не обрушиться бы с таким же праведным гневом на порнографию? Э, нет. Порнография – это целая индустрия по зарабатыванию больших денег. А свобода зарабатывания денег на чем угодно – единственная реально охраняемая в России свобода. Считаю, что изучение азов сексологии (науки) в школе будет не только давать научное знание подростку, но и  противостоять разрушающему действию порнографии. Ибо порнография обращается только к животным инстинктам человека, игнорируя при этом его ум и душу. Как должно быть организовано изучение сексологии в школе? Не могу не привести отрывок из романа А.И. Солженицына «Раковый корпус». Доктор Орещенков, пожилой врач, работавший еще при царе,  вспоминает о «семейных врачах».
«А ведь между другими наставниками молодежи Мы потеряли еще одного, очень важного,- сказал он,- семейного доктора! Девочкам в четырнадцать лет и мальчикам в шестнадцать надо обязательно разговаривать с доктором. И не за партами по сорок человек  сразу (да и так-то не  разговаривают), и не  в школьном мед-кабинете, пропуская каждого в три минуты. Надо, чтоб это  был тот самый дядя доктор,  которому они с детства показывали горлышко и который сиживал у  них за чаем. Если теперь этот беспристрастный дядя доктор, добрый и  строгий, которого не возьмешь ни капризом, ни просьбой, как родителей, вдруг запрется с девочкой или  с мальчиком в кабинете? Да заведет исподволь какой-то странный разговор, который вести и стыдно, и интересно очень, и где безо всяких вопросов младшего доктор догадается  и на все самое главное и трудное ответит сам? Да может и на второй такой разговор позовет? Так ведь он не только предупредит их от ошибок, от ложных порывов, от порчи своего тела, но и вся картина мира для них омоется и уляжется. Как только они будут поняты в их  главной тревоге, в их главном  поиске - им не станет уже казаться, что они так безнадежно непоняты и в  остальных отношениях. С этого мига им внятнее станут и всякие иные доводы родителей».
Итак, «семейные врачи». Во-первых, сейчас таких врачей в России просто нет. Во-вторых, пока в медицинских институтах не будут проходить сексологию в обязательном порядке (а не, как специализацию), такой врач не может быть свободен от необъективности (в нашем, частном случае, гомофобии). В настоящее время вижу такой путь: квалифицированный сексолог, читает лекции в нескольких школах, в классах с 9-го по 11-й. Какими должны быть эти лекции? Они должны отвечать последнему слову науки о сексуальности человека, то есть быть объективными и беспристрастными. Лекции, построенные по работам Фрейда и по его базовой работе «Три очерка по теории сексуальности» можно читать всему классу, мальчикам и девочкам вместе. А какие-то другие темы читать отдельно мальчикам, отдельно девочкам. Также должны быть предусмотрены часы для индивидуальных консультаций. Наверняка у подростка есть вопросы, которые он не захочет обсуждать при одноклассниках.
Закончить мне хотелось бы рассказом из своей жизни. У меня есть племянник Саша. Ему 14 лет. На Новый год я долго не могла выбрать ему книгу в подарок, пока не вспомнила, что он любит животных. Купила по рекомендации продавца книгу «Почему панда стоит на голове и другие удивительные истории о животных» Огастеса Брауна. Дома открыла наугад и обомлела. В глаза мне бросился заголовок «Гомосексуализм у животных». Сашина мама, а моя родная сестра знает о моей ориентации и она все переживала по этому поводу: «Как Саше об «этом» сказать?». Она не знала, что с Сашей мы уже поговорили об «этом» два года назад. Он не расспрашивал меня. Скорее всего, с детства помнил мое обещание. В два года он у меня спросил: «А у тебя есть дети? А муж?» Я отвечала: «Нет». «А почему?» – не унимался он. Или спрашивал: «А с кем ты живешь?» «Вырастешь, расскажу»,- обещала я. Только один раз не удержалась и пошутила. Сказала ему: «Я живу со знаменитой гимнасткой. Ее зовут Надя Команэчи». Это была шутка. Но шутка была, так сказать, в память о моей детской мечте; в Надю Команэчи я была влюблена в школьные годы. Пошутить то я пошутила, но шутка моя приняла серьезный оборот, когда года через четыре (а тогда как раз шли Олимпийские Игры, и выступления гимнасток я сравнивала с выступлениями Нади Команэчи), он заинтересованно уточнил: «Это Надя, с которой ты жила?» Пришлось признаться ему в том, что это была шутка. Словом, Саша эти разговоры помнил и был подготовлен к моему откровению.
- Ты знаешь, кто такие «голубые» и «розовые»? спросила я.
- Знаю, ответил он.
- А что этих людей считают «извращенцами» и «развратниками» знаешь?
- Тоже знаю.
- Так вот, это не так, уверяю тебя, я - из таких людей. Только маме о нашем разговоре не говори.
- Ты думаешь, что я такой болтун?
- Нет, но все же.
И он доказал, что не болтун. Так как о нашем разговоре своей матери, а моей сестре, ни разу не обмолвился. Она узнала о нем от меня и уважительно заметила: «Молодец, умеет хранить тайны». Тем не менее, я понимала, что сестра отнюдь не поощряет таких бесед. Вот почему, увидев заголовок «Гомосексуализм у животных», я подумала сразу о реакции сестры. «Еще подумает, что я нарочно». Однако, полистав книгу, я убедилась, что книга эта обо всех аспектах жизни животного. Рождении и смерти, питании и выживании. В том числе о взаимоотношениях животных друг с другом. И сексуальность не была исключена из этих взаимоотношений. Рассказывалась о ритуалах «ухаживания» у одних видов и полном отсутствии такого рода ритуалов, о быстром («без затей») овладевании самкой у других видов. Рассказывалось о стойком выборе на всю жизнь («лебединой» верности) и о частой смене партнеров. Даже у мастурбации у животных тоже рассказывалось. В этой книге сексуальность не отрывалась от других аспектов жизни животного, поэтому рассказ о ней был естественен и интересен. А гомосексуальность не отрывалась от сексуальности. Прочитав главу «Гомосексуализм у животных» я узнала много интересного. О том, например, что процент гомосексуальности в популяциях разных животных совпадает с процентом гомосексуальности в человеческом обществе (интересно, что на это ответили бы «православные», что животные тоже развращены?). О том, что устойчивы «пары» среди самцов, выращивающих детенышей - у пингвинов и среди самок – у чаек. Книги Саша не читает. Даже о животных. Фильмы смотрит (собрал всю серию дисков «Мои друзья – зверята»), а книги читать не любит. Но мой пересказ книги Огастеса Брауна он выслушал с большим интересом. Дальнейшие наши с Сашей беседы происходили не только в педагогических целях. Мне, наверное, не хватало друга, который заинтересованно слушал бы меня. А он слушает. Впрочем, возраст такой. В этом возрасте жадно впитываешь информацию. Не знаю, все ли было ему понятно в моем пересказе «Трех очерков по теории сексуальности», но уверена, что природный ум позволил ему многое «выхватить» и запомнить. О трансексуальности и бисексуальности я ему говорила и раньше, но очень кратко, а сейчас рассказала более подробно. О гипотезах  существования психосекуальных центров в гипоталамусе, соответственно, предположении существования «пола» мозга. Он отозвался по-своему.
- Помнишь, - спросил он меня, я рассказывал тебе о Насте? Мы просто дружим, она мой лучший друг, а встречаюсь я с другой девочкой.
- Помню, - ответила я.
- Настя мне сказала, что ей нравятся не только мальчики, но и девочки. Она пыталась говорить об этом с другими девочками. Но они сказали, что они «это» презирают.
- И что ты?
- А я повторил ей то, что ты рассказывала мне о бисексуальности, и посоветовал ей поискать таких же, как она девочек в Интернете. И она позже говорила, что познакомилась в «локалке» с девочкой одной, и они даже встречались. И еще Настя сказала мне, что после моего рассказа ей стало легче.
«Легче, - повторила я про себя, - ей не было бы так тяжело, если бы она узнала о бисексуальности в школе на уроке (лекции сексолога). Ей не было бы так трудно, если бы о бисексуальности, о том, что это один из вариантов нормальной сексуальности, вместе с ней узнали бы и одноклассницы. Может быть тогда бы они «это» не презирали.
Прошу читателя простить меня за такой вот «личный» рассказ. Думаю, однако, что он может вполне послужить «иллюстрацией» ко всей моей статье в целом.

P.S. Cчитаю необходимым: первое, ввести в школьные учебники по анатомии, физиологии и психологии* человека разделы, посвященные сексуальности или даже шире – понятию пола. Второе, в учебниках по анатомии, физиологии и психологии человека, в разделах, посвященных проблеме пола и половых взаимоотношений, помимо всего прочего, давать подробную информацию о людях, относящихся к так называемым «промежуточным половым формам»**: геях, лесбиянках, бисексуалах, транссексуалах, гермафродитах.





* учебник психологии был в программе курса средней школы в 50-60 –е годы, потом он был исключен. Считаю необходимым ввести его вновь в курс средней школы. В своем P.S. предполагаю, что этот учебник уже введен в курс средней школы.

** понятие «промежуточные половые формы» введено австрийским психологом, философом и писателем Отто Вейнингером в его работе «Пол и характер».