Корабли уходят в море

Владимир Кожухов
Глубокая полярная ночь прижала землю и покрыла холодным седым туманом. К причалу медленно подкатывался морской прибой. Далеко на гранит выбрасывались длинные языки пены, слизывая все на своем пути и снова волны отходили от берега, останавливались посреди залива, и сомкнувшись с другими, напористо набегали на скалы и разбившись о них, с ревом и бушующей силой отступали.

Дивизион противолодочных кораблей стоял у причала Екатериновской гавани медленно покачивались мачты, скрипели трапы. Недавно он возвратился с Новой Земли.
Играющие волны напоминали черную бездну, готовую поглотить все пространство. Неяркий свет электрических лампочек напоминал цепочку желтых огней, дружно освещавших причал.

Как огромный  разноцветный веер над головой разливалось северное сияние. Природа севера, как бы сама по себе, дарила нам прекрасные
ожерелья, и отражаясь в перекатах волн, напоминала необычайное зрелище и в небесах и на воде.

После подъема флага, на утреннем построении , всему личному составу было объявлено о предстоящем выходе в отркытое  море,
Командир приказал подготовить корабль к «бою- походу».
Все командиры кораблей неожиданно были приглашены  на флагманский для проведения  совещания. Через полчаса командир
Прибыл на борт и пригласил всех офицеров,  командиров боевых частей для информации о предстоящем выходе на учение.

Стройная фигура капитан- лейтенанта, с хорошей морской выправкой,
подчеркивала его замечательные душевные качества, внешнюю красоту и обоятельность. Недавно он прибыл с высших курсов усовершенствования и принял свой корабль.
Разгладив ладонью свои кудрявые волосы, слегка тронутые сединой,
и басовито объявил: « Сегодня, по приказу командования Северного флота, наш дивизион должен выйти на учение, которое будет проводить капитан второго ранга Смирнов. Наша задача : обнаружить
подводную лодку, провести имитированную атаку, и уничтожить ее.




Потом проведем  учебно- тренировочные  стрельбы по воздушным целям. Кроме того, нам необходимо выполнить новые нормативы:
на повышенной скорости обнаружить подводную лодку, научиться
удерживать с ней кронтакт в разных режимах пеленгования.
Мы должны побить  рекорды поиска подводных лодок и показать нашу силу и умение применять оружие в боевой обстановке.
старшине второй статьи Куусинену приложить максимум усилий
со своим отделением, чтобы выполнить поставленную задачу перед
экипажем».
После короткого совещания, он пригласил в каюту- компанию старшину отделения Куусинена и  вел непродолжительную беседу.
Можно было догадаться, о чем шла речь…
Внезапно раздался сигнал боевой тревоги. Командир поднялся на штурманский мостик и объявил: «По местам стоять, приготовиться
к снятию со швартовых».

Первым в залив вышел флагманский корабль, а за ним последовали в форватер все остальные
До рассвета было еще далеко, хотя по времени, день уже вступал в свои права. Корабли прошли по заливу, и вышли в открытое море
Порывистый ветер вздувал волны высотой до трех метров.
Справа виднелись черные скалы с белыми шапками снега.
Я стоял в штурманской рубке рядом со старшим лейтенантом Шубиным. Он часто склонялся над штурманской картой, раздвигал ножки циркуля, измерял расстояние,  вычерчивал путь и скорость корабля, следил за навигационными приборами и береговыми знаками, тем самым определял место нахождения экипажа в море.
В это время во мне зарождалось новое стихотворение:

                « Полярная ночь
                Опустилась безмолвно на скалы…»

Я периодически включал эхолот и измерял глубину залива, а затем -Баренцева моря .Гидроакустики работали в режиме эхо- пеленгования.
Реверберация серебристой россыпью разливалась в ушах.
Радио - маяк передавал песню:

                «  Прощайте скалистые горы…».



Штурман обратился ко мне: «Нравиться песня?». Я ответил: « Да, очень хорошая, особенно музыка, сама на душу ложится…».

Он помолчал немного и продолжил: Эту песню написал в годы войны наш североморец, и песня стала гимном для моряков. Впервые я услышал ее на О. Соловки, куда меня направили в школу юнг во время
Отечественной войны, так и остался служить родному флоту.

Пока шла между нами непринужденная беседа, у меня зародились новые  стихи:

                В полярных просторах,
                Где море шумит,
                У самого края земли,
                Матросская гордая
                Слава  гремит
                И нет ей предела вдали…


Штурман взял мой исчерченный листок бумаги, медленно прочитал и
Улыбнулся:- Молодец, хорошо получается. Может быть, когда- нибудь, станешь  поэтом… Пиши, жизнь подскажет, а мы услышим.-
Так начинался мой творческий путь в литературу среди северных широт.
Боевые корабли шли на малых оборотах, мигая огнями, слегка покачиваясь на волнах.
Позади о  Кильдин и п. Рыбачий. Через каждые два часа происходила смена дежурства, так как молодые моряки, еще
трудновато переносили морскую качку, поэтому приходилось их
постоянно заменять. Мы проходили по курсу, где в годы Великой Отечественной войны проходили военные корабли Англии и США - наших союзников в борьбе с фашистами.
Приняв неравный бой, многие корабли  погибли  в пучине Баренцева моря, поэтому  у берегов Кольского полуострова обнаруживались кладбища затонувших кораблей, которое привлекало внимание  гидроакустиков.
При прохождении этого участка пути часто приходилось прослушивать запеленгованные подводные объекты, которые распознавались как затонувшие .




Вблизи нейтральных вод дивизион остановился, развернулся , построился в боевой порядок, и ждал команду о начали боевых учений.

Плдводная лодка, сопровождавшая нас, медленно погрузилась в глубину. В последний раз вдали мелькнул ее перископ и скрылся под волнами. Гроза морей ушла на оперативный простор Баренцева моря.
Бледнолицее утро пробивалось сквозь наволочь серого тумана ,
И, как чайка, расправляла свои крылья над седыми волнами.

Перед дивизионом поставлена задача одна: обнаружить подводную лодку на скорости пятнадцати узлов и удерживать с ней контакт,
повышая скорость движения до восемнадцати узлов, затем произвести
учебно - боевую атаку, и уничтожить условного противника. В ходе учений передовался опыт молодым специалистам. Им , молодым, интересно было все , поэтому настроенные на морскую романтику,
как губки, впитывали в себя новое, интересное ,многое непонятное.

Неожиданно противолодочный корабль № 201 сообщил в микрофонном режиме, что по курсу корабля поддерживает контакт с подводной лодкой. Командир дивизиона передал: -Держать контакт,
и не выпускать с поля зрения.-
Погода благоприятствовала успешному учению.
Командир корабля выбрал удобный момент, чтобы поставить все боевые подразделения в максимальное напряжение и отработать главную задачу и цель учения.

Комдив Смирнов передал всем командирам6-Пропустить подводную лодку в зону боевых учений и поддерживать с ней контакт на скорости пятнадцати узлов.
Воды вскипели: один за другим выходили в атаку боевые единицы,
А потом возвращались на свои места и ожидали очередного указания. Когда очередь дошла до Куусинена, он быстро  запеленговал подлодку, доложил командиру своему и вышли в атаку. Командир дивизиона Смирнов внимательно наблюдал за ее ходом . Хорошо прошла атака на скорости пятнадцати узлов, что позволило увеличить скорость поиска и удержания контакта на скорости более высокой. Придя к такому убеждению, комдив дал




указание увеличить скорость и постепенно довести ее до восемнадцати узлов.  Скорость на штурвале показала 16, затем-

17 узлов и вот появиласть цифра -18 . Куусинен продолжал работать в этом режиме и спокойно удержтивать котакт с условным противником.
Подводная лодка быстро уходила в сторону нейтральных вод.
Куусинен перехватил ее курс и запросил атаковать . Подлодка находилась под днищем корабля. Командир внимательно просмотрел записи на рекордере и подал команду «условно»:
-Произвести бомбометания глубинными бомбами- 60, 100,150 м…
Все было закончено быстро и четко. Корабль развернулся и сделал снова заход. И так повторялось неоднократно всеми участниками учений. Так  испытывалась сила воли и боевого духа гидроакустиков в сочетании с другими боевыми частями экипажа.

Когда полярная ночь опустилась над морем и скалами, учения прекратились. Комдив поблагодарил весь личный состав дивизиона за хорошую боевую готовность и активное участие на учениях. На следующее утро командир отделения гидроакустиков Куусинен был поощрен – ему присвоили звание старшины первой статьи. Боевые учения продолжились. Море любит сильных и смелых духом и только им покоряется!


30 .09. 1998 г.