Мысли об тяжелометаллическом интернет-радио

Лис Крюгер
Преамбула

  В Сети ( да и вообще) очень мало радиостанций, транслирующих металл ( хотя хард-роковые есть, но их тоже немного). Те Сетевые, что находятся в России и СНГ, являются в подавляющем большинстве частной инициативой отдельных лиц, делающих свое радио дома ( при наличии времени). Сайты ( если есть) оформлены по-дешевке, скучно, безвкусно, без дополнительных опций. На редких из них присутствует даже плэйлист. То есть, владелец такой станции просто ставит музыку с забивкой по времени, скажем, на сутки, и уходит по своим делам. Соответственно, слушателей на них мало ( я видел 6 человек одновременно, правда, в 10 утра по Москве. Согласитесь, что этого мало).
  Есть всего несколько хороших сайтов радиостанций, но heavy-metal на них транслируют в качестве « довеска» к основной музыке ( как правило, это попса или техно), так как это станции, которые работают в FM-диапазонах.
  А спрос на тяжелую музыку тем не менее присутствует, и немалый. Проведенные мной два опроса в Сети показали, что тяжелую музыку готовы слушать 65-70 % из ответивших на мой вопрос.
  (Опрос я проводил – повторюсь - дважды, через значительные промежутки времени. Ссылки могу дать).
  При условии, что помимо только музыки там должны быть дополнительные опции. Чтобы просто было интересно, потому что просто музыку можно послушать и дома на компе или дисках.
  В связи с этим у меня появилась концепция такого интернет-радио.

  Можно даже сказать – не интернет-радио тематики heavy metal, а социалки для фанатов тяжелой музыки.

Концепция

  Я вспомнил, как в молодости ( в советское время) слушал передачи Севы Новгородцева по радио ВВС, как интересно он рассказывал про разные команды, периодически « разбавляя» рассказ треками этих команд. Причем удельное соотношение рассказ-трек составляло где-то 2/1, т.е. он больше давал информацию, чем музыку.
  Из этих его рассказов я значительно повысил свой тяжело-метальный кругозор и заинтересовался теми командами, о которых до того и понятия не имел.
 В СССР его слушали все любители западной тяжелой музыки, у кого приемник ловил ВВС. По вторникам и пятницам ( повтор в воскресенье) лично я не « отлипал» от приемника « Россия». 
  Конечно, в наш век доступной информации любой человек может залезть в интернет и посмотреть интересующие его данные о той или иной группе. Но по своему опыту могу сказать, что мне было бы интереснее и, что главное, удобнее прослушать краткую информацию об играющей в данный момент команде, чем озадачиваться и специально искать в И-нете. А если бы ведущий доводил информацию кратко, но объемно и своим языком, и главное, непосредственно до или после прослушивания песни, то мне было бы еще интереснее.
  Это главное отличие любой радиостанции от прослушивания на дому дисков.

  Кроме того, красиво, стильно, доходчиво, интересно и информативно оформленный сайт радиостанции повысит ее рейтинг среди слушателей.
  Что такое стильно и красиво – я думаю, объяснять не надо. Поясню насчет « интересно» и « информативно».
  Например, должен присутствовать плэйлист треков, уже звучавших в эфире, чтобы потенциальный слушатель мог ознакомиться с музыкальной направленностью и политикой станции.
  Можно к проигрываемому треку давать фотографию данной группы или исполнителя. Визуальная информация как дополнительная опция весьма привлекательна.
  Должна быть колонка « Голосуем !» для оценки той или иной группы. Это мало стоит, но весьма популярно ( сам видел, участвовал и делал опрос).
  Та же колонка должна быть при прослушивании ремиксов на песни, например, больше нравится что - « Оригинал» или « Ремикс» ?
 
  Должен присутствовать чат в реальном времени, чтобы слушатели могли обмениваться мнениями о прослушанном, а администрация сайта и ведущие станции могли оценивать результаты ( достоинства и недостатки) своей работы опять таки в реальном времени, и соответственно вводить корректировки. Кроме того, чат создает предпосылки для создания своеобразного фэн-клуба данной станции, что немаловажно в плане маркетинга.
  Должны быть анонсы передач, с указанием имени ведущего и тематики, ну и соответственно, времени передачи.
  У ведущего или ведущих ( лучше иметь больше одного, чтобы слушатели могли выбирать) на сайте должны быть колонки рейтингов, чтобы опять таки корректировать свои выступления.
  Должна быть колонка отзывов ( комментов).
  Должна быть « книга заказов», чтобы ориентироваться  в пожеланиях слушателей.

  Все это позволит вносить необходимые поправки в политику станции быстро и без потерь слушателей. Главное – оперативно отреагировать на негативные моменты и устранить их.

  Кроме того, ведущие могут и должны проводить конкурсы среди слушателей на тему, например, « угадай команду». Дается некий объем информации о команде, и первый приславший правильный ответ получает приз от станции ( например, диск или футболку с логотипом группы ( и небольшим, но читаемым логотипом радиостанции и ее адресом в интернете).
 

Пример:
  Ведущий: - Эту группу основали канадец итальянского происхождения и американец испанского происхождения.
  Бас-гитарист работал настройщиком бас-гитар на концертных турне Оззи Озборна. Потом ему надоело, и он решил играть сам.
  Их первый барабанщик был продавцом в магазине, а второй, и наиболее известный, до группы работал сантехником и попал в нее случайно, придя на репетицию, чтобы починить прорвавшуюся канализационную трубу. Он настолько сильно молотит по барабанам, что их корпуса изготовлены из стали. Иначе разбиваются.
  Вокалист стал вокалистом случайно. Он хотел быть барабанщиком, но барабанщик уже был. Пришлось ему петь. Поет до сих пор. И неплохо. Берет 8 октав.
  Один из прежних гитаристов работает учителем гитары в детской музыкальной школе.
  Их сегодняшний гитарист попал в группу после того, как бас-гитарист сбил его своим мотоциклом и сломал ему ногу. Так и познакомились.
  Их первый альбом был провальным, кроме одной песни, которую группа до сих пор исполняет на каждом концерте.
 Это первая группа, использовавшая хор для записи песни.
( Ответ: ЯАWOИАМ).
 
Как видно из примера, информация подана кратко и информативно, не более минуты эфирного времени, и при знании вопроса позволяет ответить на него правильно.

 Это повысит интерес слушателей и путем раздачи призов позволит отрекламировать станцию.

  Далее, должна быть « доска объявлений», где указывались бы анонсы концертов тех или иных групп в России или других странах, места проведения ( города, клубы или стадионы, желательно с адресами), ну и по возможности цены на билеты.
  Это позволит не только информировать слушателей, но и привлекать промоутеров турне для размещения своих анонсов на коммерческой и/или другой взаимовыгодной основе ( например, их анонсы на станции, реклама станции на их концертах).
 
  То же относится к продавцам одежды ( косух, маек, штанов, и т.д.). Индустрия байкерской и металлюжной одежды и аксессуаров сейчас развитая, но почему-то многие люди просто не знают, где можно все это купить. В этом плане я лично знаком с самым известным пошивщиком ( именно производителем !) байкерской одежды и аксессуаров в Москве Игорем « Данди» ( торговая марка « D»).
 
  То же относится и к владельцам обычных и/или интернет-магазинов, торгующих компакт-дисками данной тематики.
 
  Здесь мы приходим к возможности присовокупить к радиостанции еще и интернет-магазин.
  Либо размещения рекламных баннеров заинтересованных лиц.

  Вообще привлечение рекламы – залог успешности станции в коммерческом аспекте.
  При условии хорошей ( или хотя бы неплохой) посещаемости сайта радиостанции можно привлечь также продавцов звукотехники, гитар, осветительного оборудования, и т.д., что будет полезно в плане коммерческой перспективы станции.
  В этом плане можно сделать тематические передачи о достоинствах и недостатках тех или иных гитар, например, или барабанов. Или же звуковой техники – примочек, усилителей, и т.д. Это будет весьма полезно для музыкантов – слушателей станции.
  Объявления же о покупке/продаже инструментов или звукотехники частными лицами ( не магазинами) можно размещать на « доске частных объявлений». Можно даже за небольшие деньги.
 
  Должна быть еще « доска частных объявлений», где слушатели могли бы обмениваться частной информацией, например « кто поедет на концерт Rammstein в Ростов, собираемся там-то и во столько-то». Или « нужен гитарист в тяжелую группу в Мытищах. Инструмент свой».

  Такого рода « доски объявлений» повысят популярность станции среди слушателей, и привлекут новых.

( Примерная конструкция сайта станции приводится ниже).

  Само сабой разумеется, что вещание должно вестись круглосуточно, поскольку страна у нас большая, да и про заграницу забывать не следует. Я имею ввиду русскоязычных пользователей Сети. У меня знакомая фанатка-металлистка живет в Сиэттле ( разница 13 часов).
 
  В перспективе хотелось бы иметь бесплатный телефон по России типа 8(800) и так далее. 
 
  Да, таких сайтов общения много, но никто из них не транслирует еще и музыку. В этом большой плюс. И потом, социальных сетей тоже много, и каждый человек выбирает свою социалку на свой вкус. Но ни одна из них не страдает от недостатка пользователей.

  Лично я вижу себя полезным для станции в качестве главного редактора, журналиста, ведущего и диджея, а также оставляю за собой информативно-вещательную политику, составляю плэйлисты, подбираю ведущих, « раскручиваю» сайт по своим каналам. Короче говоря, все функции креативного директора. Кроме того, я известен некоторым людям среди байкерской и металлюжной тусовки, и могу апеллировать к их моральной заинтересованности в радиостанции данной тематики.
  По подготовке материала. На данный момент у меня готово 72 часа подборки музыки для непрерывного вещания ( без эфирного включения ведущего). С ведущим on-air это время можно растянуть где-то вдвое. Плюс два рассказа про группы. Кроме того, имееется еще примерно 80 гигабайт необработанной музыки ( т.е. не сведенной в плэйлист).
  Плюс общее руководство и решение внутрикорпоративных вопросов ( опыт есть ).


  Коммерческой деятельностью я хотел бы заниматься на коллегиальных началах. Кто-то что-то предлагает – все обсуждают, принимать или нет. Но с условием, что решающее слово будет за мной, как главного креативщика и вдохновителя станции. Уж извините ! А от дельных предложений и лишних денег я редко отказываюсь, благо что и успешный опыт в раскручивании бизнес-проектов « с нуля» у меня тоже есть.

  Практически на станции во время вещания должен присутствовать сам ведущий плюс технический специалист – интернетчик.
  ShoutCast качается из Сети. Winamp есть на любом компьютере.
  Должны иметься минимум два компьютера с независимым выходом в Сеть ( один непосредственно для вещания, другой для контроля и оперативной работы). Желательно иметь отдельный съемный жесткий диск ( гигов на 500-600) для  « забивки» и хранения там музыки и голосовых передач ( архив сайта). А может, и для перемещения ( если потребуется).
  Должен быть источник бесперебойного питания на случай сбоя в сети электропитания ( чтобы хоть сообщить слушателям, что авария и трансляция временно прекращается).
  Скорость Интернета желательно иметь не меньше 4 Мб/сек., что может обеспечить одновременное присутствие на сайте до 400 пользователей. Хотя на первое время можно скорость и поменьше.
 Кол-во слушателей можно вычислить по формуле л = с : б, где л — это максимальное число одновременных слушателей, с — скорость  интернета, б — битрейт (качество вещания). Например если  интернет имеет скорость 560кб/сек, то станцию смогут одновременно слушать до 10 человек, а качество вещания 56кб/сек.

  Нужен специалист по постоянной поддержке сайта в рабочем состоянии, так как прерывание вещания плохо скажется на рейтинге сайта среди слушателей.

  Нужно как-то обеспечить работу с возможным большим количеством посетителей сайта, чтобы не обрушить сеть.

  Пока вкратце все. Если появятся еще мысли, добавить всегда можно. И жду предложений и/или изменений по оптимизации.

P.S. Почему я уверен, что радио и сайт привлечет внимание ? Потому что помимо сказанного в самом начале, среди пользователей Интернета действительно очень много фанатов тяжелого рока ( причем по большей степени 80-90-х годов, его расцвета). И не все они простые волосатые парни и девчонки.
  Почему я думаю, что сайт с самого начала нужно делать отлично, а не посредственно ? Я как-то хотел попасть на концерт KISS в « Олимпийском». Билеты-то мне достали, но KISS не приехали, из-за американских бомбежек Сербии, и я пошел сдавать билет. Так представьте мое изумление, когда я увидел, какие люди и на каких машинах ( некоторые были даже с охраной) приехали тоже сдавать билеты. На самом деле простых металлюг среди сдающих почти и не было. Преобладали дорогие костюмы и шикарные платья.
  Очередь в кассу была длинная, и я, с присущей мне непосредственностью, разговорился с одним очень известным бизнесменом и политическим деятелем, стоявшим в очереди !, почему он-то сдает билеты ? Мог бы просто выкинуть ! На что мне этот очень известныйбизнесмен и политический деятель ответил, что таким образом он выражает свое пренебрежение к до недавнего времени любимой команде.
  Это я к тому, что уж если такие важные персоны слушают тяжеляк, то они точно привыкли к хорошему обслуживанию, и с самого начала качественно сделанный сайт радиостанции привлечет их внимание ( а возможно, и финансовые вложения).
 
 




Предполагаемая конструкция сайта он-лайн heavy metal радиостанции

Предполагаемое название « METAL ZONE Russia», или « METAL ZONE Россия», или иное.
 

 Трек-лист вещания
 подраздел
что слушали за прошедшие сутки ( с рейтингом « нравится-не нравится»).
 подраздел
 краткие сведения о прослушанных группах ( не обязательно !)
 
подраздел
 сравнение ремикса и оригинальной композиции ( обязательно и с рейтингом !)
 подраздел
 если в эфире звучала одна группа на протяжении, например, часа времени ( альбом группы), то должен быть рейтинг этой группы: « нравится-не нравится».

 Обои ( возможность « качнуть» себе обои с любимой командой или с логотипом станции, или иное по тематике станции).
 
 Чат

 Форум

 Доска новостей мира heavy metal музыки
 подразделы
российские новости
зарубежные новости

 

Доска частных объявлений
 подразделы
продаю ( муз. инструменты и технику)
куплю   ( муз. инструменты и технику)
меняю   ( муз. инструменты и технику)
приглашаю ( музыкантов, звукорежиссеров, и т.д.)
ищу ( музыкантов, звукорежиссеров, и т.д.)
приглашаю на концерт
другое

Доска бизнес-объявлений ( публикуются на коммерческой основе).
 магазины ( краткое описание, месторасположение, ссылки)
гитары
ударные иструменты
клавишные
микрофоны
концертное оборудование
примочки
усилители
осветительное оборудование
микшерские пульты
компьютерные программы по музыкальной тематике
одежда
аксессуары
компакт-диски
тату-салоны
другое

Доска анонсов вещания
 подразделы
ведущий № 1 ( дата, время, тема передачи)
ведущий № 2 ( дата, время, тема передачи)
ведущий № 3 ( дата, время, тема передачи)
 
Доска анонсов концертных туров ( возможно размещение на коммерческой или иной взаимовыгодной основе, например, обмен рекламными баннерами).
 подразделы
Россия       ( группа, даты и места проведения концертов, цены на билеты)
СНГ           ( группа, даты и места проведения концертов, цены на билеты)
Зарубежье ( группа, даты и места проведения концертов, цены на билеты)



Личная страница ведущего ( для общения с конкретным ведущим).
 подразделы
ведущий № 1
ведущий № 2
ведущий № 3
 
Книга пожеланий по вещанию
 подразделы
ведущий № 1 ( с рейтингом)
ведущий № 2 ( с рейтингом)
ведущий № 3 ( с рейтингом)
заказ музыки
заказ темы передачи
общие пожелания

Страница музыкальных ребусов ( с призовым фондом).
 подразделы
задание прошлой недели
ответы
задание этой недели
 
Раздел советов по музыкальной технике ( даются специалистами, раздел можно сделать потом).
 подразделы
Гитары
Ударные инструменты
Клавишные
Микрофоны
Концертное оборудование
Примочки
Усилители
Осветительное оборудование
Микшерские пульты
Компьютерные программы по музыкальной тематике
Другое
Форум обсуждения советов

Вопросы и Ответы ( общение примерно как на « Ответы@Майл.ру»).

Интернет-магазин ( возможно, в дальнейшем)
Все то же, что и в разделе « Бизнес-объявления».

Такая сложная конструкция сайта позволит сразу привлечь к себе внимание возможных слушателей и посетителей сайта ( даже если на первых порах не все из разделов будут полностью работоспособны – главное, что есть перспектива их работы в будущем).


Обязательно !

У каждого ведущего должна быть возможность вести передачу « с голоса», общение со слушателями в реальном времени ( через чат), плюс ( желательно) возможность иллюстрировать свою передачу сменяемыми фото-материалами ( слайд-шоу).



Дальнейшее развитие сайта

 Превращение его в полноценную социальную сеть для любителей тяжелого рока, с продвижением на страны СНГ и на иноязычные страны ( например, Германию или Японию, где процент таких любителей весьма высок).
  В этом аспекте можно выйти на байкерский клуб « Ночные волки» ( я лично знаком с их главой Александром « Хирургом»). У них связи по всему миру, да и среди них самих достаточно солидных бизнесменов и политиков в России.


Коммерциализация сайта

  Пока сайт не « раскручен», больших сторонних вложений в него не будет, равно как и рекламы на сайте. « Раскрутка» - дело ведущих как составителей трек-листов, так и тематика и грамотное ведение передач. От них зависит время          « раскрутки». Полноценная же архитектура сайта как такового ( по вышесказанному) – лишнее привлечение к нему внимания как со стороны слушателей, так и со стороны рекламодателей.
Причем нужно привлекать рекламу скорее от прямых рекламодателей, чем от рекламных агенств. Даже не то что привлекать – надо дать им понять о существовании станции, транслирующей тяжелый рок. Но это дело специалистов по привлечению рекламы. Я со своей стороны могу только советовать, как, по моему мнению, лучше сделать.
Кроме того, мир любителей тяжелого рока довольно узок и сплочен, поэтому те фирмы, которые торгуют указанными в разделе сайта товарами и услугами, узнав о такой радиостанции, скорее всего сами выйдут на сайт с предложениями рекламного характера.
То же самое относится и к промоутерам концертных турне. Но тут я скорее соглашусь дать их рекламу на сайте в обмен на рекламу сайта на их концертах. Сайту это выгоднее с точки зрения « раскрутки».
И, конечно, не должно быть никаких « всплывающих окон» - это раздражает пользователей. Просто ссылки – и все. Этого вполне достаточно, и не влияет на эффективность рекламы.
В дальнейшем, при условии коммерческого успеха сайта как такового, можно организовать свой собственный интернет-магазин.

По отзывам организаторов других интернет-радиостанций, прочтенных мной в Сети, коммерческую прибыль такая станция начнет приносить спустя время, от 3 месяцев до года ( в зависимости от работы ведущих, диджеев, музыкальной направленности, « интересности» станции вообще, и так далее).

По примеру же « FaceBook» значительной коммерциализации можно достигнуть через полгода без привлечения рекламы вообще. С 2004-го года, начав с 1200 долларов первоначальных вложений, они ( Цукерберг и товарищи) достигли 26 миллиардов. Правда, « FaceBook» выпустил акции для привлечения инвесторов. И это при том, что « FaceBook» на мой взгляд совершенно никакушный сайт.
Человек, придумавший « Одноклассников», через год имел 400 миллионов долларов капитализации.
Или, если не об Интернете. Джордж Лукас снял первые « Звездные войны» за 8 миллионов долларов. У него не было даже опыта и техники по созданию спецэффектов, когда он уже начал съемки. Причем студия « ХХ век – Фокс» хотела прекратить финансирование даже на заключительном этапе съемок – настолько нереальным казался проект. Фильм окупил все эти затраты за первый день показа. В результате мы имеем самую кассовую киносерию в мире, а Лукас – самый богатый режиссер в мире с личным состоянием в 4,5 миллиарда.
Во всех приведенных примерах у инвесторов не было уверенности не то что в прибыльности, но даже и самоокупаемости проектов.

Весь вопрос в « интересности» радиостанции и сайта. А она – « интересность» - есть. Таковы мои предпосылки, собранная информация по присутствию станций вещания тяжелого рока в Сети, а также данные по опросам. Мне, как редактору и ведущему, конечно, придется попотеть, но я в этом лично заинтересован, и приложу все силы к тому, чтобы станция работала так, как я задумал.
И, кроме того, эта станция даже минимумом рекламы в любом случае окупит затраченные на ее создание средства. Слишком мало их надо.


Заинтересованность команды сайта

  Как и все независимые проекты ( а радиостанция  и сайт предполагаются независимыми, то есть не связанными даже на первых порах обязательствами размещать у себя коммерческую рекламу), этот не исключение в плане практической невозможности начального привлечения инвесторов.
Во-первых, потому что мало кто из инвесторов в России способен оценить возможную финансовую привлекательность интернет-сайта вообще, а сайта тематики Heavy Metal тем более.
Во-вторых, непосредственных инвесторов интересует сроки начала « отдачи» сайта, а их предсказать, и даже предположить сроки ( так же, как и размеры этой « отдачи»), невозможно. Для этого надо разбираться в специфике финансовых вложений в интернет вообще, и в конкретный сайт в частности.  « Отдача» может начаться практически сразу, а может через год. А может, ее вообще не будет. К сожалению, российские инвесторы ( не связанные непосредственно с интернетом и не знающие его специфики), морально не готовы мириться даже с такими минимальными вложениями и финансовыми рисками, какие требует создание и поддержка данного сайта.

Поэтому команда сайта – ведущие, администрация сайта, технические специалисты – должна понимать, что на первых порах поработать придется на голом энтузиазме, а для этого нужно либо искренне любить тяжелый рок, либо быть фанатиком компьютеров, а еще лучше все вместе. И верить в идею такой радиостанции и сайта. Лично я фанат тяжелой музыки с 27-летним стажем, и приложу все усилия, чтобы станция и сайт заработали и приносили деньги. Такого рода совместная, на первых порах бескорыстная, работа сплачивает коллектив как нельзя лучше, и позволяет сразу определить тех, кто искренен в своем желании делать общее дело.
Но поскольку станция и сайт задумываются все-таки как средство не только развлечения, но и заработка, то все участвующие в проекте должны понимать, что они « в доле» со всех будущих заработков станции и сайта, поэтому именно сплоченный начальным бескорыстием коллектив способен заработать больше, чем наемные работники. К тому же, если какой-либо участник команды привнесет свое деловое предложение, приносящее деньги станции и сайту, то ему причитается бонус от общего, полученного от этого предложения, дохода.
Как пример могу опять-таки напомнить про « FaceBook», где даже простой программист ( начавший работать на сайте с нуля и без зарплаты), сейчас, спустя всего 6 лет с начала деятельности этой « социалки», имеет 900 миллионов долларов.
Или что каждый, кто принимал участие в создании первых « Звездных войн» Лукаса, кто, несмотря на мизерную зарплату и много труда, все-таки помог Лукасу завершить съемки, получил от него лично ( из личных средств) весьма неплохой бонус ( где-то по 200 тысяч долларов на человека).
Согласитесь, что это было неплохо за отлично сделанную работу при неблагоприятных условиях.

Так что, резюмируя, хочу сказать: ничего не делая, денег не заработаешь. А если есть возможность поначалу потратить немного своего личного времени не на развлечения и бухло, на на возможность в будущем заработать очень много ( и не работать всю жизнь при этом « на дядю», а делать работу, которая является к тому же и хобби), то грех ее не использовать.


Василий « Оззи Васильич» Румянцев
                metaltower@mail.ru