Счастье за 10 копеек или акт случайной доброты

Лев Ревуцкий
В футбол я влюбился рано, сразу, и навсегда. Трудно сказать, когда и как стрела футбольного Амура поразила мое сердце. Скорей всего мне было лет 5 или 6. В нашем доме в начале 60-х телевизора не было. Так что первое время моя связь с футбольным миром осуществлялась посредством радио. 15 минут, раз в неделю. Если не ошибаюсь, репортаж начинался в 20:30, за 15 минут до окончания второго тайма. Эти 15 минут и были наиболее долгожанными в той моей детской жизни. Может этим репортажам предшествовал мой первый поход на стадион с отцом. В молодости мой отец любил футбол почти так же как и я потом. Родной Зенит играл тогда то на стадионе Ленина, то на стадионе Кирова.

Я не помню где состоялось мое первое свидание с  футболом наяву, а не через радиоприемник. Если память не изменяет - это все же был стадион имени Ленина - очень уютный, примерно на 35-40 тысяч человек, расположенный на Крестовском острове. Все что я помню - это изумрудно-зеленый газон футбольного поля, и яркие футболки игроков. Плюс ларьки с мороженным и пирожками (пиво и более крепкие напитки на футболе я полюбил и научился употреблять где-то лет через 10-12), что было немаловажным фактором для 6-летнего пацана. С кем играл Зенит я не помню, не помню кто победил, да и кто теперь вспомнит (в 60-70 годы Зенит куда чаще проигрывал, нежели выигрывал). Важно лишь то, что я влюбился в эту ни с чем нe-сравнимую атмосферу праздника на стадионе - ожидание матча. И футбол крепко поселился во мне.

С годами я к этой любви попривык, а в молодости футбольные позывные Блантера (болельщики моего возраста помнят этот футбольный  марш) вызывали у меня  нервную дрожь. Я еще помню как в 8-летнем возрасте, гуляя со своими еврейскими бабушкой и дедушкой в Приморском Парке Победы, что вблизи Стадиона Кирова, уговорил их, бедолаг нечастных, в дождь пойти на стадион, где по счастливой случайности в тот день играл мой Зенит. Как сейчас помню: полупустой стадион (холодно, да и Зенит играл плохо в тот сезон), рядом сидят выпивающие болельщики (через 10-15 лет я также буду сидеть и выпивать на Зените со своими друзьями) . Под зонтом сидит пожилая интеллигентная еврейская пара. Она, моя бабушка - что-то вяжет. Рядом с ней мой дед читает. Явно что-то не относящееся к футболу. Слева, справа, сверху, снизу, крики, матерок, бутылки, катящиеся с верхнего ряда вниз. Кто-то предложил моим старикам выпить. Боюсь, что они отказались. Вот так они мужественно дотерпели до окончания матча. Больше на футбол они никогда не ходили, но тот вечер в Приморском Парке Победы я запомнил на всю жизнь.

Благодаря моему увлечению футболом, моей бабушке пришлось выучить фамилии некоторых футболистов Зенита (Бурчалкин, Рязанов  Востроилов). Больше всего я любил в Зените Льва Бурчалкина ("Выручалкина", как звали его остроумные ленинградские болельщики). Его как и меня звали Лев, чем я очень гордился. По той же причине я был влюблен в легендарного Льва Яшина, хотя в Зените он никогда не играл и скорее постоянно огорчал Зенитовских нападающих. Бурчалкин даже не забил ему 11-метровый. Но не любить Яшина было нельзя, но это уже совсем другая история... Что бы заставить меня есть она применяла запрещенные приемы, уговаривая меня, 6-летнего паршивца, съесть еще ложечку ненавистной мне манной каши за Бурчалкина, за Востроилова, ну и так далее. В те годы эти уговоры на меня действовали безотказно. Интересно, что и сейчас, спустя почти 45-50 лет я почти наизусть помню состав того Зенита. Первая любовь не забывается...

С футболом у меня связано множество хороших, смешных,  и просто очень теплых моментов . Но сегодня мне хочется рассказать об одном случае, который оказал на меня очень сильное влияние. Правда степень этого влияния мне стала ясна лишь гораздо позднее, уже во взрослом возрасте.

Было мне тогда, наверное, лет 10-12. В этом возрасте я вполне самостоятельно, без сопровождающих, ездил на футбол. Была середина недели, дома никого не было. И по-моему, в тот день вторая ленинградская команда - Динамо, играющая тогда не в высшей лиге, где всегда балансировал на грани вылета злосчастный Зенит, а в первой - проводила свой матч на Стадионе им. Ленина, что находился в 4-х трамвайных остановках от нашего дома на Васильевском. Динамо это, конечно, не мой любимый Зенит, но футбол есть футбол и мне очень хотелось попасть и на Динамо. Хотеться то хотелось очень, но денег у меня в тот день не было ни копейки. И нужно-то было всего каких-то несчастных 10 копеек - так тогда стоил детский билет за ворота. Дома, кроме моей старшей двоюродной сестры, никого не было. Я обшарил все пиджаки, пальто, шубы, куртки моей многочисленной родни - не нашел ни копья. Проверил все ящики - и тут пусто. Хоть плачь. Ленка, двоюродная сестра не дала 10 копеек, как сейчас понимаю ,скорее из вредности. У нее, у 17-летней десятиклассницы они должны были быть. Задним умом понимаю, что мне достаточно было сдать хотя бы одну бутылку молока или пару пустых банок, приемный пункт посуды был через двор,  но, почему-то, такое простое решение мне в голову не пришло. Я уже тогда не отличался практической сметкой.

Без копейки в кармане поехал на трамвае на стадион. Зайцем, конечно. За полчаса до игры, надеясь на чудо, уже стоял около турникетов с контролерами, что проверяли билеты. Просто стоял и ждал. Чего ждал - непонятно. На стадионе Кирова проскочить без билета было гораздо проще - не было зарешеченных железных ворот. А на Ленина - два контролера у каждого турникета и никакой, абсолютно никакой возможности перелезть через железные ворота. Одна слабая надежда на хорошего дяденьку контролера - вдруг пустит. Многие контролеры пускали мальчишек на стадион в середине-конце второго тайма, где-то минут за 15-20 до конца игры. Вот может на это я и рассчитывал в тот холодный Октябрьский вечер. 

И вот когда до начала игры оставались считанные минуты и я смирился с тем что уже не попаду на эту игру, группа мужчин приблизилась к турникету, где без уже последней надежды стоял я. Помню, как сейчас, подходя ко мне, один из них на ходу дал мне гривенник, сказав "беги пацан быстрее в кассу". Я не помню успел ли я сказать ему спасибо или нет. Скорее да, так как в то время мальчик я был вежливый и говорил спасибо к месту и не к месту. Помню другое: как я бежал эти 30-40 метров к деревянной будочке-кассе зажав в потной ладошке заветные 10 копеек. Счастью моему не было предела! Я увижу Футбол!!!  Я успел и не пропустил ни одной минуты игры.

Конечно, я больше никогда не встречал этого замечательного мужика, но до сих пор помню ощущение того праздника, который он мне подарил. И тот жест, и та легкость, даже небрежность, с которой он мне подарил эту радость - дорогого стоит. А я ведь по своей стеснительности и воспитанию даже стеснялся просить. А он что-то прочел в моих глазах, в приплясывающей от холода фигурке, 10-летнего ленинградского мальчишки - и сделал мне такой, неожиданный, и, поэтому, царский подарок.

С тех пор прошло много лет, примерно 45. Но я помню тот урок жизни, который не задумываясь преподнес мне тот человек. Если у тебя есть возможность доставить минуту, час, день радости, даже совсем незнакому человеку, - сделай это.  Может тебе это почти ничего не стоит, но тот кому ты помогаешь или просто даришь свое тепло в любом его проявлении, запомнит это и подарит неожидаемую, спонтанную радость другому. И я верю, что передавая эту радость по цепочке, мы все станем немножечко лучше и добрее.
В английском языке есть выражение: "random act of kindness" - буквальный перевод - "акт случайной (внезапной) доброты" - отсюда и название моей миниатюры.

Я не знаю кем он был, мой неожиданный спаситель-благодетель. Но я уверен, что ему это зачтется. И если мы с ним все же встретимся, скорей всего уже не в этом мире, то билет на футбол ему уже теперь куплю я. И пивом точно угощу. Мне почему-то кажется, что там футбол тоже есть. А если есть футбол, то должно быть и пиво. И значит игра продолжается.