Трагедии xx века. Поход в один конец

Марина Караваева Неженцева
К 50 летию со дня гибели подводной лодки С-80
19 марта года в России официально отмечается День моряка-подводника. Но есть еще одна дата - 7 апреля - неофициальный день памяти всех погибших подводников, когда возле Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге собираются ветераны подводного флота, чтобы «вспомнить всех поименно, горем вспомнить своим». К числу «тех, кого любила волна, кому повезло» относился и  житель города Петров Вал Камышинского района Волгоградской области Иван Петрович Гаврилов, некогда командир отделения рулевых сигнальщиков легендарной С-80, затонувшей в Баренцевом море в январе 1961 года, ровно пятьдесят лет назад… В 2010 году ветеран-подводник тоже ушел из жизни , оставив нам свои сдержанные воспоминания о службе на субмарине, гибель которой до сих пор овеяна легендами и тайнами… Не демобилизуйся Гаврилов летом 1960-го, страшная участь его сослуживцев стала бы и его участью…


НАЧАЛО
В Севастополе в 11-ом учебном отряде подводного плавания Иван выбрал специальность рулевого сигнальщика и не пропускал на занятиях ни единого преподавательского слова: ведь «рулевой-сигнальщик», матрос или старшина, на корабле отвечает за управление рулем, удерживает заданный курс и глубину движения корабля, принимает и передает сигналы связи, ведет круговое наблюдение…

Троих (из 125 выпускников «учебки») предполагалось направить на службу на атомную подводную лодку… Эта «троица» - Иван Гаврилов, Виктор Зазай и Наполеон Одинцов - крепко сдружилась за время обучения и уже видела себя бравыми моряками на современной атомной субмарине… Но служить им довелось не на атомной, а на дизельной ракетно-торпедной подводной лодке С-80. Морской офицер, сопровождавший выпускников к месту службы, успокаивал «салаг», - «Что бог не делает, - все к лучшему!»…

Напомню: «надвигались» 60-е годы 20 века, разгар «холодной войны»— военно-политического противостояния между капиталистическим и социалистическим строем. Началась «гонка вооружений». Москве стало известно о плане нападения США, и нанесение по советским городам упреждающего бомбового удара. Советское руководство делало серьезную ставку на - подводные лодки России. Одной из таких была С-80 (изначально торпедно-дизельная, проекта 613). В районе верхней палубы на ней установили два контейнера крылатых ракет комплекса П-5 с газоотводами (проект 644). Вид корабля стал более грозным и внушительным. Перед стрельбой контейнеры поднимались на угол 15 градусов, и ракеты стартовали поочерёдно в сторону кормы корабля. В случае необходимости, субмарина должна была всплыть у чужих берегов и точным ракетным ударом уничтожить вражеские бомбардировщики еще на взлете. (Бытовали мнения, что реальный поход к берегам Америки, исходя из запасов топлива, мог бы стать походом «в один конец»).

ХОЛОД  МОРСКОЙ ГЛУБИНЫ
Три недели – месяц в море… Это настоящее испытание и для людей, и для субмарины… Я слушала Ивана Петровича и мысленно представляла себе С-80… После модернизации по проекту 644 подводное водоизмещение «С-80» увеличилось до 1160 тонн, длина не изменилась (76 м), ширина составила 6,6 м, высота корпуса - 7 м, осадка возросла до 5,4 м. Прочный корпус остался прежним, но планировка отсеков стала несколько другой. Из 1 отсека убрали стеллажи с запасными торпедами, благодаря чему там удалось разместить ещё 11 коек для экипажа. «Двухъярусные кровати в отсеках, - как в обычных сухопутных казармах. Только спящим наверху «на глубине» приходилось несладко, - вспоминал Гаврилов , на них постоянно «капил» конденсат. Накрывались плащами и спали» … По мнению Ивана Петровича , и по другим сведениям (персональный сайт «Советский подводник», материал капитана 2 ранга И.Б Караваева) условий обитаемости перепланировка не улучшила: переоборудование торпедной подводной лодки под ракетную потребовало размещения большого количества новых технических средств (в т.ч., запомни читатель! и астронавигационной системы «Лира-П»). В практике кораблестроения нашей страны стало традицией устанавливать при модернизации подводных лодок новое оборудование на место демонтированных кают… На лодке проекта 644, в итоге, без своей койки осталось 12 человек (из них - 3 офицера). Шифровальщик, лишившись поста, для рабочих целей использовал каюту командира. В 4 отсеке под аккумуляторной ямой появилась аварийно-балластная цистерна для замещения массы крылатых ракет. Кормовые торпедные аппараты срезали по концевую сферическую переборку прочного корпуса и приспособили под хранение продуктов.
…Погруженная в темные холодные пучины лодка «не самое теплое место»… Рулевому сигнальщику, несколько часов к ряду несущему напряженную службу, приходилось «подогреваться» при помощи электрогрелки, сидя на ней…

И НА МОРЕ, И НА СУШЕ…
Порою перед экипажем ставилась задача «отработать в надводном положении»… Тут уж каждый решал для себя сам: что лучше – «подводный» конденсат или «надводная» качка… Особенно страдал от нее корабельный кок. «Надводное положение лодки » всегда означало «лежачее положение» бледно-зеленого бедолаги. Но давно известно, «война войной, а обед по расписанию»… Тогда на помощь в приготовлении пищи приходил отзывчивый командир отделения рулевых сигнальщиков Иван Гаврилов. «Укаченный» страдалец все же давал кое-какие разъяснения  вроде : «кастрюля здесь, продукты там»… Закончив стряпню, Гаврилов докладывал командиру, капитану третьего ранга Анатолию Ситарчику, хорошо знавшему о проблемах корабельного «стряпчего»: «Обед готов!» «Как готов?» - удивлялся Ситарчик, - кок же бледный лежит!» «Да вот, сварили без него!» Ели, нахваливали, не верили, что «дилетант» готовил… До гибели подлодки оставалось меньше года… И «сорвется» она на глубину из такого же «надводного положения»… Все конфорки электроплиты на камбузе обнаружат после поднятия лодки со дна (спустя 8 лет!) в положении переключения на максимальную мощность… Готовить пытались, но та, последняя качка и события последовавшие за ней, практически не давали возможности это сделать…
…Как верили советские люди, что все подводные лодки всегда возвращаются в базу! Обычные здания, «плавучки», крейсеры на приколе, - здесь находятся экипажи кораблей, «вынырнувших из морских глубин…В увольнении моряки спешили к девчатам, которые их просто обожали. Вечные друзья Иван Гаврилов, Наполеон Одинцов, и Виктор Зазай отдыхали вместе. Станут девушкам представляться: «Иван! Виктор!»- все нормально. И тут, на тебе! : «Наполеон!» У девушек наступало легкое замешательство «Бонапарт что ли?» . Однажды Иван не выдержал: «Не пойду больше с тобой в увольнение, Бонапарт! Меняй имя!» Наполеон на удивление быстро согласился: «А как ты, Ваня, меня назовешь?» «Анатолием!» «Пойдет!»
Еще месяц потом ходил по инстанциям «Бонапарт» Одинцов и, наконец, стал Анатолием. Некоторое время родственники адресовали свои послания Наполеону, а потом «перестроились»…

«Я ТЕБЯ НИКОГДА НЕ УВИЖУ…»
Запомнил Иван Гаврилов своего сослуживца Юрия Агибалова из Суровикино, что на берегу Цимлянского моря… - Тот частенько разговаривал во сне…Что тут поделаешь… Младший по призыву, он не был близким другом «бывалых» Ивана, Виктора и Анатолия… Но ребята не на шутку встревожились, когда однажды, спустя некоторое время после отбоя, Агибалов заметался во сне и заговорил: «Я вас больше не увижу! Я вас больше не увижу!» Иван помнил, что звучали женские имена… Матери? Сестры? Жены? Пошли к Ситарчику: Так мол и так, пусть съездит в отпуск, что-то совсем парень плохо себя чувствует. О характере (и профессионализме) 36-летнего командира С-80 Ситарчика говорили разное… Но он принял обращение подчиненных к сведению и оказал содействие в оформлении Агибалову отпуска в 10 суток. До гибельного января 1961 года было еще далеко… Ныне имена капитана 3 ранга А.Д. Ситарчика и старшины второй статьи Ю.В. Агибалова значатся в списке 68 погибших подводников С-80… Гаврилов и Зазай демобилизовались в конце августа 1960-го, за пять месяцев до трагического похода … Наполеон Одинцов подумывал остаться на сверхсрочную… Однако, в списках погибших его имени нет… Значит, все же вскоре демобилизовался …
… И вот наступил тот страшный январь 1961 года…  26 -го при волнении моря – 5 - 8 баллов и температуре воздуха минус 5 градусов С-80, отработав боевую задачу, совершала трудный надводный переход в полигон (последний выход на связь – 27.01. 1961). Лодку с двумя громоздкими и тяжёлыми пусковыми контейнерами в верхней части корпуса, сильно качало. Наконец, наступило время погружения, долгожданного для всех людей на борту. Лодка пришла на перископную глубину, встала под РДП (работа дизеля под водой), была объявлена подводная боевая готовность. Качка несколько уменьшилась. Но внезапно (возможно, на циркуляции,- вертикальный руль остался навсегда переложенным влево, - возможно, чтобы избежать поздно замеченного столкновения с неизвестным судном) рулевой - горизонтальщик не сумел удержать глубину, и лодка начала проваливаться.
 
КАК ЭТО БЫЛО
Конструктивно труба для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины на С-80 была шире, чем на других «эсках» . В тот день, при шторме и морозце, волна захлестнула широкую шахту, на верхней крышке которой намерз лед ( клапан подачи горячей воды для защиты поплавкового клапана от обледенения был почему-то закрыт). Лодка пошла на глубину, при не закрывшейся до конца крышке. Вода рванула в пятый отсек.
Из-за грохота дизелей дизелисты, как определили потом эксперты, обнаружили поступление воды только тогда, когда она начала разбрызгиваться вращающимися механизмами. Наконец был оповещен центральный пост и боевая рубка. Был опущен перископ, остановлены дизеля, …приготовлены линии к даче хода от электромоторов. Но…Специалист, который должен был дистанционно, с помощью гидравлики, надежно перекрыть воздухопровод, ошибочно переключил другой манипулятор (астронавигационного прибора Лира», - приборы были окрашены в один цвет и располагались рядом), но не понял этого…  Видя ухудшение ситуации, дизелисты пытались вручную закрыть уже клапан большого диаметра (нижний гриб ПВД). Нечеловеческими усилиями сделали 8 оборотов из 11 и шток клапана погнулся… Вода, сметая все на пути, заполняла лодку…Сразу затопленными оказались 4 отсека, в которых погибли  44 человек (из 68)… Погибающая субмарина, всё сильнее ускоряясь, с дифферентом 60-80 градусов на корму врезалась в грунт на глубине 198 метров.
Подводники, находившиеся в первом отсеке, проявили отличную выучку. Не их вина в том, что все принятые ими меры, увы, никому помочь уже не могли…Их , последних из оставшихся в живых, ждала долгая и мучительная смерть. Время её наступления подводники отодвигали, используя аварийные запасы воды и пищи, патроны химической регенерации воздуха и сжатый воздух из торпед. Когда из десяти человек в живых осталось пятеро, четверо из них включились в индивидуальные дыхательные аппараты (до этого не примененные потому, что их было меньше, чем людей), а один - в бесполезный в тех условиях фильтрующий противогаз.

ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ
…Только через восемь с половиной лет после гибели сталь корпуса лодки вновь соприкоснётся с атмосферным воздухом... (До этого не было возможности провести операцию по подьему корабля  из-за расформирования специальной службы). Обнаружилось, что бальзамирующие свойства воды Баренцева моря привели к тому, что многих моряков (после оттирания слоя соляры) можно было узнать в лицо.
Все 68 погибших покоятся в братской могиле в губе Оленья (откуда лодка уходила в море). Авторы памятника над братской могилой - не профессиональные скульпторы, а умельцы из числа матросов срочной службы. Справа и слева похоронены матросы и старшины, в центре, под символическим изображением фуражки, погребены офицеры.
«С-80» стала известной широким кругам советских, а затем российских подводников из-за своей гибели, но нельзя забывать, что она за свою не очень долгую жизнь успела принести пользу нашей Родине. И в этом заслуга всех моряков, служивших на ней верой и правдой, в том числе и командира отделения рулевых мотористов пероввальца Ивана Гаврилова! Вечная память погибшим, вечная слава живым!
На снимке: Иван Гаврилов, командир отделения рулевых сигнальщиков подводной лодки С-80
Для справки: по неофициальным данным за всю историю подводных лодок было построено около 3600 единиц, из них около 2600 затонуло и погибло в результате боевых действий или техногенных катастроф