Костяничник

Владимир Калабухов
     Сборник "Мещёрские рассказы". Глава 2 "Мещёрские были". Раздел "Ах, лето!"

     Огромная полная утренняя Луна серебрилась в лучах восходящего Солнца. Днём обещана, по крайней мере, до обеда хорошая погода. И вот электричка везёт нас, людей очень неравнодушных к матушке-природе, за горизонт, в дальние края. Туда, где в утреннем лёгком тумане, раздвигая шляпками сосновые иголки, веточки зацветшего вереска и многолетние мхи, появляются на свет божий разные представители грибного королевства. Туда, где по краям болот, на берёзовых бугорках, в окружении ивовых и ольховых, рябиновых и багульниковых зарослей поспевают летом друг за другом черника и голубика, брусника и чуть позже, осенью – клюква. Туда, где в сосновом бору уже пошла малина и её красные, а иногда и жёлто-розовые ягоды пять недель будут радовать любителей лесных даров. Туда, где в берёзовых перелесках среди папоротников и разных других лесных трав этим летом полно лисичек или петушков, как их зовут в этих краях.

     Как правило, в дальний лес я отправляюсь в одиночку. Но на этот раз, как и пару лет назад, за черникой на разведанное недавно местечко мы поехали вдвоём с одним знакомым ветераном. За разговорами про жизнь время летит незаметно. Вот и наша остановка. Несколько жилых станционных домов, заросли корички – ирги у платформы, песчаная тропинка вдоль заросшего тысячелистником, диким левкоем, ромашками и васильками пустого поля, бетонка и, наконец, моховой сосновый бор лет от тридцати до шестидесяти. Вот они, малинники, по которым бродят целыми семьями обитатели ближайшего дачного посёлка и местные жители, два дня назад и мне здесь удалось за четыре часа наполнить пятилитровую ёмкость душистыми ягодами.

     Но на сегодня у нас другая задача – черника. К одиннадцати план по этой ягоде выполнен. С большим трудом по болоту, через кусты выбираемся на лесную тропинку. Борис Герасимович, мой сегодняшний напарник, радуясь собранному урожаю и благодаря за доставленное удовольствие, сказавшись уставшим от трудов праведных, отправляется с другими попутчиками на электричку. Я остаюсь – в резерве под лисички осталась пустая ведёрная корзинка. Час – полтора хочется побродить по лесу, полюбоваться природой, набрать немного грибов. Отойдя подальше от лесной тропинки, иду по редкому берёзовому лесу между двух заболоченных низин. Лисичек немного, но они довольно крупные, а от вчерашнего прошедшего здесь дождя ещё и мокрые. Попадаются семейки от трёх до двадцати штук. И вдруг рядом с очередной такой семейкой в траве сверкнули своими красными бусинками кустики довольно редкой ягоды – костяники. Её можно собирать, снимая по ягодке, но тогда их сразу надо отправлять в рот. А хочется привезти домой. Приходится пускать в ход грибной нож, срезая плодоножку с тремя – семью ягодками. Ягоды укладываются между лисичек – ни тем, ни другим от этого соседства не хуже. Костяника очень кислая, с крепким маленьким зёрнышком-косточкой внутри, за которое она и получила своё название. Много лет назад я как-то набрал этой ягоды полную кефирную бутылку – помните, была такая, с широким горлышком для питья? Моя мать, светлая ей память, страдала тогда гипертонией. А костяника, как утверждают многие, снимает давление и помогает лечить эту распространённую болезнь. Да и так костяникой покислиться для любителей очень приятно. Костяничник оказался довольно обширный. Площадки со зрелыми ягодами попадались одна за другой. Пришлось прилечь в зарослях трав, чтобы отснять это лесное диво. Так и прошёл этот час. К лисичкам и костянике добавилось несколько розовых гладышей и желтоголовых валуёв, в общем-то, горьких грибов, которые после двух дней вымачивания в сменной воде вполне пригодны для засолки.

     До следующего поезда оставалось полчаса. Вспомнив о зарослях ирги, я отправился к ним. Молодые невысокие побеги были уже в ягодах. Гроздья спелые, с красными и сизыми ягодами. Сладковато-пресные, но приятные на вкус. Набрав небольшой пакет и этих ягод, которые чем-то нравятся моей дорогой, я возвратился домой.

     Как говорится, день не зря прожит! Сама прогулка по лесу – для здоровья. Гора черники, частично попавшей в морозильник, а частично протёртой с сахаром вместе с иргой, зимой к чаю как ещё пригодится! Целое блюдце кислых ягод костяники, которые были разбавлены сладкой белой земляникой, что растёт на пасеке и плодоносит всё лето. Литр отварных лисичек для жарева. И немного горьких грибов, которые после вымачивания и отваривания попадут в соленье, в категорию одной из лучших в мире закусок… Ай да лето, ай да июль!

     2005

     Содержание сборника "Мещёрские рассказы" со ссылками: http://www.proza.ru/2011/03/13/1389