Часть 3 Исчезли в царстве снежной королевы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/10/04/1060               

                Езжайте с богом

К счастью, ничего, кроме разговоров и хранения запрещённой брошюры начинающий революционер совершить не успел, поэтому его вскоре освободили. Попробовал он поучиться в Киевском университете вольнослушателем: хочешь ходи, хочешь не ходи на занятия – но недолго.

Видимо, жандармы решили, что революционный пыл у него ещё не прошёл, поэтому молодого человека снова арестовали, а потом вернули на родину в Орёл, под надзор полиции.

В 1901 году, в возрасте 26 лет Русанова выслали на два года в захолустный городишко Усть-Сысольск (нынешний Сыктывкар) Вологодской губернии. До этого он нигде толком не учился, не работал, но зато женился.

По одним сведениям до ссылки, а по другим, в ссылке на молоденькой девушке, выпускнице гимназии. Звали её Маша Булатова. Наверное, Маша, как большинство девочек, училась более старательно.

Если бы Русанов избрал путь профессионального революционера, как любили себя называть старые большевики, то, несомненно, сделал бы карьеру при советской власти: в ссылке он завел знакомство с весьма известными в будущем людьми.

В России связи решают если не всё, то очень многое. Другой вопрос, чем бы эта карьера закончилась в тридцать седьмом году или даже раньше.

Но не будем гадать на кофейной гуще. Владимир Александрович пошёл другим путём, то ли сам к этому пришёл, то ли жена помогла. Нужно было на что-то жить, и он поступил на работу статистиком в земскую управу.

Странствия по уезду для сбора необходимых сведений привили ему вкус к путешествиям. В Усть-Сысольске у Русановых родился сын, но через год умер.

 Главе семейства запретили жить в больших городах в течение пяти лет, а у него, наконец-то, появилась тяга к учёбе: не всю же жизнь стаптывать сапоги, собирая статистические данные для земской управы.

Видимо, заговорили имевшиеся амбиции и самолюбие, да и жена подталкивала. Однако о получении высшего образования в России речь не шла, поскольку в уездных городишках университеты не создавали, это сейчас их столько, что скоро, наверно, появятся и в деревнях.

Возникла мысль уехать за границу. В Министерстве внутренних дел препятствий не чинили, выдали ему и жене заграничные паспорта: мол, езжайте из России с богом.


Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/19/140

На фотографии: Усть-Сысольск в 19 веке