Россия вперед?

Владимир Леонов
http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=222
Россия – особенная страна. История предоставила ей роль буфера между востоком и западом. Традиционно западные и восточные идеологии существенно различаются. Английский писатель Киплинг говорил: «Восток есть восток, запад есть запад, и им не суждено быть вместе никогда».
Но историческая роль России как раз и заключается в том, что она ассимилирует и частично объединяет западные и восточные представления о построении справедливой жизни, вырабатывая усилиями своих лучших представителей конкретные, но все же особенные, концепции построения государственного устройства, в которых народ – основной субъект истории.
Речь не идет о последнем этапе существования России, который только подтверждает, что развитие не может обходиться без гигантских, иногда, скачков назад.
В результате русские создали свою систему ценностей, свою ментальность, отличную от других, в основе которой – общее дело и стремление поделиться с ближним. Мы не обращаем внимания на бытовые мелочи, с презрением относимся к комфорту. Мы обладаем особой гордостью и хорошо работаем на общее дело под руководством людей, обладающих авторитетом и демонстрирующих именно русский характер своих действий.
В русских мужчинах течет кровь воина. Но когда нет войны и общего дела, нет национальной идеи, мы расслабляемся и становимся очень серьезными только перед лицом смертельной опасности.
В отличие от многих народов, русские исключительно доброжелательны к другим народам и не стремятся отделиться от них, а зачастую защищают их и объединяют вокруг себя. В крайне неблагоприятных условиях русские всегда создавали мощные государственные образования, в которых удобно устраивались инородцы. Русские – это всегда фундамент и стены государства, его несущая сила.
Мы, русские, действительно отличаемся от западных народов. Подобно тому, как идеальные коллективистские цели несовместимы с идеологией индивидуализма, так и глубинные мироощущения типически русского и западного человека взаимно неприемлемы. Русскому человеку очень тесно в узких рамках европейского мирка с его психическим индивидуализмом, с его порядком и дисциплиной – нет там широты размаха.
У нас иное представление о демократии. На западе в основе демократии понимается в первую очередь личная свобода и необходимость соблюдать закон. У нас – степень участия народа в управлении государством. Что, кстати, ничуть не отрицает авторитаризма. Кажется, историк А.Шульгин писал, что мы, русские, сильны лишь под командой вожака, и мы не откажемся от авторитаризма до тех пор, пока будем видеть в нем свое преимущество.
Провозглашая на словах равенство, столь желанное западному человеку, традиционная западная демократия провоцирует и состязание всех со всеми, состязание, из которого победителями в условиях существующего господства частной собственности могут выйти лишь немногие. Русский человек это понимает интуитивно, и его не вдохновляет западная демократия.
Есть, на мой взгляд, еще одно важное обстоятельство, которое заключается в особенностях сознания русского человека.
Что является главным для русских? Известно, что испокон веков и в настоящее время русский человек ориентируется, как правило, не на закон (он привык, что законы у нас не исполняются, а борьба за власть в России всегда была борьбой без правил), а на справедливость, на правду, на соответствие истине.
Требования гражданского общества о справедливости любого закона проходят, в основном, мимо сознания русского человека, потому что в жизни наш человек никогда не видел этого общества. До сих пор закон и справедливость для него – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
Но и справедливость русский человек зачастую воспринимает не беспристрастно, а в зависимости от соотношения общего и личного. Сознание русского народа, сформированное в условиях общинного существования, бесспорно признает только общее благо, ради которого, мол, можно и поступиться интересами личности и личной свободой. А ведь сущность права (и любого закона), как справедливо заметил русский философ, поэт и публицист 19 века В.Соловьев, состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. В сознании русского человека этого равновесия нет и в помине. Такая однобокость в восприятии истины, справедливости не может не проявляться в каких-то противоречиях сознания, в противоречиях оценок деятельности властей.
Русский человек готов прощать властям ложь и нарушения законов во имя более высокой правды - справедливости, общего блага. Если власть лживо утверждает, что она действует якобы по закону, и, вместе с тем, она в состоянии убедить многих, что эти ее действия улучшают жизнь населения, обеспечивая общее благо, то такой власти многое прощается.
На западе этого понять не могут.
Интересно, что и западный человек в массе своей убежден в особенности русских. Русские для них – странные люди с загадочной душой. Именно этого они ждут и от наших фильмов и книг. И смотрят и читают только то, что являет миру свою «русскость», национальные русские свойства, а не подделывается под иностранное.

                Владимир Леонов
   


КАК ОЦЕНИВАЛИ НАС, РУССКИХ, КАК МЫ ОЦЕНИВАЛИ И ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ (И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ):

«Каждое русское дело непременно должно или быть не по силам тем, кто его предпринимает, или же окончится неудачей вследствие апатии людей, ради которых оно предпринято». Г Брандес;

 «Любовь к России, к русским людям, к русскому народу сплошь и рядом представляет собою нечто вроде крышки от Пандорина ящика, которую стоит только приподнять, чтоб из ящика хлынула пошлость, наглость, ложь, лицемерие, беспардонное самохвальство». Н.Михайловский;

«Мы, русские, от природы слишком беспечны, ленивы, равнодушны, склонны ко сну, пока крайняя нужда не заставит нас поискать новых средств, пока какой-нибудь внешний удар не побудит нас к действию». И.Погодин;

«Русские люди – самые изолгавшиеся люди в целом свете; а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей». И.Тургенев;

«Русский, какого знания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно…. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности». А.Герцен;

«Россия – страна фасадов». Астольф де Кюстин;

«Россия: сотни миль полей и по вечерам балет». Алан Хакни;

«У нас от мысли до мысли пять тысяч верст». Петр Вяземский;

«В России нет дорог – только направления». Наполеон 1;

«Кроме дураков и дорог, в России есть еще одна беда: дураки, указывающие, какой дорогой идти». Борис Крутиер;

«Мы многого не сделали, но все, что мы не сделали – к лучшему». Михаил Генин;

«Никто не умеет жить так, как не умеем мы». Борис Крутиер;

«Наш народ миролюбив и незлобив. Он 800 лет провел в битвах и походах». Геннадий Зюганов;

«Раньше мы заблуждались, что идем правильным путем, теперь – что особенным». Борис Крутиер;

«Русские долго запрягают, но быстро едут». Бисмарк;

«Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь». Григорий Горин;

«Россия не может идти чужим путем. Она и своим-то идти не может». Константин Мелихан;

«Наша страна - богатая, но временно – бедная». Леонид Крайнов-Рытов;

«Ввиду отсутствия всего остального иностранцы обычно говорят, что у нас им больше всего нравятся люди». Никита Богословский;

«Россия производит впечатление великой державы. Но больше она ничего не производит». Акрам Муртазаев;

«Величайшей опасностью, которая угрожает нам на Востоке, является тупое упорство этой массы. Оно наблюдается как у гражданского населения, так и у солдат. Попав в окружение, солдаты не сдаются, как это модно делать в Западной Европе, а сражаются, пока их не убьют. Большевизм только еще усилил эту расовую предрасположенность русского народа. Стало быть, мы здесь имеем дело с противником, с которым надо держать ухо востро…. Если бы в восточном походе мы имели дело с цивилизованным народом, он бы уже давно потерпел крах. Но русские в этом и других отношениях совершенно не поддаются расчету. Они показывают такую способность переносить страдания, какая у других народов была бы совершенно невозможной». Геббельс;

«Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества». Николай Бердяев.

Подборку афоризмов подготовил Владимир Леонов