Лучшие фильмы 2010 года

Иван Азаров
Решил написать о том, какие фильмы мне больше всего запомнились в 2010 году. Может, я что-то забуду, может, значение какого-либо фильма для себя сильно переоценю. Но в любом случае - попытаюсь.

1. Начало - Кристофера Нолана. Нолан - один из самых интересных и содержательных режиссёров сегодня. Причём работы, не связанные с экранизацией приключений всем известного ДиСишного персонажа, получаются минимум не хуже, а то и лучше оных. Вспомнить того же "Иллюзиониста". А так "Inception" - настоящий шедевр и довольно сложный глубокий фильм, тем не менее, сохранивший привлекательность массового кино.

2. Социальная сеть - Дэвида Финчера. Финчер молодец, работает в совершенно разных жанрах и умудряется снимать кино интересное не своим действом и интенсивной прямолинейностью сюжета, а неким ощущением причастности к событиям, имеющим всемирное значение. Очень странный и интересный фильм, который заставит любого человека пересмотреть своё отношение к жизни.

3. Остров проклятых - реально страшный фильм. Не ожидал, что меня может так напугать фильм, фактически-то не относящийся к категории фильмов ужасов. Человек я бывалый в этом смысле. А история главного героя, переданная через призму искажённого, но сохранившегося сознания, заставляла верить именно ему до последней минуты, а не реальной истории его жизни и докторам.

4. Двойная жизнь Чарли Сан-Клауда - если бы все мелодрамы были такими, как эта, то я бы забросил остальные фильмы. Все смешано там в нужных пропорциях: чувственность сумеречной саги, мир призраков и главный герой в исполнении Зака Эфрона, живущий между мирами, эмоциональный надрыв, страсть и невозможность её удволетворения. Два момента в этом фильма меня подкупали очень сильно - это брат Чарли и, чтобы не спойлерить, прозрение главного героя в середине фильма, насчёт того, что не всё вокруг него жители нашего мира.

5. Мальчики налётчики - авантюрный фильм в лучших традициях прежних лет. Что-то в духе "Идеального плана", "11 друзей Оушена", "Ограбления по-итальянски" или "Не пойман - не вор", но более агрессивное и с уклоном во неидеальные взаимоотношения самой банды. Ну и есть некоторый свежий колорит в исполнителях главных ролей.

6. Уолл-стрит, деньги не спят - возвращение легендарного Гордона Гекко актуально как никогда. Этот непонятный и чуждый для меня мир бирж и финансовых махинаций, тем не менее, влечёт так же, как "Финансист" Драйзера. Но герой Шайи Ла Бефа как-то портит впечатление своей сахарностью и желанием заниматься чем-то реальным. В этой губительной и пустой, бессодержательной страсти, тем не менее, фонтанирующей деньгами, - и была вся привлекательность прошлой картины. А так часть лавров, действительно отдаётся картине Финчера.

7. Прошлой ночью в Нью-Йорке - тонкая и воздушная мелодрама о чувствах, о попытках и неумении их сохранить. Я бы назвал этот фильм версией "500 дней лета" в стиле нуар. Актёры, играющие основных персонажей, сыграли просто блестяще. Особенно я выделил бы Гийома Кане, он сыграл свою роль просто безупречно и предельно прочувствованно. Неприятно удивила прекрасная Кира Найтли, одна из самых симпатичных мне актрисс сыграла в этом фильме на редкость фальшиво и жеманно. Интересно, как бы на её месте смотрелась Энн Хэтуэй, только отыгравшая в "Любовь и другие лекарства"? Думаю, получился бы более живой фильм. А так нам оставалось довольствоваться лишь игрой обольстительной Евы Мендес, так органично выступившей в роли соблазнительницы.

8. Скотт Пилигрим против человечества - долго выбирал между ним и фильмом "Kick ass", так как оба занимают одну и ту же нишу - экранизации комиксов, но не серьёзной супергероики, а пародии в том или ином виде на супергероику. Творение Миллара не выбрал из-за не соблюдения жанровых границ и получившегося в итоге постыдного кровосмешения пародии и серьёзного представителя жанра с жестоко вклинивающейся реальностью. Надо было как-то почётче разметить границы. А "Скотт Пилигрим" несерьёзен полностью и до конца да вдобавок радует нас отсылками на компьютерные игры.

9. Кошмар на улице Вязов - очередной ремэйк легендарного фильма ужасов 80-ых/90-ых, сделанных под руководством Майкла Бэя, среди которых уже есть обновлённые версии "Пятница 13-ое", "Техасская резня бензопилой" и "Ужас Амитвилля". В чём был основной смысл новой версии, в общем-то, понятно: сделать картину более жёсткой, более современной, поскольку прежние версии в современном понимании являются, скорее, комедиями, чем фильмами ужасов! Но всё-таки картины Уэса Крейвена были шедеврами чёрного юмора, его картины сочетали в себе, с одной стороны, мистику "Восставших из ада", а с другой - гротесковый чёрный юмор в духе "Зловещих мертвецов". Конкурировать с первоисточником в этой же стезе было бессмысленно, так как шедевр не переплюнуть, да и такая манера преподносить материал уже довольно неактуальна. Поэтому из остроумнейшего персонажа в исполнении Роберта Инглунда мы получили злобную бездушную тварь с того света.
Определённые надежды я связывал с талантливейшим Джеком Эрлом Хейли, который играл Крюгера в новой постановке, но за таким слоем грима, игры актёра было практически не видно. У меня столько эмоций именно по поводу данного фильма, поскольку в кинотеатре я смотрел только этот фильм. Да и пошёл я не только из-за названия фильма, но и из-за того, что там играл исполнитель роли Роршаха из "Хранителей".
Сценаристы вроде бы не стали скатывать прежний фильм под копирку, а решили немного копнуть в прошлое. Идея правильная и интересная, но нафига же Крюгера было делать педофилом? Что это за дань моде такая? Гораздо интереснее было сделать из него именно несправедливо наказанную жертву, тем более исполнитель роли Роршаха так здорово играет маргинальных персонажей, которых мучают и унижают и которые пытаются противостоять жестокому миру. Мне очень жаль, что этого я в итоге так и не увидел! Не было и обаяния Герреро из "Живой мишени".

10. Неуправляемый - условно десятое место отдаю неожиданному кандидату - фильму Тони Скотта о том, как два машиниста предпринимали героические попытки остановить на полном ходу мчащийся состав с цистернами, наполненными ядовитыми химикатами. Но фильм оказался не столько фильмом-катастрофой, сколько великолепным дуэтом двух актёров Криса Пэйна с лучшим, на мой взгляд, современным актёром-негром - Дензелом Вашингтоном. Получилось весьма необычное сочетание напряжённого действа, ожидания неминуемой катастрофы и клубка непростых человеческих отношений, который в одночасье, подобно Гордиеву узлу, может разрубить катастрофа. Это касается и отношений Уилла с женой, и отношений Фрэнка со взрослыми дочерьми. Сюда же искусно вплетена тема крупного бизнеса, которому безразлична судьба простых людей на фоне интересов целой компании, а также убедительно показан тип пронырливого карьериста, прислуживающего интересам корпорации, а на самом деле, старающегося прежде всего, сохранить за собой тёплое местечко.