Индоарийские следы

Николай Тернавский
ИНДОАРИЙСКИЕ СЛЕДЫ В ТОПОНИМИКЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
О присутствии индоевропейских племен на Таманском полуострове свидетельствуют этнонимы и омонимы, зафиксированные письменными источниками и эпиграфическими памятниками эпохи античности. На это одним вполне аргументировано указал О.Н. Трубачев в ряде своих работ.  [1]. Исследователь высказал гипотезу об арийском происхождении синдов, которых считал автохтонным народом региона. О.Н. Трубачов в статье “О синдах и их языке” говорит: “греческим принято считать имя царя синдов ‘Ekataios, на основании чего делаются выводы о сильной эллинизации синдов”. По убеждению ученого, это могла быть греческая передача арийского имени, подобно тому, как скифское имя Atheas (с близким исходом индо-иранского .*~ taya) передается как Атей [2]. На мой взгляд, вполне уместным является трактовка  имени этого синдского царя из санскрита, где ekata – «объединяющий», «единство» и ekatama – «один из многих». 
Не греческими являются названия озера и  селения Корокондама, которое может быть с санскрита переведено, как «рождающая крайнее место», этнонимы дандарии – «арии, обладающие жезлами (палками)», аспургиане – «живущие в укрепленных городах».
 Индоарийское происхождение, вероятнее всего,  имеют названия:  святилище Апатур (apa – вода, аpata - против, за, ur – возвышенность: «возвышенность за водой»), остров Кандаур (kanda - палка, жезл, ur - возвышенное место. Ср.: урочище «Дубовый рынок» под Темрюком), города Патрей, Тирамба,  Успа, Паниардис, Патарва и др.
Однако не только древняя географическая карта Таманского полуострова, но и топонимика Западного Кавказа свидетельствует о раннем и достаточно длительном присутствии в регионе индоевропейцев, которых, вероятно, следует отнести к арийцам. Название гор и рек говорит о том, что, в районе от Архыза, Красной Поляны, включая побережье Большого Сочи, до Хадыженска, долгое время проживало индоевропейское население.
Реки Большой и Малый Зеленчук, до XIX в. сохраняли названия Инджик [3]. Большой Зеленчук носил название Улу-Инджик (возможно, от ullas (ud-las, формы см. las) - раскрываться, распускаться (о цветах), Инджик, вероятно,  можно перевести как «индийский», «индийская», Малый Зеленчук – Кичи Инджик (Ср: kSit`a - 1) уничтожать, истреблять; 2) заканчивать; 3) уменьшать. То есть «река индийцев, несущая уничтожение»). В том же районе явно индоевропейские названия имеют реки: Кяфар (ka - far), Лаба (Ср: санскритское laba – “река»);  горы Акарагварта, Ажара (Ср: аджа экапад – «одноногий козел» - второстепенное божество с неясными функциями [4]), Уруп.  Вероятно, еще в относительно недалеком прошлом река Ямансу впадала в р. Кубань северо-восточнее Екатеринодара (Краснодара), о чем говорит автор XIX в. С. Броневский: «Река Ямансу втекает в Кубань на северо-востоке против Екатеринодара, принимает правым берегом речку Габир»[5]. В настоящее время идентифицировать реку сложно, но, возможно, пересохшее речное русло и остатки реки между Белой и Лабой, у пос. Красногвардейского с курганами связаны именно с ней. Тогда вполне ясным становится индоарийская трактовка слова Ямансу – «места, связанные с Ямой» (богом смерти). Река Улька, на которой стоит аул Уляп, знаменитый своими курганами и святилищем, имеет соответствие в санскрите, где ulka  означает «зарево пожара». Река Марта  может быть переведена как «смертная река», т.е. «пересыхающая» и т.д.
Явно индоевропейские топонимические названия рек, гор и урочищ по Черноморскому побережью от Сочи до Тамани (иногда они чередуются с кавказскими, изредка тюркскими и другими: Аибга, Мзымта с притоком Агура, Ассара (Ср: ahura, apsara). Да и название реки Сочи перекликается с санскритским названием Санчу. Туда же следует отнести топонимы: Агой под Туапсе (Ср.: шапсугское название горы и поселка - Агуй), Джубга, Пшада, Джанхот. Достаточно много в адыгском языке топонимов с основой на тха – «бог», «божий» с полным совпадением с санскритским значением. Все это свидетельствует о присутствии индоевропейцев в указанном регионе и, вероятно, о миграционном движении на Западном Кавказе индоариев.
По одной из версий, гора Индюк в Туапсинском районе  - измененное адыгейское название Хьиндыкъушъхъ (Хиндукушх), производное от слов Хинд – индус и кушх – гора, то есть «индусская гора» [6].
Точно установить и проследить маршруты миграции индоарийских племен, являвшихся ветвью индоевропейцев,  сложно. О.Н. Трубачев предполагает, что на Северный Кавказ, в Приазовье, они проникали из степной зоны Украины через Дон. Такой же точки зрения придерживаются Ю. Шилов и другие археологи, опирающиеся на данные распространения сходных элементов материальной культуры на Кубани и  в Южной Украине, т.е. движение индоариев с запада на юго-восток и северо-восток. Другие исследователи указывают на движение индоариев из Малой Азии, т.е. с юго-востока на запад и северо-восток.
Синды, вероятнее всего, являлись представителями  лишь последней или  предпоследней волны индоевропейских переселенцев. Самое раннее дошедшее до нас древнегреческое упоминание о них, относится к концу VI - нач. V вв. до н.э. и связано с Гиппонактом, упоминавшем “Синдскую расселину”. Очевидно, что на островах Таманского архипелага синды обосновались в начале (в первой четверти)  I тыс. до н.э. Об этом  косвенно свидетельствовует тот факт, что один из крупнейших островов древней дельты Кубани был занят киммерийцами. И Киммерийский вал Азиатского Боспора скорее всего являлся границей между киммерийской территорией и синдской (арийской), замкнувшей киммерийцев с юга и востока.
В целом на Западном Кавказе можно выделить четыре ареала с индоарийской топонимией: северо-восточная часть Таманского полуострова, Закубанское предгорье с верхним бассейном р.Кубани, Черноморское побережье Кавказа, побережье Азовского моря с дельтой р. Дона. Все эти ареалы были в разной степени связаны друг с другом географически и хронологически.
Достаточно сложно проследить  историю индоеропейцев нагорной части Северо-Западного Кавказа. На вопрос: откуда они пришли? можно в качестве гипотетических предположить три варианта ответа: 1) из Средней Азии и Закавказья через Дарьяльский перевал; 2) берегом Черного моря из Малой Азии и 3) из южнороссийских степей берегом Азовского моря. Мне  представляется более резонно говорить о первом варианте в отношении наиболее ранней волны индоаарийцев.
Другим  не менее важным  является вопрос: Что вызвало переселение индоарийской общности в этот регион?
Подводя итог вышесказанному,  хочу еще раз подчеркнуть, что топонимы, включенные в кавказские, тюркские и другие иноэтничные названия, свидетельствуют как о длительном проживания в древности индоевропейских народов, так и о путях миграций (по побережью Черного моря, вероятно, проходившего с юга на северо-восток), а также  по р. Кубани: от ее верховий (ГКХ) до ее устья.

Список использованной литературы
1. Трубачев О. Н. О синдах и их языке. - ВЯ, 1976, № 4; Он же. Indoarica в Северном Причерноморье.-М.: Наука. 1999.
2. Абаев В.И.  Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1946.
3. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Извлечение по Центральному и Северо-Западному Кавказу. М., 1823 /репр.: Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1999. С. 32.
4. Ригведа. Мандалы 1-4. Изд. 2-е, испр. /изд. под. Т.Я. Елизаренкова. М.: «Наука», 1999. С. 758.
5. Броневский С. Указ. пр… С.35.
6. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар, 2006. С.158.
7. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: Альма Матер, 2005.
8. Апажев М.Л., Коков Дж. Н. Кабардино-черкесско-русский словарь. Нальчик: Эльбрус, 2008.