Гонки на паровозах

Бася Бисевич
Посмотрел вчера учительский «Край». Ну… на фоне того мусора, который наснимали в 2010 году вполне неплохой фильм (сверхидейный, плюс ко всему насквозь пронизанный библейскими мотивами).
Нормальная голливудская история. Игнат (актер Машков) – мачо в гимнастерке. Хоть и припадочный, но с характером. Осенью 1945 года он приезжает в глухой сибирский поселок, где живут репрессированные советской властью «враги народа». Жизнь в поселке убогая в эстетическом плане. Поэтому у Игната всего два развлечения – секс с «врагом народа» Софьей (актриса Юлия Пересильд) и гонки на паровозах. Во время гонок Игнат паровоз разъ…бошил. Кстати, вот то, что в сталинские времена за пять колосков сажали – это полная фигня. Игнат целый паровоз вывел из строя, и ему за это ничего не было.
Но гонять, понятное дело, Игнату было уже не на чем. Тут один полоумный обитатель поселка (актер Баширов) подсказал Игнату, что на острове есть брошенный новенький (там, только слегка ржавый, паровоз). Мост через водоем отделяющий остров от большой земли испорчен. Ну на остров-то Игнат добрался без проблем. Там он встретил немецкую девушку. Некогда она была схвачена энкаведешниками, как фашистская пособница. Но во время этапирования сбежала и четыре года прожила на острове (на этом как раз можно было бы построить отдельный фильм – советская робинзонада). Игнат и немецкая девушка перебрасывают рельсы с одного края моста на другой и по этим рельсам на паровозе… По воздуху, аки по тверди земной (такие некие библейские мотивы изящно вплетены в канву повествования).
У Игната новый паровоз и новая телка. Что еще нужно человеку для счастья.
Тут… В поселок приезжает майор Фишман (актер Гармаш). Сначала персонаж назвался «майор Рыбаков», но потом из соображений политкорректности появился Фишман. В Голливуде эту роль играл бы афроамериканец.
Фишман – жестокий, пафосный, контуженный. Он арестовывает немецкую девушку и немецкого ребенка, которого Софья выдает за своего. Арестованных Фишман сажает в теплушку и везет их на паровозе в тюрьму. Игнат садится на своего стального коня и пускается то ли вдогонку, то ли наперегонки. Паровозы идут нос в нос. Фишман по ходу переругиваются с Игнат, типа: «Да хрен ты меня догонишь!» «Да я тебя догоню и перегоню!» В голливудском варианте афроамериканец Фишер показывал бы американцу мексиканского происхождения Игнасио средний палец. А Игнасио показывал руку по локоть.
Игнат, конечно же, Фишмана перегнал, а затем оторвал от своего паровоза спидометр стрелка на котором застыла на отметке 75 километров в час и засандалил прибором Фишману по кумполу. Фищман полежал полчаса в коме, потом встал, сел на велосипед и уехал.
А Игнат взял немецкую девушку, немецкого мальчика, сел на дрезину и уехал в другую сторону.
Фильм отличный. Название только нелепое. Картину так и надо было называть – «Гонки на паровозах».

Да, чуть не забыл.. По ходу фильма перед камерой шляется огромный медведь и наводит ужОс на обитателей поселка. Но поскольку в поселке очень интенсивное паровозное движение, медведь, естественно, попадает под паровоз. Посредством медведя легко и ненавязчиво авторы снова пытаются провести аналогии с новозаветной историей: попытка накормить пять тысяч человек одной медвежьей тушей, шкура зверя, распятая на носу паровоза…
А, еще одно украшение картины – драка в бане в женский день. Голая натура в кадре минуты две. Не меньше.
И фотографии получились прекрасные.

СМОТРЕТЬ ВСЕМ.