Иерусалимский автобус глазами москвича
- Нэаг! Водитель! (иврит)
Женский голос звучит позади, где-то рядом со второй или третьей дверью.
Кто-то не успел выйти. Автобус трогается.
Водитель не слышит.
- Нэаг! Нэаг! – теперь уже кричит чуть ли не половина пассажиров.
В Иерусалиме человеку не дадут проехать свою остановку!
Теперь уже кричит весь автобус. Нэаг тормозит. Щелкает дверью.
И ни слова упрека! За шестнадцать лет проживания в стране я не слышал, чтобы водитель в таких случаях, а они сплошь и рядом, огрызнулся. Рявкнул бы в микрофон, как бывало у нас:
- Спать что ли сюда пришла?!
И народ бы поддержал:
- Сидят до последней минуты!
- Не нравится – на такси езди!
- Спать дома надо! Не в автобусе!
Представляю, что услышал бы этот самый водитель – скажи он в Иерусалиме в микрофон нечто-то подобное! Тут все в точности наоборот: люди в автобусе всегда на стороне пассажира.
Пассажир чувствует себя здесь хозяином. Израильский водитель ему служит. Он останавливает автобус на всех остановках, где стоят люди, а также в тех случаях, если кто-либо из пассажиров нажал на сигнал. Однажды, ожидая автобус, в одиночестве на остановке я достал газету и… зачитался. Подъехавший водитель гудком вернул меня к действительности.
На наш российский взгляд, здешний пассажир страшно избалован. К выходу здесь, как правило, не готовятся. Тому, правда, у иерусалимцев есть оправдание: толчки, крутые спуски, людей швыряет из стороны в сторону… Так или иначе большинство пассажиров сидит до тех пор, пока автобус не остановится и не откроется дверь. Только тогда здесь начинают подниматься и не спеша проталкиваться к выходу. Неаг ждет, пока последний пассажир, оставит автобус и закрывает двери.
Кроме удивительного терпения – того самого знаменитого во всем мире израильского «савланут» - от здешних водителей, требуется еще многое. Это входит в перечень требований, предъявляемых к кандидату на должность водителя в израильском автобусном кооперативе «Эгед» - второй по величине автобусной компании в мире.
Водители ее в абсолютном большинстве –мужчины, люди разного возраста и разных стран исхода. Только однажды я видел за рулем автобуса в Иерусалиме женщину.
Управление длиннющими неуклюжими «мерседесами», выпирающими порой на поворотах на «встречку» на узких, порой виляющих горных улицах, требует от водителей транспортными средствами большого мастерства. Но и без этого у водителей не мало забот. Тут и владение сложной обстановкой и необходимость контролировать ситуацию в салоне, следя за всем по почти десятку зеркал и экранов, установленных внутри машины и снаружи. Не следует забывать, что до недавнего времени излюбленным приемом арабских террористов смертников было совершение терактов именно в общественном транспорте, и это требует от водителя еще и постоянной бдительности, неослабного внимания к входящим.
Помнится, как многим пассажирам спас жизнь водитель автобуса на остановке рядом с Бней-ха-Ума, закрывший дверь перед самым носом террориста смертника, уже приведшим в действие свой смертоносный пояс. Террорист взорвался снаружи и, кроме него, вокруг никто серьезно не пострадал.
Израильский водитель в отличии от московского еще и «обилечивает» пассажиров на манер кондуктора, он также проверяет и продает месячные проездные документы, погашает купоны в карточках, купленных на некоторое количество поездок, а, кроме того, по желанию пассажира еще и вручает ему отрывные дополнительные билеты на последующие поездки, которые действуют в течение семидесяти пяти минут после их приобретения…
В определенные часы в автобусах большое число школьников младших классов. В отличии от Москвы дети здесь начинают ездить без родителей самостоятельно с совсем юного возраста. Ростом со ставшего на задние лапки котенка, младшеклассники аккуратно достают из рюкзаков свои сумочки и кошельки, вытягивают оттуда проездные билеты или карточки на энное число поездок и протягивают водителю…
Здешние пассажиры уверены, что автобус придуман для них , а не наоборот.
В Иерусалиме, на остановке у местного рынка – «Механе Иегуда» – можно постоянно видеть очень пожилых людей, садящихся в автобус с тяжелыми почти неподъемными сумками на колесах!
Не побывав в Израиле, многое просто трудно себе представить. Мне, например, привелось наблюдать, как пожилая дама потребовала от водителя остановить автобус максимально ближе к бордюру тротуара, что водитель беспрекословно выполнял. Это удалось лишь с нескольких попыток. Женщина опробовала носком ноги тротуар – примерялась, как безболезнее на него ступить. « С больными ногами дома надо сидеть, а не разъезжать!» В Москве это бы висело в воздухе. Я и сам много раз слышал подобные реплики! Здесь весь автобус терпеливо ждал. «Совланут!» «Терпение»!
Часты случаи, когда кто-либо из пассажиров выходит из автобуса, чтобы помочь выйти инвалиду или выносит кому-то детскую коляску, и водитель ждет, пока помогающий вернется в салон. Случилось видеть, как из автобуса вывели девушку, которой стало плохо в салоне. К ней вышел и водитель и предложил вызвать «скорую». Когда девушка отказалась, сказав, что посидит на остановке, отдохнет, все помогавшие вернулись в автобус.
Никогда я не видел в московском общественном транспорте таких тяжелейших инвалидов, как здесь, самостоятельно предпринимающих поездки - людей, которые с трудом поднимаются в салон и с не меньшим трудом выходят, слабовидящих с собаками -поводырями, целых групп детей с физическими ограничениями, сопровождаемых воспитателем… Такие больные у нас обречены порой постоянно находиться в четырех стенах, порой из-за ложного стыда их родителей…
Молодые мамаши вкатывают детские коляски внутрь прямо с детьми, пользуясь отсутствием ступеней и низкой посадкой машины, а значительное число автобусов оборудованы еще и пандусами – чтобы инвалид мог въехать и выехать в коляске.
На автобусной остановке в Катамонах – районе проживания выходцев из Марокко и Эфиопии - по утрам часто можно видеть профессионального нищего – инвалида в электрической коляске. Он отправляется в центр, к месту своей обычной «работы», и дает знак водителю, чтобы тот открыл заднюю дверь. После этого кто-либо из стоящих на остановке пассажиров входит в салон и откидывает пандус, по которому инвалид в коляске въезжает внутрь. Автобус ждет. Минута-другая… Помогавший кладет пандус на место и возвращается на остановку. Был случай – я свидетель тому– когда всю эту работу проделал сам водитель автобуса. Между прочим, инвалид этот – израильский араб, живущий на улице Сан Мартин. Вот и говори после этого о дискриминации нацменьшинств!
В автобусах хорошо прокатиться летом, в тридцатиградусную жару, когда работает кондиционер, и можно опустить шторы, чтобы защититься от прямых солнечных лучей, но неплохо и зимой, когда тот же кондиционер поддерживает приемлемую температуру. Мягкие сидения, отделанные ковровой тканью…
Но есть и нечто неприемлемое. Молодежь часто кладет ноги на сидения расположенных впереди пустых кресел. О запрещении этого предупреждает специальное объявление.
Религиозные евреи –хасиды согласно традиции не занимают места рядом с женщинами, предпочитая стоять. Как правило в салоне всегда находится свободное местечко для пожилого человека. Даже когда наш автобус 6, направляющийся к стадиону «Тедди Колек» заполнен солдатами.
Солдаты садятся в автобус обычно на Центральной автобусной станции -Тахане Мерказит. Мальчишки и девчонки, легко и свободно одетые, с беретами, пристегнутыми под погоном, в ботинках, кроссовках, сандалиях, предъявляют водителю свои проездные документы и заполняют салон громкими юными голосами. И, хотя тут тоже слышна русская речь, все равно это не наш привычный московский автобус. И другие солдаты. Они свободны, раскованы, несмотря на то, что в руках у них автоматы и вдоль автобуса повсюду рассованы их тяжелые объемные рюкзаки...
Они заставляют вспомнить фотографию в одной из недавних израильских газет. На ней запечатлен был юноша –солдат, выходивший со своим взводом из Газы после операции «Литой свинец» - русоголовый, улыбающийся, с развернутым бело - голубым государственным флагом. Подпись под фотографией была ироничное - «Русское лицо израильской военщины!»
P.S. Сегодня 23 марта 2011 жизнь внесла дополнение в мой рассказ об иерусалимском автобусе. В 15.05 на остановке автобуса маршрута 74 взорвался заряд, подложенный террористами в сумку, оставленную у телефона-автомата. В результате одна женщина убита, тридцать пять (первые данные) ранены. Как оказалось, продавец соседнего киоска заметил "бесхозный" предмет, успел предупредить стоявших вблизи молодых людей и позвонить в полицию. Когда он звонил , раздался взрыв...
© Copyright:
Леонид Словин, 2011
Свидетельство о публикации №211031901043