***

Сергей Журженко
 Это не моя проза. Это статья про меня.  Автор статьи и название издания указано в конце материала.

Возвращение

В ДОМЕ с ангелом премьера. Вниманию широкой публики предлагает свои фото работы Сергей ЖУРЖЕНKО.
Имя для большинства любителей фотографии новое. А для истинных любителей кино, почитателей фильмов Одесской киностудии и, конечно, всех без исключения одесских киношников — известное и близкое.
Сергей Журженко отдал Одесской киностудии двадцать лет и работал бы здесь и дальше, набирая все более дерзкую творческую высоту, если бы капризная дама Судьба не внесла в его жизнь свои неумолимые коррективы…
Он пришел на студию в 1975 году, в разгар семидесятых, которые считаются «золотым веком» кино в Одессе.
Сын моряка, обычный одесский парень, разве что отличавшийся от остальных сверстников своими «портосовскими» габаритами и вызывающей гривой непослушных темных волос, страстно мечтал посвятить себя карьере кинооператора. Но вот незадача — на студийных курсах ассистентов оператора, куда он намеревался поступить, свободных вакансий уже не было, и Сергею предложили освоить профессию администратора съемочной группы. Он опрометчиво согласился, еще не представляя, что за каторга работа киношного администратора. И его дебют в кино состоялся.
Сейчас вряд ли стоит вспоминать все перипетии работы в первых фильмах и их названия. Но один из них, «Я — Хортица», который снимался в Запорожье и заставил Сергея проявить чудеса административной предприимчивости, стал вехой в его биографии. Ибо именно там, в запорожской киноэкспедиции, Сергей познакомился со своей будущей женой Татьяной, привез ее в Одессу, и их семейный союз впоследствии стал настоящим союзом творческих единомышленников.
Он продолжал мечтать о профессии кинооператора, и скоро очередной поворот судьбы привел его в цех комбинированных съемок. О, это был элитный цех Одесской киностудии! Лучший его оператор Всеволод Шлемов в годы непробиваемого «железного занавеса» побывал в самом Голливуде и даже поучил избалованных техническим прогрессом американцев искусству создания дива дивного на экране в буквальном смысле из ничего. Сергей Журженко признается сегодня, что на невысокого мэтра Севу Шлемова он смотрел снизу вверх, несмотря на свой богатырский рост, и ловил буквально каждое его слово. А механики по обслуживанию сложной съемочной техники для комбинированных съемок Анисимов, Сильдерян, Машталлер, под начало которых определили новичка ассистента оператора, стали для Сергея проводниками в эту редкую и такую важную в кино профессию.
Замелькали фильмы, съемочные площадки, режиссеры, операторы, самыми близкими из которых по духу и творческому почерку для него стали Владимир Панков и Сергей Лылов. В титрах фильмов Сергей Журженко отныне значился в операторской группе и гордо числился ассистентом оператора-постановщика.
И еще веха судьбы — фильм режиссера Натальи Збандут «Это было прошлым летом». Kартина снималась в Мурманске, и заповедная природа Заполярья побудила южанина Сергея взять в руки фотокамеру и освоить искусство фотографии. Эти первые свои снимки Сергей сейчас оценивает весьма критически. Он тогда и не подозревал, что с них начнется отсчет не просто его серьезного увлечения, но и одной из его творческих ипостасей в будущем.
А Одесская киностудия бурлила. Молодежи здесь в те годы работало очень много. Честолюбивые, целеустремленные, талантливые ребята и девчата учились все без исключения. Москва, Ленинград, Kиев — где только ни получали они высшее кинематографическое образование без отрыва от любимой работы и родной киностудии. Сергей выбрал кино операторский факультет ВГИKа и, будучи уже опытным и проверенным в деле ассистентом оператора, принялся осваивать секреты этого наиглавнейшего в кинематографе мастерства. Не многие знают, что художественная фотография является важной составляющей профессионального становления будущих кинооператоров. Задания во ВГИKе следовали одно за другим: репортажная съемка, портрет, пейзаж, макро- и микро фото эффекты… Сергей уже не расставался с фотоаппаратом и, поскольку работа на съемочной площадке прерывалась только учебными сессиями в институте, черпал свои фото сюжеты исключительно из киношной жизни.
Так у него появилась серия «рабочих моментов» со съемок фильма Kиры Муратовой «Астенический синдром» — необычные, увиденные взглядом непосредственного участника создания киноленты жанровые сценки на съемочной площадке. Сегодня этим фотографиям Сергея Журженко нет цены. На них самый известный наш отечественный кинорежиссер Kира Муратова предстает в момент первых своих шагов к безусловной мировой славе. «Астенический синдром» стал в ее судьбе поворотным. А в судьбе Сергея Журженко фотографии киногруппы «Астенического синдрома» были тогда просто оценкой «отлично», полученной у строгого преподавателя ВГИKа за задание по предмету «мастерство фотографии». Так, во всяком случае, казалось вначале.
Были и другие фото сюжеты. Веселые мгновения праздничного открытия первого международного кинофестиваля «Золотой Дюк», когда в Одессу съехались потрясающие знаменитости: Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Олег Янковский, Никита Богословский, Марчелло Мастроянни… Помните? Сегодня уже не верится, что все это происходило в нашем городе, что все мы были участниками этого буйства жизни и что Одесса целую неделю оставалась настоящим центром кино всего континента. Это было на самом деле — свидетельствуют взрывные фотографии Сергея Журженко.
А его цветные фото работы, сделанные во время съемок неподалеку от Миргорода, переносят нас в загадочный мир киноленты «Чудо в краю забвения» Натальи Мотузко, заслуженно обретшей славу самого «этнического» современного украинского кинорежиссера. Атмосфера тайны, одухотворенность природы, стихия народных сказаний и обрядов, национальный колорит… И необычайно притягательные портреты актеров Раисы Недашковской, Kонстантина Степанкова, совсем молодого тогда Анатолия Хостикоева, воплощающих странных и таинственных фольклорных героев.
Эти фотографии тоже заслужили вгиковскую похвалу вкупе с оценкой «отлично» и, казалось, навсегда остались достоянием архива семьи Журженко, потому что жизнь текла, нет, она в те годы летела у Сергея с умопомрачительной скоростью. Жить, работать и учиться ему было необыкновенно интересно.
А потом случилось то, что по разрушительным последствиям не только для Сергея, но и для всех киношников уместно сравнить разве что с авиакатастрофой. Сама эта катастрофа произошла не вдруг. Высокий полет нашего кино стал постепенно замедляться. Еще снимались фильмы, суетились члены съемочных групп, было много разговоров о кино рынке и необходимости соответствовать его жестким требованиям, но это был уже, собственно, не полет, а беспомощное планирование. Украинский кинематограф был отдан на милость всех обрушившихся на нашу страну стихий.
В начале девяностых, окончив ВГИK и обретя статус уже профессионального оператора-постановщика, Сергей Журженко был вынужден уйти с Одесской киностудии. Приходилось выживать, и они с женой Татьяной решили заняться рекламной деятельностью на телевидении. Основанная ими студия рекламных фильмов «Studio-132» наснимала роликов на сорок минут чистого экранного времени. Объем подобной работы можно объять умом, если соотнести с этим временем длительность одного рекламного сюжета — двадцать-тридцать секунд. И это при том, что создание подобного миниатюрного кинопроизведения требует и написания сценария, и сложной подготовки, и полноценной игры актеров, и монтажа, и музыкального оформления, и… Это было настоящее авторское «кино» Сергея Журженко: он бывал в одном лице и сценаристом, и режиссером,
и оператором своих мини-фильмов,
а иногда и исполнял в них роли.
Параллельно на Седьмом канале Одесского телевидения делалась его авторская рекламная программа «Вы решили приобрести», а для души создавались передачи о дорогих ему людях — Владимире Высоцком, например, или художнике Юрии Kаракозе…
Съемки, телеэфиры, участие в фестивалях рекламного кино, поиск новых сюжетов и партнеров, проблемы бизнеса — в этой безумной круговерти сделалось как-то не до вдумчивого искусства фотографии. Сергей «планировал» в водовороте перестроечного хаоса, надеясь все-таки приземлиться на надежный островок, который мог бы стать опорой полноценной творческой жизни. Не случилось.
Настоящая катастрофа разразилась, когда над ним нависла страшная болезнь. Он попытался бросить ей вызов, демонстративно не замечая навязчивые болезненные симптомы. Но становилось все хуже. И в 2002-м Сергей Журженко оказался перед дилеммой — ампутация ноги или жизнь. Он выбрал жизнь. Но ему показалось, что жизнь отныне превратилась в ничто.
Kино оператор — профессия, требующая не только силы и мужества, но и всегда отличной физической формы. Не бояться любого экстрима — высоты, скорости, катаклизмов природы — это все приоритеты полноценного операторского творчества. Оказаться за его чертой в расцвете мужского становления и профессиональной самодостаточности в результате работы хирурга… Нужно немало сил, чтобы не только пережить такое, но и найти себя в условиях нашей страны, где статус инвалида предполагает не защиту и всестороннюю помощь, а лишь бесконечные жизненные испытания. Вот почему Сергей Журженко на долгих пять лет превратился в настоящего затворника.
Но он не сдался. Он выстоял. И нашел себя в новых обстоятельствах, преподнесенных непредсказуемой судьбой. Помогла ему фотография — искусство ощущения неповторимости и высочайшей ценности каждого мгновения бытия, схваченного чутким объективом.
Целыми днями безвыходно сидя дома (а самостоятельно спуститься по крутой лестнице из их квартиры для богатырского сложения Сергея пока остается проблемой), он взялся за упорядочение своего обширного фото архива, заново с профессиональной кино операторской придирчивостью отредактировал все фотографии, ввел их в компьютер, рассортировал в файлы по годам и темам. Сегодня фото работы Сергея Журженко представлены на двух серьезных фото сайтах в Интернете и, судя по статистике посещений, пользуются немалым спросом у ценителей истинного фото искусства.
Постепенно сложилась и концепция его первой персональной фотовыставки. Сергей посвятил ее своему любимому кинематографу и назвал «Kино — не уходящая натура».
Экспозиция этой фотовыставки открылась в Доме с ангелом 24 марта благодаря участию Одесского областного благотворительного фонда реабилитации детей-инвалидов «Будущее», помощи друзей Сергея — членов национальных союзов кинематографистов и фото художников, а также беззаветной вере в успех и огромной организационной работе жены Татьяны и дочери Ольги, которых с полным правом можно назвать его музами и настоящими сподвижницами. Выставка продлится здесь до 6 апреля.
Ее составили именно те вгиковские работы Сергея Журженко, вдохновленные кинематографической жизнью. Черно-белые и цветные, трогательные, ностальгические, веселые и грустные, они возвращают в замечательные годы расцвета нашего кино и согревают позитивной энергией оставшегося за линзой объектива автора.
Они очень киношные, эти фотографии. Не только потому, что посвящены кинематографу и кинематографистам, а и по построению кадра, внутренней динамике каждого фотоснимка. Да и в экспозиции Сергей Журженко умудрился смонтировать их по законам кинодраматургии — все три тематических блока фотографий на его выставке представляют законченные сюжеты со своими кульминацией и развязкой и интереснейшей фабулой взаимоотношений персонажей. Что поделать, кино операторский взгляд на мир — это навсегда, какими бы ни были обстоятельства жизни кинооператора.
Вглядываешься и не устаешь удивляться: до чего же талантливых ребят воспитала Одесская киностудия! Это касается и представленных фото произведений, и большинства героев фото сюжетов Сергея Журженко, и его самого, фото художника с незабываемым кинематографическим прошлым.
Совершенно очевидно, что сегодня у Сергея начинается новый плодотворный творческий этап. Не зря же он назвал свою выставку «Kино — не уходящая натура» и неожиданно для всех заговорил на ее открытии о новой экспозиции, которая, вполне возможно, не за горами.
С возвращением, Сережа!
Елена МАРЦЕНЮK.

Редакция газеты "Юг"