Ереванские нищие

Микаел Абаджянц
ЕРЕВАНСКИЕ НИЩИЕ

Заработать на улице, не имея при этом в кармане и тысячи драм, очень непросто. Но есть люди, которые зарабатывают именно так. Это нищие. Можно просто подойти и попросить у первого прохожего денег. Но, скорее всего, он вам откажет. С чего бы это незнакомый вам человек протянет вам монету. С чего бы? Ведь даже на сто драм можно купить хлеб-матнакаш или сесть в маршрутное такси. И все-таки нищие в Ереване не переводятся. А почему? Потому что заработать, протягивая руку можно. Это поняли многие. Правда, немногие могут воспользоваться этой возвоможностью. А почему? Потому что для этого нужен талант, как вобщем-то и во всяком другом деле и начинании. Нужно быстро и точно надавить на какую-то психологическую точку, чтобы человек-прохожий не смог не расстаться со своей заветной монеткой. Прохожие тоже не все одинаковые. Поговорим и о тех и о других.
Любителей поклянчить деньги на улице довольно много. Это и  невзрачного вида человек, рассказывающий вам, как он  не может уехать из Еревана восвояси, потому что не имеет денег на транспорт. Чаще не срабатывает. Люди уже попривыкли к подобным историям. Это и та старуха, что просит на лекарство, объясняя вам, что именно этой вашей монетки ей и не хватает, чтобы избавиться от гложущей ее болезни. Нет вы не сухарь. Просто вы знаете, что под этим фальшивым предлогом она хочет выманить вашу заветную стальную монету. А может быть она не лжет? А может быть вы действительно так задешево спасете человека? Боже упаси!.. Я не призываю вас подавать всем нищим. Но есть же люди, которым вы протянули свою стодрамовую монетку. А значит, к вашей душе был найден ключик. Я не говорю, что все нищие талантливы. Но есть среди них такие, которые действительно в своих ухищрениях раскрыть потайную дверь вашей души достигли большого мастерства. Правда, вся штука в том, что открыть одним и тем же способом вашу душу и достать из вашего кармана деньги практически невозможно. Прохожие тоже обретают устойчивость ко всяким такого рода шаблонам. Так перевелись, например, одноногие фидаины с ереванских улиц. Я лично почти всегда был уверен, что эти фидаи ненастоящие... что у них подвязана одна нога, да и на фронте их не было никогда. Что, вы так не считаете?.. Ну рассставайтесь тогда со своей заветной монеткой. Может, хотя бы проверите... Впрочем, вряд ли кто полезет в это маскировочное рубище проверять: есть ли там нога...
Образ нищего постоянно испытывает какие-то метаморфозы. Нищие постоянно выдумывают новые способы поразить ваше воображение и достать из вашего кармана потертую блестящую монету. Каждое утро, когда я спускался в метро «Гарегин Нжде», в переходе мне попадалась старуха, образ которой действительно поражал. Она с каким-то странным презрением на своем бульдожьем лице протягивала руку шедшим передо мной прохожим, а когда с ней равнялся я, почему-то мне выразительно подмигивала... Это меня всякий раз поражало. И однажды я ей подал. Сам не знаю почему. Но самое удивительное, что она отказалась от моих  денег. Так в течение нескольких месяцев мы вместе ходили на работу. И однажды после очередного подмигивания я ей снова подал... на этот раз много больше. После этого старуха куда-то исчезла из перехода. Почему-то до сих пор, когда прохожу это место в переходе, мне вспоминаются ее подмигивавния... Поразить воображение и выманить монетку можно попробовать очень по-разному. Можно нарядиться в благочестивую старуху и усесьтся недалеко от церкви «Сурб Саркис», протягивая каждому встречному-поперечному руку и благославляя его. Впечатляет. На некоторых действует безотказно. Да и я чаще всего испытываю какую-то вину перед такими нищими... Иногда подаю. Можно просто отпустить щетину и шататься пьяным по улице, пугая своим крутым видом юнцов, прося у них сначала закурить, дать им возможность с тобой попанибратствовать, а потом попробовать еще и сшибить у них немного денег... Можно и так. Наверняка вам встречались и такие... Можно подойти к влюбленной паре и попросить милостыню. Скорее всего, парень вам не откажет. И подаст он не вам. Ведь так он лишний раз произведет благоприятное впечатление на свою девушку. Можно распевать патриотические песни в вагонах метро, как всем известная полоумная Рузан. Голь на выдумки хитра, как говорится. Но после того, как ее вид стал вызывать один лишь смех у пассажиров, я что-то ее в переходах метро больше не встречал.
Поражал меня всякий раз и вид нищего мальчика с собакой, который на выпрпошенные деньги щедро кормил хот-догами своего верного четвероного компаньона. Поразил меня однажды и вид женщины с довольно взрослым ребенком, который рядом с выпрашивающей милостыню матерью зубрил какой-то урок, тыкая пальцем в учебник. По всей видимости, ребенку совершенно не мешали ни мелькающие ноги прохожих, ни шум улицы, ни звон сыпящихся довольно часто монет. О качестве такого учения остается только догадываться. Поразил меня однажды и вид нищей, почти потерявшей сознание от жары старухи, выпрашивающей милостыню на самом солнцепеке, когда рядом лежала прохладная тень от гранитной стены. Она упрямо не внимала советам некоторых прохожих пересесеть в тень. Стало быть, на солнце ей подавали чаще...    
Но больше всего меня поражал изо дня в день вид одного нищего, промышлявшего у станции метро «Горцаранаин». Представьте себе работягу в потрепанном костюме. Он с самого раннего утра, когда немногочисленный рабочий народ порциями выходил из метро, усаживался в тени автобусного столба и протягивал руку. Целый день, пока у людей не заканчивались рабочие часы,  он просил милостыню. Можно было подумать, что он тоже со всеми  вместе ходит на работу. Как он умудрялся весь день прятаться в узкой тени автобусного столба, было уму непостижимо. Этот странный нищий выставлял на солнце прозрачную пластиковую бутылку с водой и в определенный час, видимо перерывный, распивал кофе. Иногда я его видел продающим там же семечки. Странно, но люди, спешившие на работу, их частенько у него покупали. И зачем им были нужны на работе семечки? Несколько раз я замечал вокруг него небольшую толпу людей, скорее всего чернорабочих, которые рассказывали ему о своей нелегкой трудовой жизни. А может быть они говорили о чем-то другом?  Может быть... Давно я не выхожу на стации «Горцаранаин». Не знаю даже, может быть сидит он там и по сей день.
Не хочу создать ложное впечатление, будто я пртив того, чтобы подавать убогим. Помочь ближнему всегда было богоугодным делом. Не мне кого-либо учить, как расставаться с деньгами. Однако пусть не случится так, что вами заработанные деньги у вас просто хитро и ловко выманили. И, простившись с заветной монеткой, всегда постарайтесь понять, почему вы это делаете и зачем. И на каких струнках вашей души сыграл профессиональный нищий. Какие чувства он заставил проснуться в вашей душе: патриотизма ли, богобоязненности ли, долга ли или обычного человеколюбия.  Быть может, таким образом вы больше и лучше станете разбираться в самих себе.