Союз Москва-Пекин-Дели

Виктор Васильевич Дубовицкий
СОЮЗ «МОСКВА – ПЕКИН – ДЕЛИ» В СТРУКТУРЕ
СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Союз «Москва – Пекин – Дели» является одним из перспективных и привлекательных проектов регионального евразийского союза, выдвинутого во время официального визита  в Дели 21 декабря  1998 года, тогдашним премьер-министром  Российской Федерации, Е. М. Примаковым. По его мнению, стратегическое сотрудничество Москвы и Дели «крепко, оно базируется на взаимных интересах, взаимном стремлении к стабильности в мире. Индия – великая держава. От политики Индии, от политики Китая очень многое зависит».  С самого  начала, в интерпретации Е. М. Примакова, речь шла о «стратегическом треугольнике»  и не носила черт конкретного проекта создания политического или военно-политического союза. Однако существовавший в тот период контекст международных отношений заставил политологов предположить, что  российский премьер «очевидно собирает стратегический «треугольник» на основе общего страха перед распоясывавшимися американскими гегемонистами» готовившими вторжение в Ирак,  а затем и вовсе сместил оценки проекта в сферу военно-технического сотрудничества между Россией с одной стороны и Китаем и Индией с другой.   
 Некоторое время проект не реализовался в стране-инициаторе, так как внешнеполитический курс России определялся прозападными политическими кругами, окружавшими Президента Б. Н. Ельцина. В то же время интерес к данному проекту и в Китае и в Индии последние 10 лет появлялся гораздо больше , чем в России: на эту тему проводились научные конференции, издавалась литература. В ноябре 2003г. Е. М. Примаков писал автору этого доклада «Хотелось бы подчеркнуть, что речь не идет о блоке или военном союзе, а о том, что необходимо резкое увеличение, а может быть и переход в новое качество отношений между углами этого «треугольника». Постоянные консультации трех стран должны быть обязательным элементом «геометрической структуры». Знаю, что внимание к этой идее не ослабевает. Но, к сожалению, оно перемещается от нас в Китай и в меньшей степени в Индию».
Геополитические инициативы «прорабов перестройки» сводились к адаптации к Западу в духе мондиализма, но вскоре потерпели неудачу из-за сознания явно маргинальной роли, которая, как выяснилось, уготована новой России: согласные на эту роль круги были оттеснены и на смену им проходят «умеренно-патриотические» круги, склонные к неоевразийским концепциям развития страны.
Формирование новых векторов геополитических инициатив для России началось в конце 1990-х годов и происходило (и происходит) в процессе преодоления прозападных, либерально-демократических тенденций в развитии страны и ее внешней политики, особенно характерных для периода 1991-1998 годов.
Огромное значение для формирования новых векторов геополитики России в Евразии сыграла реакция в целом прозападных кругов России на обстановку в странах СНГ к югу от государственной границы. Перманентная война в Афганистане, многолетний военный конфликт в Нагорном Карабахе и Южной Осетии вынудили руководство России в 1992 году принять ряд решений по сохранению статус-кво в отношении военных баз в Закавказье и Средней Азии, а также контроля над внешними границами СНГ в Армении, Туркмении, Таджикистане и Киргизии.
Обращает на себя внимание тот факт, что геополитические инициативы России в западной части Евразии до настоящего времени не получают развития: наиболее масштабный проект по объединению с Белоруссией, заявленный в 1994 году, до сих пор, по истечении четырнадцати лет, не получил должного развития.
  На наш взгляд, до настоящего времени, именно  инициатива  Е. М. Примакова имеет наилучшие перспективы в сфере геополитического переустройства Евразии. И хотя, как уже указывалось, первоначально она не встретила большого энтузиазма в российских политических кругах, с 2003 года положение дел в этой области начинает меняться: укрепляющиеся российско-китайские и российско-индийские отношения все более включают не только военно-техническое сотрудничество, но и совместные военные учения. Причем, военно-морские учения, проведенные в Индийском океане Тихоокеанским и Черноморскими флотами России совместно с Восточным и Западным индийскими флотами в 2003 году, включили в себя и участие российских стратегических бомбардировщиков, пропущенных над своей территорией Исламской Республикой Иран.
В 2005, году военное сотрудничество России с Китаем и Индией вышло на новый уровень: в августе в российском Приморье и на китайском полуострове Ляодун прошли масштабные российско-китайские маневры трех родов войск, вызвавшие настороженность у Запада. 4) С 15 по 17 октября 2005 года в пустыне Тар, в индийской провинции Раджастан, прошли совместные маневры воздушно-десантных войск России и войск специального назначения Индии «Индра-2005». Российские и индийские военнослужащие отрабатывали тактику совместных действий по захвату условной базы террористов и освобождению заложников. Как заметил министр обороны России Сергей Иванов, «Хотя планов по созданию военного блока Россия-Индия-Китай пока нет, но с удовлетворением отмечается прогресс в двусторонних индийско-китайских отношениях».5) Дело облегчается тем, что каждая из стран является стратегическим партнером России. Отмечается также, что эти отношения с Индией фактически перерастают из партнерских в союзнические. Объемы военно-технического сотрудничества между Россией и Индией в ближайшие годы достигнут 9 млрд.$. Уже сейчас доля Индии составляет 40% всего российского военного экспорта.6)
Учитывая явное потепление индийско-китайских отношений, наметившееся примерно с 2002 года, можно допустить, что военно-политических союз «Москва-Пекин-Дели» станет реальностью в ближайшие годы, составив беспрецедентный противовес НАТО на западе Евразии.
  Снята и острота с поддержкой КНР основного политического противника Индии в Южной Азии- Пакистана. Последний все более превращается для Китая в место базирования исламских террористов из сепаратистских организаций Синьцзяна, что понижает статус этой страны в глазах Китая. Вместе с этим, данное обстоятельство превращает Индию и Китай в эвентуальных союзников, борющихся против одних и тех же сил на территории Синьцзяна и Джамму и Кашмира.
С мая 2005 г. в нарождающемся союзе «Москва-Пекин-Дели» наконец появляется и тот элемент, о котором в первую очередь говорил его инициатор – Е. М. Примаков: ежегодные встречи глав внешнеполитических ведомств трех государств. Первая из них прошла во Владивостоке и, «носила в какой-то степени характер импровизации».(7) Местом второй встречи стали Дели, местом третьей – Пекин. По мнению российских политологов, здесь вырабатываются стратегические решения по совместным действиям на международной арене, в частности – вопрос о вступлении России в региональную организацию Восточно-Азиатский саммит (ВАС), которая по своему значению и масштабам давно опередила АСЕАН.
Рассматривая гипотетический «тройственный союз» крупнейших евразийских держав, нельзя не вспомнить о других нынешних и возможных будущих составляющих, превращающих названный «треугольник» в различные многогранные фигуры. Здесь, прежде всего, уместно вспомнить об Иране. По мнению многих российских геополитиков, именно создание континентального блока традиционных цивилизаций «Россия-Индия-Китай-Иран» (РИКИ), является действенным ассиметричным ответом на вызов евро-американского неолиберального глобализма. Эти страны являются соседними государствами, обладающими признаками державности, имеющими много общего в тысячелетних культурах, включающих почти все типы сохранившихся государствообразующих цивилизаций, мировых вероучений: христианство (православие), индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, ислам.8)
Необходимо отметить, что включение в состав континентального блока Ирана откроет огромные перспективы в плане союзничества православной, индуистской и буддийско-конфуцианской цивилизаций с мусульманским миром, где эта страна пользуется заслуженным авторитетом и влиянием. Этот шаг помог бы урегулировать многие конфликты в Евразии, прежде всего на Северном Кавказе, в Кашмире, в Синьцзяне.
События на Кавказе, произошедшие начиная с 8 августа нынешнего года, и позиция в них Ирана, в достаточной мере подтверждают этот тезис. Включение Ирана в такой союз полностью отвечает позиции России, которая всегда была самым верным, надежным и последовательным защитником интересов исламского мира, так как этот шаг сделал бы проблематичным исполнение постоянных угроз этой стране со стороны США и других стран Запада.9)
Появление такого геополитического блока неминуемо втянет в его орбиту ряд более мелких государств Евразии, связанных узами союзничества с упомянутыми четырьмя державами. В отношении России это прежде всего это относится к системам ЕвразЕС и ОДКБ. «Саттелитная» орбита Китая включит в себя Лаос и Бирму, а Индии- Непал, пригималайские княжества и Шри Ланку. «Саттелитная» орбита Исламской Республики Иран зависит от идеологического влияния этой страны в исламском мире и, по видимому охватит около десятка государств Ближнего и Среднего Востока.
Определенные перспективы открылись и с изменением геополитической ориентации у Республики Узбекистан, произошедшего после Андижанских событий мая 2005 года. В этом случае на просторах СНГ возникает стратегический «семиугольник» из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Географическое положение этой страны и ее геополитический вес в Средней Азии сделают обновленное ОДКБ мощным союзным элементом, как «треугольника» «Москва-Пекин-Дели», так и РИКИ. 10)
Вместе с тем, последние три года большие усилия в приобретении Индии в союзники проявлены США. США с 1974 года враждебно смотрели на Индию, проведшую испытание ядерного оружия, не без основания опасаясь за безопасность своего главного геополитического союзника в регионе – Пакистана. Только в XXI веке, Пакистан, несмотря на совместные битвы против «Талибана», стал уступать место Индии. Тем более обстановка для США изменилась после ухода с политической арены Первеза Мушаррафа и прихода в августе 2008г на пост президента Асифа Али Зардари, не пользующегося влиянием в вооруженных силах страны. «Сентябрьская война» пакистанских ПВО против американских вертолетов и беспилотников – тревожный для США показатель исчезающего союзничества. Довольно неожиданно для внешнего мира летом 2005 года премьер–министр Индии Монмахан Сингх провозгласил, что Индия и США «вступают на дорогу далеко идущего стратегического партнерства».11) Как часть этого нового поворота американской глобальной стратегии президент Буш признал Индию легитимной ядерной державой, выполняя тридцатилетнее желание Нью-Дели. Соглашеня Буша – Сингха от марта 2006 года фактически изменили стратегическую ситуацию в Азии и в мире в целом. Американские стратеги увидели новый мир, весьма далекий от североатлантического основания. В настоящее время администрация Буша превозносит Индию как «величайшую демократию мира», наличие ядерного оружия у которой не может быть угрозой человечеству. В свою очередь Индия поддержала президента Буша по вопросу противоракетной обороны, Международного уголовного суда, в вопросе глобального потепления, по поводу войны в Афганистане; она согласилась участвовать в совместных с США миротворческих операциях, не санкционированных ООН.
Однако все эти действия Индии навстречу США пока не сказываются на ее отношениях с Россией и Китаем: по нашему мнению, индийское руководство пытается реализовать  максимальное число преимуществ от пресловутой «многовекторности» в международных отношениях. Вектор строительства стратегического треугольника «Москва-Пекин-Дели» остаётся привлекательным и перспективным геополитическим проектом.

Примечания
  Тимофеев А. Теорема Примакова. Москва предлагает Индии и Китаю пифагоровы штаны. Время МН. 1998, 22 декабря.
2.Баусин А., Тимофеев А. Партнерство ради ВПК. Москва, Дели, Пекин, далее везде. Время МН. 1998, 22 декабря.
3. Письмо Е. М. Примакова автору от 05 ноября 2003.
4. Мухин В., Мясников В. Сергей Иванов наводит страх на золотой миллиард// Независимое Военное обозрение. 2005., 21-27 октября.
5. Пулин Г. Под знаком антитеррора//Военно-промышленный курьер. 2005., 26 октября-1 ноября.
6. Владимиров А. От партнерства к союзничеству. Потенциал оборонного сотрудничества между Москвой и Дели будет нарастать// Военно-промышленный курьер. 2005., 26 октября-1 ноября.
7. Гусейнов Э. Политика в деталях и без них. Россия, Китай и Индия  обсуждают общие проблемы. Российская газета, 2007, 16 февраля.
9. Петров В.Л.Геополитика России. Возрождение или гибель? – М., 2003, с.191.
8. Путин В.В.Выступление на первом заседании парламента Чеченской Республики 12 декабря 2005 г. г.Грозный//www.kreml.ru.
10. Плугатарев И. Создается евразийская семерка. Ташкент ищет защиту от оранжевой революции у Москвы// Независимое Военное обозрение. 2005., 20 октября-
11.Уткин А. Мировой порядок XXI века. Профиль, 2008, 12 мая