Геополитическое силовое поле Таджикистана

Виктор Васильевич Дубовицкий
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ СИЛОВОЕ ПОЛЕ (ГСП)ТАДЖИКИСТАНА: АНАЛИЗ МЕГАТРЕНДА

В геополитических характеристиках страны в настоящее время используется понятие «геополитического силового поля (ГСП), т.е. «пространства, контролируемого государством путем мобилизации политических, экономических, военных и иных средств и имеющие комплексную пространственно-временную парадигму, которая выражается в геополитическом коде». (Зеленева И.В.Геополитика и геостратегия РоссииXVIII – перв.половина XIX века). Издание 2-е, исправленное.- СПб.- 2005.- С.39).
Говоря другими словами, под ГСП понимается пространство, контролируемое национальной общностью или находящееся в зоне ее интересов, то пространство, которое она стремится контролировать. И, хотя концепция ГСП предложена и наиболее разработана в российской геополитической науке, на Западе применяется схожее понятие «срединного пространства».  Так, Дж.Паркер использует для этого термин «core area». Суть его концепции состоит в том, что срединное пространство – это пространственная единица, имеющая ярко выраженную географическую, социальную и политическую организацию самодостаточного вида и претендующего на создание собственного геополитического силового поля. Срединное пространство («core area») располагается по Паркеру в периферийной зоне по отношению к сопредельным срединным пространствам, точнее эпицентру их центробежных сил, что и дает срединному пространству возможность сохранить собственную независимость и избежать политического поглощения соседями.
Принимая понятие ГСП для Республики Таджикистан, необходимо учитывать, на наш взгляд, некоторые отличия в характеристиках формирования и функционирования его для стран Среднего Востока: в частности – использование крупных рек в качестве естественных национальных и государственных границ – здесь эту роль играют крупные сухопутные препятствия – горные хребты и пустыни. Оазисная система формирования государств, культур и цивилизаций имеет свою специфику в геополитической картине как Средней Азии, так и всего Среднего Востока, внося «поправки» в теорию западных и российских исследователей.
Переходя непосредственно к характеристике ГСП Республики Таджикистан, необходимо выделить три основных его характеристики, отличающие этот феномен от окружающих ГСП: 1) географическое положение стокообразующей страны. Здесь формируется 80% стока р.Амударьи, 90% р.Зеравшана и проходит значительная часть русла р.Сырдарьи. Этот географический факт потенциально распространяет ГСП Таджикистана на территорию Узбекистана, Туркменистана, Афганистана и отчасти (через формирование стока Арала) – на Казахстан. Проявляется эта часть ГСП через два технико-экономических явления, связанных с регулированием вод:
а) орошение сельхозугодий и водоснабжение населения;
б) гидроэнергетика.
Использование названного фактора ГСП связано с колоссальными финансовыми вложениями на строительство гидротехнических и гидроэнергетических сооружений и является в значительной степени потенциальным.
В настоящее время Таджикистан начал решать часть проблем, которые связаны с названным аспектом его ГСП. Однако уже на этапе достройки Рогунской и двух Сангтудинских ГЭС он столкнулся с целым комплексом трудностей не только и не столько технико-экономических, но и политических, выразившихся в активном сопротивлении соседнего Узбекского ГСП осуществлению рогунского проекта в нужном для РТ объеме.
На протяжении 2005- начала 2006гг. предпринимаются попытки воздействия на экспертное сообщество гидростроителей в изменение проекта по Рогунской ГЭС, разработанного институтом «Саогидропроект» в 1978г. на снижение высоты плотины с 335м до 185м и изменение ее конструкции с каменно-набросовой на монолитно-бетонную. В этом случае Таджикистан теряет преимущества в выработке электроэнергии и, самое главное – в вопросе водорегулирования стока крупнейшего притока Амударьи – Вахша.
Следующим по времени комплексом проблем в этом направлении для РТ является осуществление Даштиджумского гидропроекта, связанного с переброской части вод Пянджа в р.Обихингоу с целью «прокачки» ее через Вахшский каскад ГЭС.
Еще одним проектом того же уровня может стать строительство комплекса из 12-15 ГЭС небольшой и средней мощности по р.Зеравшан, являющейся важным источником орошения Самаркандской, Навоинской и Бухарской областей Узбекистана.
Другой уровень гидроэнергетической стратегии в рамках ГСП Таджикистана – освоение потенциала р.Пяндж: еще в 1960-1970гг. здесь был спроектирован каскад из тринадцати ГЭС. Ясно, что расширение ГСП Таджикистана в этом направлении зависит не только от усилий самой Республики Таджикистан, но и от решения массы геополитических проблем, центром который является Афганистан.
Несмотря на всю сложность осуществления таджикско-афганского гидроэнергетического (и оросительного) проекта на Пяндже, он имеет непосредственный выход на вторую характеристику в ГСП Таджикистана, а именно: 2) культурное влияние Таджикистана, как части Большого Ирана.
Таджикистан – особый мир, это часть Большого Ирана, наследие всей истории и всех его традиций. В то же время, Таджикистан – наиболее древняя часть Большого Ирана. Кроме того, судьба таджиков неразрывно связана с судьбой всего Среднего и Ближнего Востока.
Таджики являются носителями всего богатства культурного наследия исламской цивилизации, традиций и ценностей суннизма и исмаилизма. Одновременно ими бережно и наиболее полно среди народов Востока сохранены традиции зороастризма и авестийской культуры.
Таджикам принадлежит важнейшая медиаторная роль культурного моста между Большим Ираном и тюркским миром. Такая роль таджиков объясняется их культурой, последние тринадцать веков развивавшейся в рамках суннизма, что дало им возможность органично стать культурным мостом для всех народов Средней Азии, исповедующих это направление ислама.
Одновременно таджики являются связующим звеном Большого Ирана  и Средней Азии с великой евразийской цивилизацией – Россией. Геополитическая роль Таджикистана выражена в особый среди стран Средней Азии отношениях с России и закреплена, как двусторонними договорами, так и мощным демографическим фактором – массовой трудовой миграцией и крупнейшей среди стран региона диаспорой в Российской Федерации.
Одним из важнейших регионов распространения ГСП Таджикистана является Северный Таджикистан (исторические Восточный Хоросан, Каттаган и Бадахшан). По сути дела они являются одной единой с Мавераннахром историко-культурной зоной Большого Ирана, где возникла и формировалась таджикская культура.
И наконец, третий фактор 3) влияние Республики Таджикистан как «миграционного донора». Выезд сотен тысяч таджиков за пределы страны после 1992г., формирование крупный и все увеличивающихся диаспор в России, Киргизии и Казахстане, дает ГСП страны мощный рычаг, еще до конца не оцененный и не осознанный в достижении экономических, политических и культурных целей. В связи с этим хотелось бы обратить внимание также и на судьбу около 0,5 млн. русского населения, выехавшего из РТ в период 1990-2006гг. – многие из них продолжают считать себя таджикистанцами, сохраняют теплое отношение к своей «первой родине» и потенциально являются мощным связующим компонентом российско-таджикских отношений.
Свою немаловажную роль может сыграть для ГСП Таджикистана и участие его граждан во всероссийской миграционной программе, объявленной в России 29 июня 2006г.
Географическая расположенность Республики Таджикистан делает страну ядром важнейших геополитических процессов Среднего Востока, превращая ее одновременно, в зависимости от обстоятельств, либо в ворота между несколькими цивилизациями и экономическими макрорегионами, либо в неприступный горным бастион. В любом случае в настоящее время страна является государственным ядром многомиллионного таджикского этноса, опорой и надеждой около десяти миллионов таджикской диаспоры, проживающей в сложных условиях в более чем тридцати странах мира.
Экономической основой развития Республики Таджикистан должны стать уникальные природные богатства, которыми страна располагает благодаря своему географическому положению: ресурсы пресной воды в высокогорье. Это делает Таджикистан потенциальным одновременно водосберегающим и водорегулирующим государством, а также мощной гидроэнергетической державой Среднего Востока. Реализация этого потенциала является главной стратегической задачей развития экономики Таджикистана как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе.
Специфика геополитического силового поля Таджикистана позволяет стране в потенциале занять ведущее положение  в регионе Среднего Востока и особенно Средней Азии. Однако осуществление этой задачи потребует мобилизации всех экономических и интеллектуальных ресурсов не только населения Республики Таджикистан, но и широкого привлечения к реализации этой задачи многомиллионной таджикской диаспоры.