О театральных буднях с байками и глобусом

Наталья Ахмедова-Вапаева
Есть начало истории о том, как мы пропЕвали вместе с Географом его глобус,
а сегодня мне хочется написать о моих впечатлениях на работу режиссёра. О, нет, это будут всего-лишь реплики на увиденное, ибо, если писать обо всём, моего красноречия может и не хватить.
Во-первых, о самих ребятах и отношение к ним Режиссёров: Главного – Бориса Цейтлина и его помощника Артёма Терёхина (выпускника Виктюка).
Все с нетерпением ожидали знакомства.
 
Артём, молодой режиссёр, но, уже имея за плечами достаточный опыт и огромный багаж знаний, познакомил нас заочно с Цейтлиным, объяснив, что участие у такого мастера в спектакле, для любого, подарок судьбы. Именно по этой причине и он, Артём, согласился на участие в нём. Репетиции начались в репетиционных залах, а Цейтлина всё ещё не было. Он работал с главными героями, отрабатывая сцену за сценой, а то, что творилось на наших репетициях, было сродни нормальному, во всех отношениях творческому хаосу.
 
Сцена встречи учеников, в частности девочек, с учителем Служкиным, менялась неимоверное количество раз. Самые первые репетиции были отданы на откуп полностью мне, чтобы вместе с девчатами понять во всей полноте саму ситуацию.

- Ребята, вы не переживайте, если что-то не получается, Борис Ильич всё - равно всё изменит, как только мы выйдем на большую сцену – сказал Артём и ребята повеселели и одновременно задумались.
 
Борис Ильич не заставил себя долго ждать и вот встреча с Метром.
 
Перейдя из реп. Зала на большую сцену, всё поменялось. То, девчата обольщали его, географа Служкина, совершенно не стесняясь, получая зелёный свет от режиссёра, идти напролом, то разделяя их достаточным пространством, но сохраняя любопытство и некоторую развязность.

Мастер перевоплощения, каскад эмоций и ходячая энциклопедия. Мы все были предупреждены, что режиссёр не скупится на определения и достаточно откровенен в своих мыслях и чувствах. Талантам всегда и во все времена прощали ВСЁ.
 
Ну, а то, что возникало в процессе репетиций, или во время небольших пауз, называемое театральными байками, вызывало всеобщий восторг.
 
Вот, например одна из таких, под кодовым названием «Письмо Ваньки Жукова»
Один паренек из глубинки приехал поступать в Москву в торфяной техникум, пришёл по адресу и по случайности перепутал двери, которые находились совсем рядом, зайдя в ту, что принадлежала театральному институту. Парень поступил, и началась учёба. Через некоторое время он решил написать деду письмо: «Дорогой дедушка, у меня всё хорошо, мы уже учимся, так весело и интересно, сплошь самодеятельность, как в нашем клубе была, только никак не пойму, мы почему-то совсем не занимаемся торфом?.................»
 
«Наташа, срочно подумай, что ребята споют на последнем звонке, через 15 минут жду на сцене, буду делать финал» - сказал Борис Ильич .
Я тут же напела ему «…..Летите голуби» и он, дав добро, объявил перерыв.

Все срочно в реп. Зал. Песня одобрена, нужно исполнять, а как? Через 15 минут выходить на сцену с готовым материалом, а ребята этой песни в помине не знают и не слышали. Сажусь за фортепиано и начинаю играть им мелодию, из слов вспомнила только первых четыре строчки…. Остальное, сказала, будем вокализировать. Мелодию выучили, а, чтобы спеть чистенько на два голоса пошли в холл и стали петь без сопровождения.
 
Ничего, что на следующий день, режиссёр «вымарал» (театральный термин) этот финал, но, мы ведь через 15 минут были готовы, и сцена была пройдена.

«Наташа, тут вот считалочка на немецком языке, её срочно нужно выучить с ребятами и через несколько минут я приду за вами. Ребят ввели ещё в одну сцену» - сказал пом. режиссёра Артём Терёхин и вручил мне листочек с немецким текстом.
 
Сидя за своим режиссёрским столом, он не выдерживал очень часто и поднимался раз за разом на сцену, чтобы показать ребятам, или ведущим актёрам театра, как нужно играть в той, или иной сцене.
 
Он не кричал с места в микрофон……ОН ШЁЛ И ПОКАЗЫВАЛ ВСЁ САМ.
 
Возмущение, неоднократное возмущение и реплики, постоянные реплики в адрес актёров пугали студентов. Если уж на артистов так ругаются, то, чего же нам ждать?
А с нами, как раз было проще. Ребята играли самих себя, тех школьников, которыми ещё пару лет назад были.
 
Борис Ильич использовал все ресурсы студентов, они пели, они не могли не петь, а вот шаги в актёрском искусстве, были сделаны впервые. У третьего и четвёртого курсов есть уже небольшой опыт, я провожу занятия на курсе по мастерству актёра, а вот первокурсники всё вкусили впервые.
 
Ребят вводили то в одну, то в другую сцену. Изначально, планировалось участие детей младшей школы, но……………… и со всем прекрасно справились мои студенты. Каждой из участниц (Алия Искакова, Мария Жукова, Арина Тузова, Надежда Тишина, Александра Миронова) досталось по реплике, где они бойко интересуются у нового учителя Служкина, что же он будет преподавать у них.

Мальчишки (Евгений Новожилов, Владислав Клейменов, Ярослав Ясенев) довольствовались статичными ролями, а вот Игорю Пильбергу была отведена очень почётная роль, требующая особого артистизма. Глядя уже на эту сцену не первый десяток раз, и я зрители в зале расхохотались во время спектакля.
 
Интересный момент был со стулом. Сценография спектакля такова, что сцена располагается под углом 27°. Это задумка самого режиссёра и мне она понятна, другое дело, что она не совсем устраивала зав. Реквизиторским цехом, когда всё с неё катится и падает. Подойдя к Славе, для уточнения мизансцены, Борис Ильич застал его за интересным наблюдением.
 
Стул, на который ему предстояло сесть, медленно начал скатываться, причём, когда мужчины, а к ним присоединился и пом. реж Артём стали вести с ним диалог в форме приказа остановиться, топая грозно ногой, стул ещё активнее, не слушая их, продолжал свой путь вниз по сцене, пока, наконец, Борис Ильич не сел на него плотно, одержав очередную победу.
 
В паузах между репетициями можно было почитать, использовать это время себе на пользу...
покушать, сходить прогуляться, позаниматься, как это делала Алия, таская постоянно за собой ноутбук, или вот так, расслабившись на стульчике, или в театральном кресле.
Кушать хотелось……….. бывали моменты, когда умудрялись добежать до дома, чтобы в рабочем порядке быстренько заправить себя...но, когда находились в творческом процессе, который захватывал целиком, об этом думать было некогда. Иногда, а особенно в праздничные дни 8 марта, мальчики нас лакомили.
 
Как уже я писала ранее, из 20 человек, пришедших на первую репетицию, осталось только десять студентов. Встреча и знакомство с Артёмом Терёхиным так же было знаковым. Алия, Мария, Игорь и Надежда однозначно приняли решение поступать в ВУЗы актёрско-режиссёрской направленности и всё, что рассказывал в перерывах между репетициями Артём «съедали» с аппетитом.
 
Нет ничего в жизни такого, что можно было бы назвать случайностью. Всё в ней закономерно. Я благодарна судьбе за приглашение принять участие в спектакле со своими ребятами, благодарна знакомству и мастер-классу Бориса Ильича, благодарна за оценку моей работы со студентами и уверена, что мы обязательно ещё встретимся.
 
Всё завершено, точнее сказать, работа над спектаклем закончена.
 
Впереди неоднократная встреча со зрителем, выход на сцену с полной ответственностью, ведь даже, если ты просто молча, проносишь из одной кулисы в другую ведро, делать это надо гениально.