Книга Екклесиаста

Лариса Баграмова
Суета сует, сказал Екклесиаст,
суета сует, – все суета!
(Еккл., 1:2)
И предал я сердце мое тому,
чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость:
узнал, что и это – томление духа.
(Еккл., 1:17)

********

        Екклесиаст, или Проповедник, – библейский царь над Израилем в Иерусалиме.
        Книга Екклесиаста является частью Ветхого Завета Библии, состоит из двенадцати глав. Это история его жизни и духовных исследований. От главы к главе виден духовный путь Екклесиаста от отрицания пользы и смысла бытия до формулировки основных нравственно-этических принципов и обоснования необходимости следования им.

        Глава первая (основные тезисы учения)
        Вначале Екклесиаст рассказывает о том, что в жизни не происходит ничего нового, все «возвращается на круги свои», приводятся примеры природных и климатических явлений.
        Он выдвигает тезис о невозможности познания мира человеком: «не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием», «нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после».
        В этой же главе Екклесиаст делает выводы по результатам исследовательского труда, которому он посвятил свою жизнь: «и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом… и вот, все – суета и томление духа!.. потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». 
       
        Глава вторая (разочарование и отчаяние)
        Во второй главе Екклесиаст перечисляет способы, с помощью которых он решил «испытать себя весельем и насладиться добром»:
        – «услаждал вином тело»;
        – «построил себе домы, посадил себе виноградники»;
        – «устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовые дерева»;
        – «сделал себе водоемы для орошения из них рощей»;
        – «приобрел себе слуг и служанок… и домочадцы были… также крупного и мелкого скота было… больше, нежели у всех, бывших прежде… в Иерусалиме»;
        – «собрал… серебра, и золота, и драгоценностей»;
        – «завел у себя певцов, и певиц, и… разные музыкальные орудия».
        Екклесиаст признает себя «великим и богатым больше всех», но все это, по его мнению, оказывается суетой и томлением духа, потому что «нет от них пользы под солнцем».
        Тогда он обращается к духовной стороне жизни, и видит, что «преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою». Однако и мудрость он признает суетой, так как «одна участь постигает их всех… мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый  умирает наравне с глупым».
        Екклесиаст приходит к разочарованию и отчаянию: «возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем…и возненавидел я весь труд свой… потому что должен оставить его человеку, который будет после меня».
        Он отрекается от всего, что создал, так как считает это бессмысленным: «ибо что будет иметь человек [после смерти] от всего труда своего»?

        Глава третья (принятие мира)
        В третьей главе описано признание и принятие Екклесиастом мира таким как он есть: «всему свое время и время всякой вещи под небом».
        Он признает безусловное право на существование различных форм проявления жизненного устройства и психических явлений: рождения и смерти, разрушения и построения, плача и смеха, сетования и плясок, поисков и потерь, любви и ненависти, войны и мира.
        Екклесиаст утверждает, что Бог сделал мир изначально совершенным, а труд дал человеку для упражнений в познании этого, «хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца».
        А раз человек не может этого постигнуть, то не ему и судить о законности и беззаконии, правде и неправде, и «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там». Он проповедует смирение и отсутствие гордыни: «сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные», и «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его». 

        Глава четвертая (формирование личного нравственного кодекса)
        В четвертой главе Екклесиаст противопоставляет друг другу некоторые человеческие качества:
        – осуждает зависть и призывает к покою;
        – называет одиночество суетой и одоборяет взаимопомощь: «двоим лучше, нежели одному… ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего… также если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться»?
        – признает, что «лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь».

        Глава пятая (ответственность; духовный смысл труда)
        В пятой главе освещены понятия ответственности («лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить»), совести («когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его») и самооправданий («не позволяй устам твоим вводить в грех плоть твою и не говори пред Ангелом Божьим: «это ошибка!»).
        Ответственность за социальную несправедливость Екклесиаст возлагает на правительство: «если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правоты, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ним еще высший… превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране». Таким образом Екклесиаст, будучи царем, берет на себя осознанную личную ответственность за страну.
        Екклесиаст говорит об отсутствии пользы от результата труда: «как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей», – но он же видит благо в получении удовольствия от процесса труда: «что нашел я доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей».

        Глава шестая (умиротворение)
        В шестой главе Еккклесиаст признает суетой отсутствие умиротворения, «наслаждения добром», так как видит в наличии этого качества преимущество мудрого перед глупым и бедняка [перед богатым].

        Глава седьмая (формулировка основных положений общего нравственного кодекса)
        В этой главе Екклесиаст признает преимущество:
        – сострадания перед праздностью: «лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира… сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше»;
        – справедливости и бескорыстия: «притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце»;
        – терпения: «конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного»;
        – терпимости: «не будь духом твоим поспешен на гнев»;
        –  оптимизма: «не говори: отчего это прежние дни были лучше нынешних?»;
        –  образованности: «превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею».
        Екклесиаст проповедует смирение с жизненными обстоятельствами и поиск смысла в невзгодах: «во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй».
        Екклесиаст формулирует положения нравственного кодекса:
        – «не будь слишком строг и не выставляй себя слишком мудрым»;
        – «не предавайся греху и не будь безумен»;
        – «хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого»;
        – «не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание… ибо сердце твое знает много случев, когда и сам ты злословил других»;
        – «и нашел я, что горше смерти женщина… добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею».

        Глава восьмая (законопослушание и благочестие)
        В восьмой главе Екклесиаст проповедует:
        – законопослушание: «слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом… где слово царя, там власть»;
        – благочестие: «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла», «благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицом Его, а нечестивому не будет добра».

        Глава девятая (смирение с волей Бога и призыв к радости)
        В этой главе Екклесиаст говорит о том, что на все воля Божья: «праведные, и мудрые, и деяния их – в руке Божией и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним. Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому… как добродетельному, так и грешнику», а также «не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их».
        Екклесиаст сетует на то, что в связи с неизбежностью общей участи «сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их» и призывает их к оптимизму и радости:
        – «иди, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим»;
        – «да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей»;
        – «наслаждайся жизнью с женою, которую любишь»;
        – «все, что может рука твоя делать, по силам делай».
        Эта глава прекликается со второй главой, но если во второй главе Екклесиаст отрицал пользу и смысл бытия, то в девятой главе он проповедует обратное.

        Глава десятая (мудрость, трудолюбие и кротость)
        В десятой главе Екклесиаст показывает выгоды мудрости перед глупостью: «если притупится топор и его лезвие не будет отточено… мудрость умеет это исправить», «слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же».
        Он проповедует трудолюбие: «труд глупого утомляет его… от лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом».
        Он проповедует мудрость и умеренность власти: «горе тебе, земля, когда царь твой отрок и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не пресыщения».
        А также кротость: «даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого».

        Глава одиннадцатая (предусмотрительность)
        В одиннадцатой главе Екклесиаст говорит о предусмотрительности:
        –  «отпускай хлеб свой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле»;
        – «веселись, юноша, в юности своей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца своего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».

        Глава двенадцатая (ожидание конца света и смерти)
        В главе двенадцатой Екклесиаст проповедует помнить Создателя в дни юности, «доколе не пришли тяжелые дни».
        В этой главе художественно представлено возможное наступление конца света: «доколе не померкли солнце, и свет, и луна, и звезды и не нашли новые тучи вслед за дождем», «задрожат стерегущие домы, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие… и помрачатся смотрящие в окно», «и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха, и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы».
        А также наступление старости и момента смерти человека: «ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его плакальщицы», «и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».

        Послесловие к Книге Екклесиаста, которое также является частью двенадцатой главы, написано не им самим.
        В нем говорится о мудрости Екклесиаста, подводится итог его духовным исканиям и проповедничеству, отмечается художественость стиля, а также достаточность его учения: «старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны им верно… а что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела».
        А также обосновывается необходимость следования нравственно-этическим принципам: «выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что все  в этом мире для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо».