Кукушонок

Владимир Калабухов
     Сборник "Мещёрские рассказы". Глава 2 "Мещёрские были". Раздел "Ах, лето!"

     Про детей часто говорят – яблоко от яблони недалеко падает. Но это касается не только людей, но и всей природы. Каким-то образом каждому живому существу при рождении передаётся необходимая для сохранения вида информация – как жить, чтобы выжить, как вести себя с себе подобными, кого опасаться, а кого поймать и скушать, как построить дом и как вывести потомство.

     Вот и среди птиц есть известное на весь лес своим звучным грустным голосом создание. Ещё не было утра в сосновом бору, чтобы меня не встретила своим точным отсчётом времени ворожея-кукушка. Что бы про них, кукушек, ни говорили, как бы их ни представляли эдакими бездомными пташками лёгкого поведения, подбрасывающими свои яйца в чужие гнёзда, но эти крупные пернатые – настоящее лесное украшение. Не только кукованием, которым они сообщают другим сородичам о занятом участке леса. Не только красивым коричневым, в белую крапинку оперением. Они украшают лес тем, что они в нём есть, что при воспитании их подкидышей другими, не такими уж крупными птицами, тем приходится добывать для прожорливого птенца-приёмыша очень много пищи, очищая лес от вредителей. Если в лесу есть птицы, если в нём водятся кукушки, значит, такой лес всегда будет здоров.

     К концу июня в чужом небольшом гнезде кукушонок вырос так, что ему стало тесно. Своих сводных братьев и сестёр, которым доставалось меньше корма, чем ему – самому прожорливому и прыткому, кукушонок давно вытолкал из гнезда. Приёмные родители выполнили свою миссию. Оставшись без родных детей, они высидели, обогрели и выкормили огромного чужого птенца. Не помещаясь больше в гнезде, слёток-кукушонок благополучно приземлился в мягкий зелёный мох. Не знаю, продолжили ли подкармливать его приёмные родители, как это часто бывает с другими птицами, но этот птенец и сам уже может добывать пропитание в тёплом летнем лесу. К ранним комарам сегодня прибавились оводы, слепни, разные мухи и жуки-грибоеды. Прокормится птенец ими и их личинками, окрепнет, встанет на крыло и скоро будет уже настоящей кукушкой. Если его, пока ещё толком не умеющего летать, не отловит хитрая бестия – рыжая лисица.

     Крупный кукушонок, находивший себе корм на мхах и в травке, заметил меня. Нас разделяло несколько моих шагов. Птенец бросился бежать, быстро размахивая маленькими крылышками. Беги, беги! Я – не лиса, не съем тебя! На той полянке, где пасся слёток-кукушонок, в светлом мху наросло с десяток молоденьких золотистых лисичек. А кукушонка и след простыл.

     Очередной субботний поход завершался. Несколько горстей мелких от жары лисичек – улов невелик, но для межсезонья сгодится. Зато целый рюкзак зверобоя – на весь год хватит для дома и друзей. Зато первая горсть черники, на промысел которой через неделю можно уже смело ехать. Зато попалась спелая земляника – за ней любители уже подались в лес. Ещё букет луговых гвоздик, колокольчиков, лиловых васильков и других цветов. А о встрече с кукушонком долго ещё буду вспоминать, мечтая и стремясь снова в те любимые места. Туда, где утренние росы на высоких луговых травах, в тот боровой лес, где живут кукушки, где стоят сосны с зелёными шишками, где на вырубках и горельниках моря розового кипрея – иван-чая и желтого ароматного зверобоя, где цветёт поздняя ежевика, а малина уже в зелёных ягодах, где целый океан чистого, душистого воздуха, где так здорово, что двадцать вёрст и не заметишь, как остаются позади.

     2006

     Содержание сборника "Мещёрские рассказы" со ссылками: http://www.proza.ru/2011/03/13/1389