Выстрел

Александр Бердников
 Ко мне, вторую неделю приставал ЮРКА ЛИТВИНОВ.Умный парень, старший лейтенант , начальник группы "Вертолета и Двигателя".Не давая мне прохода, он то и дело тянул меня в какую то авантюру ,в которую сам наверное верил с трудом и хотел, что бы остальные сомневались.Вот и в этот раз он предлагал сходить с ним в афганский контин, который располагался где то на территории артдивизиона.
....Дивизион афганской зенитной батареи состоял из двух, давно списанных ,зенитных орудий и четырех расчетов. Находясь за колючей проволокой,по ту сторону вертолетных стоянок нашей эскадрильи, аэропорта " АРИАНА". Он выглядел как островок дикарей-папуасов. Мы часто наблюдали, как афганский командир, одетый в форму из шерстяной плотной ткани, в 70-ть градусную жару, обливаясь потом , выкрикивал команды расчетам двух орудий, которые вращаясь по кругу, то поднимали, то опускали свои стволы, давно уже не пугающих пушек.
...Афганским солдатам не выдавали патронов и снарядов из довольно таки толковых соображений. Зачастую, они целыми полками, прихватив подаренное нашим правительством оружие, переходили на сторону воинствующих племен и становились участниками банд формирования.
Вот по этому мы не переживали, что рядом стоящие за проволокой две пушки, когда либо смогут еще выстрелить.
- САНЯ! НУ ЧЕ, СЕГОДНЯ ПОЙДЕМ, СХОДИМ В КОНТИН К " ОБЕЗЬЯНАМ", ЗА ПРОВОЛОКУ. ГОВОРЯТ ТАМ У НИХ ДОБРА -НЕ МЕРЕНО! ТЕМ БОЛЕЕ НЕДАВНО ЗАВОЗ БЫЛ. ВЧЕРА ДВОЕ, ИЗ ПЕРВОЙ ЭСКАДРИЛЬИ , ТАКИЕ КЛАССНЫЕ ДЖИНСЫ ПРИНЕСЛИ и НЕ ДОРОГО!..
Юрка опять завел разговор в машине, которая двигалась от военного городка по пыльной дороге,в сторону аэропорта " АРИАНА".Группа ,из двух бортов ,готовилась для вылета на сопровождение колонны, которая вышла ранним утром из провинции ГАЗНИ, в сторону города КАНДАГАР. На постановке задач, командир полка заострил внимание, что колонна наливников, с керосином для наших частей, движется через населенный пункт горной местности КАЛАТ. Разведка предупредила, что колонну ждет засада и сопровождение вертушками колонны просто необходимая задача особой важности.
..ЗИЛок, полный личным составом, то и дело бросало со стороны в сторону по разбитой дороге.Юрка не успокаивался:
- САНЬ? Ну че идем или нет?
-ЮР! Ну когда? Видишь некогда!-отнекивался я.
-"Прилетишь и сходим.Часа через три будете же?"
- "Через три сорок! "- уточнил я
_ "Ладно! Не выкобенивайся!Жду! Только точно, смотри мне! По рукам!"
....Я спрыгнул из кузова грузовика на раскаленную солнцем стоянку вертолетов и вместе с экипажами побрел, в сторону готовящейся к вылету, паре вертушек.На машину были подвешены два топливных дополнительных бака и по два блока неуправляемых ракет.Осмотрев и опробовав двигатели, пара вырулила на ВПП и разогнавшись по самолетному, медленно оторвалась от поверхности бетона. Боковым глазом я видел толстого, маленького Юрку Литвинова, который махал нам рукой, провожая, как бы напоминая, что ждет.
Три с половиной часа болтанки в воздухе, на высоте две с половиной тысячи, пролетели как одна минута.Колонна медленно пылила по дороге, то и дело останавливаясь и проверяя нет ли впереди мин. В голове колонны шел танк, за ним два бронетранспортера с пехотой на броне. А уже за ними шли КАМАЗы с бочками- прицепами. Горловины бочек были открыты и после каждой неровности дороги, керосин переливался из узкой горловины, из-за чего бочки от пыли и грязи были серыми, грязными и закопченными. С такой высоты вся панорама была видна как на ладони. Машины и люди были маленькими и игрушечными.
...К нам на смену вылетела вторая пара вертушек капитана Анисимова Сергея и мы простившись с " РОМАШКАМИ", повернули в сторону аэродрома.
....Сели почти одновременно.Машина заскользила по ровной поверхности бетона, срулила с рулежной дорожки, въехала на железный пятачок стоянки, развернулась и замерла.Остановив винт и сбросив давление в гидросистеме, я вылез из кабины. Чувствовалась усталость и отечность позвоночника.
_ Ну где твой контин ЮРИК - ЧМУРИК?- обратился я к подбежавшему Литвинову.
- Да вон там , через проволоку нужно перелазить. Пошли.Оставь свой автомат на борту, на фик он тебе нужен? Там все свои и спокойно.
- ОЙ ЮРКА ! Ну ты просто шантажист какой то.У тебя хоть пистолет есть?
- НЕТ! А зачем он мне? Везде все охраняется, чего бояться то?
- Ну ты- дурик! В натуре!..Ладно, я хоть свой возьму "ТТ". Правда патронов там обойма всего, но ничего, застрелиться хватит.
 .Я держал нижний ряд проволоки забора, под которую, пыхтя и потея, попердывая перелазил ЮРКА. Когда с третьей попытки, разорвав ,за зацепившуюся улитку колючей проволоки ,штаны, Юрка перелез, я облегченно вздохнул и мы двинули по раскаленному солнцем желто-коричневому грунту, в глубь незнакомой местности. Уже далеко позади остались две ржавые афганские пушки и хвосты наших вертушек скрылись из вида.
-"Слышишь дядя?- обратился я к Юрке.- Ты хоть знаешь куда мы идем и где это находится?"
-"Да наши мужики говорили где то здесь, рядом!"- ответил уверенным голосом мой проводник.
Мимо проходил афганский солдатик, черный как ночь и сгорбившийся под тяжелой, жаркой и плотной армейской формой.
- " Слышь парень? Ты не знаешь где здесь контин!??- попробовал заговорить с ним ЮРКА.
Солдат даже не остановился, он, как испуганный, кинулся куда то в сторону и пропал в желтых клубах пыли.
- "Чувствую Юра, ты меня куда нибудь сегодня заведешь!Пошли ка дорогой обратно. По такой жаре нужно в бассейне с водой сидеть, а не расхаживать по этой пыли!!"
- "Сейчас найдем, не трусь !"- бормотал ЛИТВИНОВ
Очередной случайный прохожий , после десяти минутного объяснения, наконец то понял Юркин "хорошо отшлифованный пуштунский диалект" и указал рукой в сторону землянки.
Подойдя к этому замысловатому сооружению, я не сразу сообразил, что это- может быть когда то КОНТИНОМ!
....Вырытый на скорую руку -"ПОГРЕБ", с боковым лазом и ступеньками глубоко уходящими в темную неизвестность своего жерла и был так называемым - ЮРКИНЫМ ХВАЛЕНЫМ КОНТИНОМ.
-" Юра! Блин ! куда ты меня привел, я туда не полезу."
-САНЯ! ТЫ ЧТО? Столько шли и что останавливаться на пол пути?..ПОШЛИ, НЕ ДРЕЙФЬ!"
Юрка первым скрылся в темном проходе.Я достал ,из-за пояса свой " ТТ", передернул затвор, досылая патрон в патронник, поставил на предохранитель, сунул обратно и полез вслед за своим " СУСАНИНЫМ", матерясь и проклиная тот день, когда я с ним связался.
Глиняные ступеньки, все ниже, и ниже опускали и вели нас в темноту неизвестности.Держась одной рукой за выступы стен, я пробирался за что то ворчащим впереди Юркой. Ступеньки стали еще круче и изменили направление в правый бок сооружения.
 ...Мы очутились в полуподвальном, влажном, прохладном "помещении" вроде квадратной ямы ,не соображая куда мы попали.Через несколько секунд, к нам начало возвращаться потихоньку зрение.С яркого солнца в темный подвал, это просто- героический поступок.
Я огляделся. Слева, от проема двери, стоял солдат с автоматом ППШ. Возле него крутился бородатый, в чалме, с каменным топором в руках.Он что шептал на ухо солдату, который время от времени кивал головой. Оба смотрели в нашу сторону.
..Юрка не нашел ничего умного как сказать этим двум - САЛЯМ МОЛЕКУМ!!!Потом зазвучали фразы вроде -" КОМСОМОЛ ХОРОШО!"-" ДА ЗДРАВСТВУЕТ НДПА!" и что то в этом роде. Солдат изобразил кривую улыбку, раскрыв свой рот, обнажив единственный, передний , белый зуб.
Меня чуть не стошнило и я отвернулся.
Вдоль стены было построено что то вроде прилавка. На полках стен были консервы армейского назначения, купленные у наших прапорщиков отвечающих, за обеспечение частей продовольствием,Сухари, пряники, леденцы, чай, какие то платочки, зонтики, брелки, маникюрные наборы, бижутерия, губная помада, тени для век и все то, барахло, которое на меня никогда не производила ни какого впечатления.
Юрка бросился к прилавку, наклонился и стал беседовать с континщиком. Мужчина афганской национальности, на ломанном русском языке успевал отвечать на Юркины вопросы чего, и что стоит.
Я равнодушно наблюдал за этой картиной, посматривая то на прилавок, то на этих двух, оставшихся у двери. Что то мне не очень хотелось здесь долго оставаться. Какое то чувство дискомфорта постоянно присутствовало у меня, как то не хотелось интересоваться этими тряпками магазинными и чепухой, ради которой привел меня сюда ЛИТВИНОВ.
...Бородатый у двери показал мне каменный топор и сказал: " КАЗМАМОЛ КАРАЧЕ !"...Я понял, что он хвалит комсомол, но не так хвалит, как ехидничает. И хоть в помещении было одно небольшое оконце и почти полный полумрак, я все равно увидел злые глаза бородатого. Я поделился своими тревогами с Юркой, на что услышал глупый и равнодушный ответ. Юрке было по фигу и он все ближе и ближе продвигался вдоль прилавка к выходу рассматривая на прилавке выложенный товар.
- "САНЯ! Смотри!!! Какой классный кинжал!- воскликнул ЮРИК-" ЧАН АФГАНЕЙ ?"- спросил он у духанщика. Между ними завязался торг.
Боковым зрением я понял и увидел, что сейчас должно произойти то, что никто не ожидает.Бородатый шагнул в сторону Юрки и замахнувшись на него каменным топором, готов был нанести ему удар по голове.
 ..Даже не предполагая, что со мной происходит в тот момент, я выхватил из-за пояса свой "ТТ" и мгновенно, сняв с предохранителя, два раза нажал на курок. Прогремело два глухих выстрела в сторону нападавшего. В погребе запахло пороховыми газами. Бородатый как то отпрянул от Юркиного тела. Занесенный топор упал на Юркину спину, не причинив ему вреда.
Я попал ему в левый глаз. Пуля с пистолета вошла точно в глазное яблоко, а вышла, унося с собой мозги "ДУХА" из затылка.Вторая пуля попала в шею.Бородатый рухнул на спину и издал глубокий выдох.
Охранник бросил на пол автомат ППШ, упал на колени и заголосил " АЛЛАХ АХБАР". Духанщик залез под прилавок и тоже начал орать на своем языке.
Я схватил ЮРКУ за руку и мы , что есть силы, бросились бежать из этого ада.Я не помню, как мы задыхаясь от быстрого бега перелезли обратно через проволоку, добрались до своих вертолетов, как приехав в советский городок и слопав свой обед одним махом не могли придти в себя.Но то что Юрка был жив, это я знал точно.
Вечером о ЧП доложили командиру полка. Он вызвал нас обоих и объявил взыскание. В кабинете сидели советские и афганские советники , представители церандой, которые рассказали нам, что мы обезвредили опасного бандита, возглавляющего душманское подполье в провинции КАНДАГАР.Его давно разыскивала разведка, но на след выйти не удавалось.
Беседа затянулась далеко за полночь.Нас и ругали и хвалили и качали головами, что мы родились в рубашках оставшись живыми.Этот бандит - ГАСАН специально пришел за головами Шурави- русских офицеров или солдат. Тем более существовали расценки за русские головы, которые исчислялись миллионами афганий и реал. Я захмелев ничего не соображал, только понимал одно, что больше я с эти " СУСАНИНЫМ " никуда не пойду, как бы он меня не просил..