Письмо к Татьяне М

Ольга Косарева
   Милая Татьяна! Мне захотелось не коротко ответить Вам на вашу рецензию, а поговорить от души.

   Моя статья «Нельзя ставить детям двойки!» вызвала не столько негативную реакцию, сколько недопонимание. Кто-то посоветовал не реагировать так импульсивно на телепередачи. Но меня волнует не режиссерский антураж, а то, что проблема  наказания детей двойками считается совершенно естественной, само собой разумеющейся. Кто-то высказался однозначно в пользу наказаний с доводом: меня наказывали, и я стал человеком; только так и нужно воспитывать. Установка на подавление другой личности – это явный комплекс, скажем так, собственной духовной несвободы. В ваших словах о школе чувствуется боль от соприкосновения с негативными сторонами школьного быта.  Скорее всего, это результат возникших когда-то личностных конфликтов с кем-то из преподавателей или учеников. Просто Вы натолкнулись на  людей – носителей зла. Виновата не школа, а конкретные особи. Вот об этом мне и хочется поговорить в первой части письма.

   Школы у нас, как и все остальное, разные. И нельзя сказать, что наше школьное образование является одним из самых отстающих в мире, скорее наоборот. К его несомненно положительным качествам относится серьезная многопрофильная образовательная база. Идет постоянный поиск новых методик для облегчения процесса освоения материала. Сомнительным можно назвать авторитарный принцип обучения. Это, с точки зрения многих, недемократично. Но вложить в учащихся большое количество знаний можно только с помощью авторитарности. Если только она не переходит в деспотизм. А это, опять-таки, зависит во многом от конкретных людей. Люди – вот главная проблема. Как сейчас принято говорить – «человеческий фактор», о который разбивались  всевозможные утопии. Никакие указы и законы эту проблему решить не в состоянии. Появится в руководстве личность – быть развитию. Сидит во главе бюрократ – начинает попахивать болотом.

    То же касается и преподавателей. Все они – люди, разные люди. Талантливых, увлеченных профессией, болеющих душой за вверенных им детей, всегда меньше, чем ремесленников. Ремесленники – это не плохо, это – добросовестные трудяги, несущие, по мере сил, знания, не причиняющие вреда. Вред причиняют те, кто не по призванию, а по воле случая стал учителем. Дети их раздражают, умения поладить с ними не хватает, своя судьба кажется неудавшейся, и на  судьбу чужих детей им глубоко наплевать. Они-то и вызывают резкую критику и даже ненависть ко всей школе оптом.

  Обратимся, наконец, к главным нашим героям – детям. Опять тянет «открыть Америку» постулатом, что все дети разные. Их объединяет одно – они познают мир и учатся приспосабливаться к нему. Как будет происходить процесс приспосабливания, зависит, во многом, от нас, педагогов. Можно выбрать разные пути воспитания. Например, зная, что мир жесток, приучать к жестокости с детства – мол, помогаем таким образом выжить в будущем. Ну и что получим? Неужели выживание человечества заключено в агрессивности, в умении кусаться? Думаю, что не так много людей проголосует за эту «звериную» (извините меня, звери) позицию. Если ребенок в семье окружен теплом и заботой, то жесткость нашего воспитания может просто его сломать. Если домашняя обстановка неблагополучна, то в школе еще раз он, ребенок, убедится, что зло – это то, что надо. Давайте расплодим таких монстриков, которые всю жизнь в добре будут видеть или слабость, или фальшь.
    Так чему учить? Ответ однозначный – добру и красоте. Среда выживания – не школа, а вся жизнь. Жизненная стойкость – не в агрессии, а в силе духа, в человеческом достоинстве. Много ли останется собственного достоинства, если тебя все время прилюдно будут тыкать носом в твои недостатки? Да еще – в детстве, когда так сильна вера в то, что ты хороший? Нет – доказывает учитель – ты не хороший. Неправильно решил задачу – двойка! Грязно написал – двойка! Физические наказания, слава Богу, в школах запрещены, а психологическое избиение – пожалуйста, только приветствуется. Дети-то ко всему привыкают, все принимают. Они верят взрослым. Даже в концлагерях дети воспринимали действительность как норму и играли в виселицы и сжигание в печах.

    Если мы хотим воспитать достойных людей, то с детства должны уважать достоинство маленького гражданина. Уважать!  Талантливый педагог – это всегда лидер, умеющий создать из детского сообщества особый единый организм. Не силой, а любовью. Сформировать тот идеал, который не исчезнет всю жизнь – у кого-то в яркой форме, у кого-то в тоске по этому идеалу.

   Возможно, мои рассуждения вызовут желание возразить, привести примеры неблагодарности, злых выходок в ответ на добро. Отвечу так: каждый случай требует индивидуального рассмотрения, выявления первопричин негативной реакции. Чаще всего хулиганство – это защитная реакция. От чего или от кого? Вот и задумаемся над этим. Когда поймем, то недоброжелательность нетрудно «вылечить».

   Важно помнить, что чем дальше мы уходим от детства, тем ярче видим его. Счастливое детство – это не истасканный лозунг, а корень добра и душевного равновесия в человеке. Раны и ранки детства, как не выдернутые занозы, саднят всю жизнь, ломают психику человека подчас кардинально.

  Так повторю главный вопрос: зачем тыкать детей  носом в их недостатки? Какая от этого польза?