Рецензия на книгу Нариты Рёго Дюрарара!!

Дашенька Ефимова
Новелла современного японского писателя Нариты Рёго “Дюрарара!!” написана на актуальную тему, затрагивающую, должно быть, каждого из нас. Жизнь в большом городе, где каждый за себя, где у каждого в шкафу не просто скелет, а целое кладбище, где никому нельзя доверять, где ты в одиночку пытаешься выжить – и понять для чего тебе все это.
Казалось бы, проблема поиска смысла жизни затрагивалась в литературе уже не раз, и даже не два. Но “Дюрарара!!” – не просто книга.  Написанная в жанре городского фентези, новелла не дает развернутых ответов, ее персонажи не размышляют страницы напролет о том, для чего же они живут на свете. Напротив – динамичный сюжет затягивает, и ты не успеваешь заметить, как тебя поглощает город.
К слову о городе. Главным героем книги, как это ни странно, является именно он. Да, Токио (а если точнее, район Икебукуро), где и разворачиваются события, многими поначалу представляется не более чем декорацией. Но это только поначалу. В жизни людей – детей и взрослых – все происходит не просто так. А что вызывает те или иные события? Да, именно город.
Нарита Рёго – не новичок в писательском деле. Ранее он прославился своим циклом новелл о попытках группы людей, волей случая получивших бессмертие, найти себя в мире, где им придется существовать вечно. Как видно, автор любит и умеет размышлять. И в “Дюрараре!!” он еще раз продемонстрировал свое искусство.
В новелле автор не ставит задачу рассказать читателю о чем-то новом. На самом деле, большинство идей уже использовались ранее. Минимум нововведений – не это ли придает книге особый шарм? Нарита Рёго умело вплетает в сюжет полюбившихся типажей, гротескно преувеличивая некоторые черты. Но при этом, писатель привнес в жанр немало своего – и от этой смеси захватывает дух.
В центре событий – если вернуться в привычную систему – довольно много людей и явлений. Никто и ничего в произведении не является обычным – хотя, если вдуматься, все обычно до зубовного скрежета. Трое школьных друзей – двое парней и девушка, - пытающиеся разобраться во взаимоотношениях. И тут же, рядом – три мощные группировки, активно конфликтующие банды, лидерами которых эти школьники и являются – даже не подозревая об этом. Двухметровый афророссиянин, работающий зазывалой в баре “Русские суши”. И тут же – грозная, до боли привычная в японских произведениях, - русская мафия, жестко воюющая с местной якудзой. Невинная с виду компания молодых людей, состоящая из двух анимешников, здравомыслящего лидера и водителя микроавтобуса, на котором эта четверка разъезжает по городу. Вот только ребята эти мало того, что вечно находят приключения себе на… э-э-э… голову, так еще и оказываются далеко не самыми беззащитными – шутка ли, пытать бандита по сюжету манги? Выбивающий из должников деньги парень в костюме бармена, утверждающий, что он не любит насилие – и при этом выворачивающий из земли дорожные знаки в стремлении прибить еще одного главного героя. А героем его, впрочем, назвать сложно – провокатор и интриган, любитель людей в куртке с меховой опушкой… харизматичный злодей, стравливающий всех и вся, лишь бы наблюдать за действием, за результатом, за эмоциями.
Нарита Рёго, по существу, ставит перед собой задачу показать, что не нужно страшиться обычной жизни. Было бы желание – раскрасить монохромные будни может каждый. И скромный провинциальный паренек может оказаться Императором, а подпольный доктор – возлюбленным мифической безголовой всадницы. Нужно только уметь видеть, уметь верить – и не бояться действовать.
Ведь при всем обилии мистической мишуры, автор в первую очередь показывает человеческие чувства и эмоции, взаимоотношения. Что делать, если лучший друг оказывается предателем? Как не сломаться, когда весь мир, кажется, против тебя? Можно ли научиться прощать? На эти и многие другие вопросы Нарита Рёго ищет ответ на протяжении девяти вышедших на сегодняшний день томов новеллы. И самое главное – он не кидает размышления в лицо читателю, напротив – просто рассказывает о жизни людей, попавших в такую ситуацию. Персонажи не всегда поступают правильно, найти однозначно положительных героев, пожалуй, невозможно. Ведь жизнь не так проста, как кажется – она проще.
Несомненно, писателю удалось передать эту атмосферу, этот антураж, присущий большому городу. Известно, что новелла – это произведение, рассчитанное больше на подростковую, молодежную аудиторию, лишенное длинных абзацев, наполненное диалогами и действием. Наверное, поэтому “Дюрарару!!” интересно читать всем. Простая и понятная, она словно вливается в душу – заставляет сердце читателя биться в ритме большого города, разгоняясь вместе с виражами Черного Байкера, и замирая одновременно с напуганными школьниками, оказавшимися в ловушке.
Мифология, интернет, чаты, форумы, автоматы с газировкой, бешеная катана, поп-звезда, успешный актер, дорожная полиция, похищающая людей клиника, маньячные двойняшки, сумасшедшая игра – помесь шахмат, шашек и сёги… Все это – водоворот неизвестной вселенной под названием Икебукуро.
В оригинальном произведении минусов как таковых нет – по крайней мере, найти их сложно и не нужно. Беда в том, что на русском языке книгу не найти – есть только любительские переводы особенно впечатляющих глав. Новеллы можно прочитать и на английском – но мало того, что это неудобно в связи с элементарным языковым барьером, так еще и встает вопрос о скорости перевода. Ведь дело это любительское, безвозмездное.
В заключение, хочу отметить, что новелла обрела новое дыхание, когда по ее мотивам сняли анимационный сериал, мгновенно всколыхнувший международную публику. Не самая известная, но более чем успешная студия Brain`s Base замечательно экранизировала произведение, пусть и отступившись местами от оригинала.
Такова эта книга. Простая и сложная. Расслабляющая и захватывающая. Абсурдная и серьезная. Дюрарара!!