20-ть диалогов с наркоманом

Виталий Андрущенко
   1-й


-Ты опять?

-Что «пять»?.

-О-пять, говорю!  Слушай, не делай из меня дурака!

-Кто ж из тебя делает..

-То есть тебе не в чем признаться?

-Да что ж я не допросе?.

-Не виляй.

-Отстань!

-Значит так?

-Отстань! что тебе надо?.

-Я хочу, чтобы ты перестал!   

-Что перестать?

-Вот опять – валяешь дурака!..

-Да ну тебя.

-Значит тебе всё равно? И я всё равно, и...  Все?!

-Всё равно.

-Замечательно. Давай-ка я всё оставлю и сам будешь выкручиваться..

-Откуда выкручиваться?..  Слушай, ты всегда драматизируешь!..

-Ты считаешь?

-Да сто процентов!

-А это что?

-Где?.

-На руках!

-Это... Оса укусила.

-Да?.. Ну и что, больно?

-Э-э..

-Больно – а потом приятно, да?!

-Да иди ты!

-Пойду. Я и не знаю, что я всё вожусь с тобой. Ты конченый человек.

-Я?.. Ну да – я... Да ну тебя.  Пошёл в задницу. Не доставай меня больше!

-Я ухожу.

-Всего хорошего. Дверь не забудь закрыть – дует..

-В мозгах у тебя дует!..







  2-й



-Привет.

-О, здорово...  Слушай, мне кажется, мы ссорились и ты свалил.  И так дверью хлопнул,
что вон смотри – штукартурка посыпалась. Хозяйка узнает, съест меня живьём..

-Извини за штукатурку... Это чепуха..

-Ну тебе-то чепуха.

-Я был очень огорчён. Ты понимаешь?  Штукатурка – чепуха! твоя жизнь – вот что меня
заботит!..

-О-о, как трагикомически...  Ну заходи.


-Что же тут комического?

-Ну я говорю: очень пафосно сказал!.

-Постой, не будем о пустяках – давай серьёзно. Скажи: ты ведь продолжаешь, да?.

-Что?

-Ну не начинай опять!.. Почему не сказать просто: «да» или «нет»?!.. Я же не следователь
– я твой друг!

-А орёшь, как следователь.

-Слушай, можешь не отвечать – я и так знаю.

-Ну вот и хорошо. Хочешь чаю?

-Какой чай?!  Ты скоро здохнешь с этим, ты... 

-Ну это прямо, как из Софокла, да?.. Я же знаю – ты закончил литературный. Ну ты так
машешь руками, как этот, ну..

-Хватит. Я вижу, я здесь зря. Я всего лишь хотел, как друг, помочь тебе.

-Спасибо.

-За что?

-Не знаю.

-Скажи мне... У тебя осталось хоть что-то, ради чего ты мог бы завязать?

-Хм.. Что завязать?

-Я сейчас тебя ударю. Не хочешь говорить, не надо – но не строй из меня и из себя тоже
идиота!.

-Не буду.

-Ведь у тебя же... кажется, была девушка?

-Была.

-Тоже ушла?

-Почему тоже?

-А как же?  Все уходят от таких, как ты.  Вы превращаетесь в абсолютных эгоистов.  Дурь
- ваш Бог..

-Так, кажется, тебе пора...

-Как её зовут?

-Кого??!

-Твою девушку. Бывшую.

-Люси.

-Значит Люда.  Ты её любишь до сих пор?

-Ты своих книг перечитал.

-Что?.  не пойму.  А! по-твоему, и любви нет.  Понятно.

-Ни хрена тебе не понятно..

-Скажи: ну ради неё смог бы? – раз уж на себя и на других ты уже наплевал.

-Она-то на меня уже наплевала давно...

-Ну это мы ещё посмотрим.

-Что?. Что  ты ещё задумал?.

-Ничего. Продержись ещё немного. До встречи.







   3-й



-Люси?

-Я же тебя просила так меня не называть.

-По-моему, красиво. Что ты здесь делаешь?

-К тебе...

-Я рад, заходи.

-Слушай, тут какой-то запах..

-Это мышь, наверно, сдохла – за диваном или за шкафом. Бегаеют тут  - по ночам...

-Может, лучше на улице поговорим?.

-Не бойся – их днём нет. А что ты хотела сказать?

-Твой друг заходил ко мне...

-Понятно. И что он наговорил?..  Подожди, знаю! Что я конченый человек, мне остались
последние дни...

-Не совсем. Мы не думаем, что ты конченый человек..

-А вот он он мне недавно так почти и сказал... Да нет, точно так сказал! Представляешь,
какой дурак?

-Он хочешь тебе помочь. И я.. и я хочу.  Если бы мы считали тебя совсем безнадёжным,
разве приходили бы мы к тебе?

-Не знаю. Хочешь чаю?

-Давай сядем. Послушай, у тебя здесь пахнет чем-то похуже, чем дохлыми мышами..

-Что же может быть хуже?

-Это пустота, бессмысленность... смерть. 

-По-моему, это философские категории, они не пахнут.

-А вот я чувствую..

-Расскажи лучше, как ты живёшь, – обо мне, в самом деле, скучно. Как там твой новый..  У
него такая машина была крутая...

-Мы расстались. Слушай, речь не обо мне сейчас!..

-Расстались? С такой машиной?..  Ну ты всё-таки не так меркантильна, как я о тебе думал.

-Думал, меня только машины и деньги интересуют?  Что же ты тогда бегал за мной столько,
помнишь, тогда...

-Люси, я люблю тебя.

-Ну я же просила не называть... Что?

Тишина.

-Ты думаешь, ты знаешь, что это?

Тишина.

-Кажется, ты и тогда не знал – а теперь тем более...

Тишина.

-Ну что ж, у тебя есть чудесная возможность доказать это.

-Что за возможность?

-Ты должен завязать!

-Завязать... Что завязать?.  я не пью – давно уже, и вообще...

-Ещё одно слово – и у тебя не останется уже ни малейшего шанса.

-Послушай: шанс, условия... Ты, думаешь, этґо любовь? ДА??  Это она?  Любовь – она
безусловна, понятно?.. Понятно тебе?.

-Мне понятно. Но, похоже,  ты только и можешь, что говорить, – а на поступки не
способен.  Мне не нужно твоё доказательство. Прощай.

-Ты уходишь... А чай?. Подожди...  Да, подожди, Люси.. Люся, Люда!!.

-Что ещё?.. 

-Мне нужно немного, ну...

-Подумать, что ли? Ну что ж, я зайду завтра.

-Всего тебе..

Закрыла дверь.







    4-й



-Эй, ты здесь?..  Дверь бы хоть закрывал – тут хоть почти и ничего нет, а всё же... Ну
где ты?!  Неужели ушёл и оставил..

-Здравствуй, дорогая Людмила! Почему же ты не зовёшь меня по имени – я бы сразу
откликнулся.

-Как будто здесь множество людей – кого мне ещё звать?.. А почему это ты здесь, на
полу... Кажется, я понимаю – не стоило мне приходить. Точней, нужно было – чтоб увидеть
это и понять..

-Ты всё-таки лучше по имени в следующий раз, ладно?  Я ведь не знаю, к кому это – может,
ошиблись квартирой.. А дверь я не закрываю, это не нужно, поверь.

-Его не будет.

-Чего не будет?.

-Следующего раза. У тебя был шанс, но... извини.

-Значит, ты уже всё решила для себя, да?.  Вот так просто определяешь судьбу человека,
да?.. А вдруг ты ошибаешься! – не будет это тебя мучить?. Ну скажи мне!, почему ты
молчишь? Конечно, тебе же плевать на других!.

-Мне не плевать – мне, знаешь, больно видеть тебя... вот таким.

-Да каким?! Я просто...

-А судьбу свою, дорогой, определяешь ты сам – я здесь ни при чём.

-Ну, конечно... Если бы не ты, ничего бы такого и не было!!.

-О, какие обвинения!.. Ну да – перекладывать на другого вину всегда легче.

-Вину... да-да! Если бы мы были вместе, если...

-А ты не помншь, дорогой мой, почему именно я от тебя ушла? Кажется, я тебе говорила, и
не раз, – но так и быть вновь напомню, я знаю, что у таких, как ты бывают провалы...

-Заткнись, пожалуста.. иначе я...

-Я ушла, потому что ты уже тогда этим занимался!  Не знаю, как ты нашёл для себя этот
путь, как связался с этими людьми, – но уже тогда это было важнее для тебя!.. А я ведь
просила тебя – я предупреждала, что мы не сможем быть вместе... А теперь ты обвиняешь
меня,  говоришь это из-за меня..

-Я бы бросил – ты могла бы немного потерпеть.

-Что? – сколько терпеть? Всю жизнь??!

-Ага, я знаю, что сейчас скажешь:  «я ещё молода и мне не хочется связывать свою жизнь с таким конченным человеком, как ты».

-Послушай.. милый мой...

Девушка и парень – он сидит на полу, спиной упёршись о диван, она перед ним на коленях, держит его за руки...

-..Послушай: ведь я тоже любила тебя – и, может.. Ну, думаешь, я бы пришла сюда, если бы ты был мне безразличен?. Ну, говори!. ты хоть что-то думаешь, есть там хоть намёк на мысль в твоей голове?!..

-Есть..

-А сердце есть у тебя? Ты о любви говорил вчера...

-Это правда.

-Тогда слушай: мы с твоим другом согласны заплатить за твоё лечение.. Ложись в клинику!.

-Это очень дорого... Я с вами никогда не расплачусь, я...

Парень закрывает лицо руками.

-Это пустяки!  Всё пустяки! Ты вылечишся и всё наладится. Не нужно думать о деньгах –
вообще ни о чём!..

-И ты вернёшся ко мне.., будем снова жить вместе?

-Я не знаю... Сначала ты должен что-то сделать.

-Всё хорошо, Люси, - но я не могу.

Секунда тишины.

-Там в палатах ужасные сквозняки – а я лёгкая бабочка. Я могу куда-то не туда залететь..

-Что?.. О чём ты...

-Разве ты не видела бабочек между стёклами? Они попадают туда и не могут выбраться.. Я
сейчас в таком самом положении.

-Боже мой... Прощай.. Прощай, Артём.

Дверь она всё-таки захлопнула:  чтобы бабочку не вынесло на лестничную площадку...



   



     5-й



-Папа?  Заходи. Как жизнь? Почему мама не пришла?

-А ты не догадываешся? Слушай, чем у тебя тут воняет?..

-Ничем, это тебе кажется.

-А обстановочка... М-да. Где вещи? Пропил.. надеюсь.

-Да что ты, отец, – нет, честное слово. 

-Давай поговорим.

-Валяй, я слушаю.

-Мама очень беспокоится за тебя...

-И зря... Ты ей передай, что зря. Или пусть сама придёт и... Хотя нет, лучше не надо.
Тут, в самом деле, чем-то пахнет.. Да, ужасно...

-Я тоже считаю, что ей здесь делать нечего. А что ты сам думаешь?

-Ничего.

-Совсем ничего? И жизнь тебя такая устраивает?

-Какая?

-Можно я закурю?

-Спрашиваешь. И мне дай, а лучше парочку. Вчера купил пачку – и куда-то... как ветром
высвистело!

-Я тоже беспокоюсь о тебе, сын...

-Всё это зря – я же говорю вам.

-Мы хотим тебе помочь. Ты нас... отталкиваешь?

-Но мне не нужна помощь!. Что вы... что вы хотите от меня??

-Осторожно.. ну смотри, скатерть прожёг. Это мать вам с Людой ещё два года назад
подарила... Кстати, как там Люда – давно её не видел?

-Давно. Не заходит – наверно, я ей совсем не нужен, у неё там новый какой-то... кавалер.

-Сам же и виноват.

-И ты туда же. В чём же я виноват, ****ь?!.

-Сын!.. Не ругайся!

-Извини, вырвалось... А! смотри, и сам пропалил!

-Да... Чёрт. Ничего, это пустяки, сынок. Скатерть мы тебе новую купим, ты лучше...

-А можно деньгами?.

-Что-что?

-То есть, я говорю: скатерть мне пока без надобности, а вот денег... Представляешь:
никто занимать не хочет!. Сосед с нижнего этажа на прошлой неделе дал – я ему вернул!
Приношу, сколько и брал, – а он мне говорит: «А проценты?» Ну ты представляешь, какой
мудак?

-Артём!.

Прикрикнув на ругающегося сына (который, кажется, ещё только недавно ходил в школу и
приносил в дневнике замечания за это самое «злословие»), отец открывает стоящий рядом
холодильник и видит, что там пусто..

-Господи... да когда ты ел в последний раз?

-Ел? Не знаю... Я не голоден. ..То есть да – есть!  На еду мне нужны деньги – конечно.
Смотри, в холодильнике давно уже ничего нет. Вчера купил пакет чипсов, запил чаем...
Кстати, чай тоже кончился.  Одолжишь на еду и на чай?

-Я опасаюсь, дорогой, что-то мне неспокойно..

-Да от чего ты опасаешся? Я куплю крупы, сахару там... то есть масла. Что ещё?  Больше
не буду в долг брать! Последний раз, железно.

-А что с твоей работой?

-Выгнали, разве ты не знаешь.. Нет, я, конечно, сам ушёл. Там одни кретины!

-А не сказали, ЗА ЧТО выгнали?

-Понятно за что: за инакомыслие.

-О.. ну конечно. А серьёзно?

-Не веришь?. Так ты денег дашь? Я бы уже прямо сейчас пошёл за продуктами..

Отец достаёт кошелёк, но вдруг останавливается.

-Знаешь что: я сам сейчас схожу.

-Куда ещё?

-В магазин. Куплю тебе всего, что надо... А? Да нет, ты не беспокойся, всё нормально. Я
мигом сбегаю... Ты, наверно, слаб – столько без пищи..

-Папа, ты очень жестокий человек... Ты, может быть, думаешь, что очень добрый и
правильный..

-Что?. не пойму...

-Иди прочь!.. иди!!!  Сейчас же убирайся, я не хочу тебя видеть!. Иди и больше не
приходи, не надо мне ничего, не надо денег, не надо мне... и матери передай, передай,
что... Уходи, уходи, сука, уходи!!.  не надо денег мне твоих.., не надо продуктов...

Последнее уже никто не слышал. Снова пустая квартира. Молодой человек закрыл лицо
руками, склонившись над пропаленной в двух местах скатертью.







   6-й 



-Кто там?

-Сто грамм!

-Не понял..

-Да это я, Тёмка, друг твой по институту – Сергей!  Послушай тут такая ситуация...

-Привет, что тебе?

-Тут такая ситуация... В общем, я же из другого города, ты помнишь?  Я до сих пор там
живу. Приехал сюда к одному своему товарищу – мы с ним ещё на втором курсе сошлись,
классный пацан... в общем, хотел сделать ему сюрприз – а его дома нет. Говорят соседи:
уехал то ли коммандировку, то ли ещё куда. Ну, короче..

-И что?

-Ну у меня же здесь больше никого и нет! Ты понимаешь? Переночевать надо где-то,
понимаешь? Поезд завтра, в десять утра... А про тебя я сразу вспомнил..

-Ну?

-Ну... что ещё?  Ну, то есть, если ты не один или ещё что... или не можешь там – это всё
понятно. Ты только скажи. Пойду как-то перекантуюсь на вокзале.. да найду!  Ну а если не
обременю, так сказать, вот можем...

Сергей достал из-за полы бутылку.

-Заходи. Но я не пью.

- Ага, ага... Я же знал, что всё будет хорошо, – мы и с тобой дружили, ты помнишь?.  В
этой самой квартире сидели иногда, выпивали.. Ты тогда начал встречаться с Людкой с
паралельного потока – та ещё девчёнка. Как она, кстати?

-Мы расстались.

-Ха... Да оно и понятно!. Нет, ты извини – но такая девочка... По-моему, ей всё было
мало.., ей какого-то богача подавай, да ещё чтобы хер до потолка торчал... Как это Борис
Борисович, наш препод, говорил...  А – перфекционизм! Так, кажется...

-Ладно, там стаканы – наливай.

-О, это я понимаю – а то мне как будто показалось: ты там что-то ляпнул такое. Да оно
бывает. Щас мы с тобой... У меня же и закуска есть! – один момент, я сейчас...





    7-й



- Утречко доброе... А ты всё на кухне сидишь. Ох, башка гудит!.  Что они мне подсунули –
мор для тараканов, а не коньяк! Надо было, что и всегда – водку, без всяких изощрений. А
ты улыбаешся – тебе хоть бы что, да?!  Да-а...  А сколько времени? Мои остановились, а у
тебя я тут не вижу...

-Девять тридцать.

-Да ты что... Египетский перец! Так.. такси, такси!. Где у тебя тут телефон?

-Нету.

-Да что за хата, ни телефона, ни часов!.  Ладно, браток, бывай! – побегу я, успею ещё..
Где я ботинки оставил?.

-Там, за дверью.

-Ну всё, я побежал!.

-Давай, давай... Сумку забыл!

-Ага. Спасибо, брат. Спасибо за ночлег, за всё... Бывай!

И убежал – даже не поинтересовавшись откуда его однокашник сам знает время в квартире
без часов, без телевизора и без радио. А ещё не проверив, конечно, свой бумажник..







  8-й



-Знаешь, Гарик, Бог благосклонен к людям.  Он даёт то, что тебе действительно надо, –
можешь даже не просить... Он даст.

-Кончай, Артём. У тебя как приход, сразу философия начинается.

-Это не философия, Гарри, – это правда, экзистенция...  Да тебе же не понять. Мудак ты
тупой, вот кто.

-Ещё раз такое скажешь: бошку снесу.

-Ты и в прошлый раз говорил: «ещё раз...»

-Придурок.

-Мудак.

-Слушай, где у тебя стаканы – воды бы хоть напиться...

-Воды? Что это ты придумал?.

-Да что, человеку не может захотеться воды?!

-То человеку...

-Вот придурок.

-Мудак.

-В следующий раз не продам тебе.

-Ну-ну... Может, на завод пойдёшь, кастрюли паять?

-Нет, не пойду. Но у меня и без тебя клиентуры достаточно. И люди повежливей. А тут
пришёл к нему – сам  доставил что называется, а он...

-Заглохни, меня тошнит от тебя. Лучше сделай погромче.

-Что сделать – ты в уме-то? У тебя ж ничего нет..

-А где песня играет?..

-Песня? В мозгах у тебя! Слушай, точно не продам больше. Совсем скоро с катушек полетишь.

-Да я же говорю, песня!..  Если ты не слышишь, не значит, что её нет!

-Понятно. Ты антенну вон со стола убери – а то зайдёт кто и – песням твоим капут.

-Мне по хрену.

-Ладно, пойду я. Пообщаться с тобой было одно дерьмовое удовольствие.

-Взаимно, член.

-Ещё раз...



      



     9-й



-Здравствуй. А ты кто? Вид у тебя какой-то странный..

-Ты меня видишь впервые. Но я уже давно за тобой наблюдаю – в общем, с самого рождения,
и даже раньше. Но в последнее время я лучше присматривалась к тебе...

-Значит, ты женщина. А я думал мужчина...

-Это не важно, Артём. Я твоя смерть.

-Ну да, щас!  Так и поверил тебе. Это только в фильмах смерть приходит в человеческом
облике, а ещё... наверно, в снах. Я что, сплю?

-Это ты сам ответь себе. Как бы там ни было, конец твой неотвратим, а лучше сказать,
очень близок – потому что неотвратим он у каждого.

-Постой, постой – что за чушь!.. Смерть...

-Смерть – не чушь. Это подведение итогов.

 -Каких, на хрен, итогов?.. Впрочем, да.. Что ж.  Ха!  Наверно, это к лучшему.

-Ты радуешься тому, что умрёшь?

-Раз ты смерть, с тобой можно говорить откровенно: я не вижу выхода лучше.

-И как тебе слышать такое из своих собственных уст?

-Дерьмово, а что сделаешь?!.

-Разве ты об этом мечтал, о таком конце жизни? Впрочем, Бог с ним, с концом, - прожил ли
ты свою жизнь так, как хотел, всего ли добился?

-Сам же знаешь, что нет. Или сама...

-Ты удивительный человек.

-Почему?

-Тебе на всё насрать!

-Странно, однако, слышать такое от смерти..

-Артём, смерть есть смерть – ты прав, она не приходит в человеческом обличьи; смерть –
это когда тебя выталкивают из твоего светлого знакомого дома с привычными стенами в
бескрайнюю ночь. Моё же дело предупредить тебя...

-А толку-то. Ты говоришь, что конец мой близок.

-Тебе может быть дан шанс. Но мы должны убедиться, что он нужен тебе в самом деле.

-Шанс? Жизнь... Снова ужасная жизнь..

-Ты просто устал. Ты измотался, ты довёл себя до крайности. Но вспомни – всегда ли жизнь
была такой? Действительно ли нечего от неё взять?..

-Если ты, как и все они, про дурь... Ты знаешь, жизнь ещё до этого потеряла смысл. Она
теряла, теряла – всё становилось постным, дурацким: работа, дружба... даже любовь.  Что-
то хорошее было, конечно, - но постепенно всё заливала эта серая жижа глупости,
пустоты.  Однажды мне всё стало по барабану, жизнь потеряла смысл. Я понял, что мне уже
не за что держаться, и... Я всё-таки малодушный человек – стоило тогда же всё закончить.
Но я продолжал жить и испытывать от этого боль и отвращение. Наркотик – просто
анастезия; которой требуется всё больше... Я не решился на быстрое самоубийство, а это
медленное – да, да,  всё правильно... Это правильно, что смерть пришла ко мне. В глубине
души я тебя ждал.

-И это всё? Значит жизнь просто ужасная штука, от которой ты хочешь избавиться?

-Ну, наверно да.. Ты знаешь, мне даже не страшно. И вот что: я наконец перестану мучить
других людей – они хватают меня за руки, зачем-то хотят меня спасти. Для них жизнь ещё
не потеряла краски. А, может, они просто врут себе и прячуться от этого за выдуманным
самими же долгом?.. Может, я не так уж и лжив, а?  По крайней мере, я признался себе,
что всё это зря.

-Значит всё-таки...

-Скажи, а как это будет, как..

-Боишься? А говорил...

-Не знаю.. Какое-то чувство странное – как будто и сожаление... Я говорю себе:  «О чём
сожалеть? Жизнь – гавно!» Но вот когда не думаю о жизни в целом, о всём том, что было и
может быть, остаётся это сожаление –  как будто я не хочу совсем исчезать!..

-Так, может, дело не в жизни, о которой ты говоришь?

-А в чём тогда!  Или ты намекаешь, что мне нужно всё поменять... Может, уехать в горы –
жить в пещере, питаться яблоками... Да нет, что ты!  Я даже не знаю, растут ли в горах
яблоки!. Я не смогу.

-Тогда...

-Ну подожди.! Меня беспокоит это чувство... Вдруг я действительно потеряю что-то ценное?.

-О, это будет очень обидно!

-Смеешься? Кем бы ты ни была, мне кажется, ты всё знаешь – но не хочешь сказать мне.

-Не положено.

-Ну вот – и тут то же!

-Я ведь всего лишь воплощение твоего ума и всего, что в нём.  Свои ответы увидишь сам..

-Подожди, подожди.., не уходи!.  Одну подсказку...  дай хоть что-то, намекни!..





- Красные маки распускаются

                на просторах полей...

И они так же хороши,

              как зелёная трава

                и голубые небеса..





Он не успел спросить, что это значит, - что-то вырвало его из сна. Это была ломота и
боль во всём теле, от которой он часто просыпался в последнее время.  Но в один миг –
ещё пока не открыл глаза – весь сон, весь странный разговор разом припомнился ему. И
стих, венчающий его... Стих без рифмы, но на что-то так мощно указывающий,
напомнивший!..  – это враз пронзило душу, ещё до того, как она вполне ощутила
физическиую боль.  И, когда он открыл глаза с этим воспоминанием и увидел всё тот же
обыкновенный мир... Предметы были те же, но что-то новое пульсировало внутри.   Он
понял:  шанс дан..









    10-й



Друг открыл дверь и удивился:

-Ты?..

-Привет. Извини, что я там тебе наговорил... Вообще-то я даже не знаю зачем пришёл.
Просто вдруг стало невыносимо в той квартире – ну и... извиниться хотел.

-Заходи.

-Спасибо.

-Выглядишь как будто лучше.

-Да ладно – я сегодня в зеркало смотрел.., может, первый раз за месяц.

-Я имею в виду не просто вид, а... Как будто уверенность появилась или борьба.. Свет из
тебя стал ярче – раньше еле тлел.

-В самом деле?

-Да.

-Спасибо.

-Нету за что – за правду не благодарят. Садись, сейчас я принесу чая. Как видишь, у меня
сейчас никого нет, так что, если хочешь, можешь остаться пока..

-Можно?.

-Конечно.

-Послушай, мне кажется...

-Что за этим что-то есть? Что я что-то замышляю или ты мне будешь должен потом?.. Ну что
ж, оставайся и проверь.

-Тогда ты так кричал на меня...

-На глупость твою.

-Но зачем, зачем тебе это было нужно?.

-Ты же хороший парень, Артём. Я не мог просто смотреть, как ты становишся ничтожеством,
как ты погибаешь.

-Не мог...

-Я должен был что-то сделать! Теперь, мне кажется, ты немного живее.  И я рад.

-И я могу остаться?

-Да.

-Послушай, я не знаю... Я доставлю тебе неприятности!. Я... я, кажется, обидел Люду.

-Обидел?

-Не знаю... Она ушла.

-Ничего, это поправимо. Если ты в самом деле решился встать на верный путь – я думаю, у
тебя будет возможность и извиниться перед ней, и даже – кто знает? – вернуть прежние
ваши отношения...

-Прежние? Мне кажется, это было в прошлой жизни – к которой уже вернуться нельзя.

-Ну почему же нельзя? Всё в твоих руках!

-Это будет трудно. Меня уже сейчас при одной мысли трясёт...

-Ничего – друзья тебе помогут. Всё будет хорошо.

-Помогут...

Почти успокоившийся гость вдруг взрывается: вскакивает с дивана, порывисто уходит к окну.

-Как они помогут?!  Ты хоть знаешь, как это?.. Да что вы знаете?!! что вы вообще хотите
от меня?.

-Ну, ну, подожди..  Для начала, ты сам сюда пришёл. Мне казалось.., у меня было такое
впечатление, что ты готов измениться, вернуться к нормальной жизни.

-А что это - "нормальная жизнь"?

-Напрягись немного, и ты вспомнишь. То, как ты жил раньше, до того, как..

-Раньше??  Это нормальная, по-твоему, жизнь?

-Раньше всё было хорошо – ты был таким же, как все. Посмотри, я до сих пор так живу и...
всё замечательно.

-Да? И ты хочешь меня вернуть к такой жизни?

-Артём, скажи, зачем ты пришёл ко мне... Опять затеять ссору?

-Я... я думал.. что найду здесь помощь.

-Так я и предлагаю тебе помощь!

-Пока, друг.. Извини... Мне ещё нужно зайти к Люде попросить у неё прощения. Прощай.

-Погоди, друг!. Ну... Что же не так?!. Что..

Шаги по лестнице внизу.., потом хлопок двери – и всё смолкло.







   11-й



-Зачем пошёл, зачем пошёл... – бормотал, стоя под дверью; но уже позвонил. Надо ждать.

-О!.. Здравствуй. А тебе кто нужен? Вид у тебя, парень, однако..

-Мне Люду – нужно с ней поговорить..

-Люду... А ты точно не ошибся дверью?

-Артём?.  Олег, это ко мне – иди, я сейчас приду.  Это.. наверно на пару минут. Что
тебе, Артём? Вид у тебя не очень..

-Зато жив – ты знаешь, я мог умереть вчера.

-Ну... Извини – но меня это уже не очень интересует.

-Да, понятно.. Хотя совсем недавно ты меня убеждала, что моя жизнь важна для тебя... чем-
то важна. Я даже на секунду поверил.

-Что тебе надо, Артём? Меня Олег ждёт.

-А ты говорила, что у тебя никого нет..

-Он совсем недавно... появился.. Стоп! – мне что, оправдываться перед тобой?!  Артём, я
действительно хотела помочь тебе, но... Ты свой выбор сделал.

-Ты уверена?

-В чём?!

-Что знаешь, какой это выбор?

-Артём, я вижу, своими глазами!.

-Хорошо. Ты тогда говорила, что вы готовы оплатить клинику.. ты и мой друг... Впрочем,
неважно. Я только что был у него. Скажи мне только одно: зачем вам это было нужно?

-Что?

-Ну приходить ко мне, меня убеждать... А теперь, когда я действительно решил измениться..

-Хватит, Артём, никто тебе уже не поверит. Хочешь взять деньги, якобы на клинику.,
хочешь помотать нервы людям?..

-...уже никто мне не верит.

-Ты сам виноват.

-Да. Конечно, сам..  Извини – я только пришёл извинится. Извини.  Тебе больше не надо
беспокоится обо мне. Давай, иди – тебя Олег ждёт.







    12-й



Монолог.

-Ну здравствуй, квартира... Да, ужасно. Тут так темно, серо. И сыро, и действительно чем-
то пахнет.. Ничего, откроем окна – хоть один раз проветрим. Всё-таки весна на дворе. Да
и некуда мне больше идти – теперь, квартирка, только ты и я... Да нет, шучу – конечно,
только я.  Люди отвернулись от меня – конечно, с кем ещё мне водить дружбу?. С
собственной пустой квартирой.  Но хорошо, что люди ушли, – или я ушёл.. Они чего-то
хотели от меня, хотели наставить на какой-то путь... или просто почувствовать себя более
добрыми, более правильными. Я только средство. Нет, они не плохие, они добрые – но я
средство для их доброты. Они просто замучились со мной, они хотели бы увидеть меня
исправившимся, но у всякой доброты есть предел... А у них свои жизни – они ещё найдут
кому сделать доброе, кого облагодетельствовать.  Ничего, квартирка, поживём... может
быть. Я ещё не знаю, что будет, – мне уже сейчас плохо..  Может, мы справимся. Да, да, я
справлюсь – незачем мне напоминать! Я не буду больше перекладывать на кого-то
отвественность. Да больше и не на кого – я один. Всегда был один.. Правда?

Гудящая в стенах тишина.







    13-й 



-Здравствуй, сынок...

-Мама?.  Я рад тебя видеть.. очень рад... Но тебе лучше уйти.

-Ты меня прогоняешь? Мне было нелегко решиться прийти к тебе.. Тем более после того, что
рассказал отец. Видно, он был прав... – ты выглядишь усталым, больным.. ты...

-Мама, мне нужно время. Сейчас я должен остаться один... а потом мы с тобой.. поговорим,
как-нибудь, непременно. И скажи отцу, что мне очень жаль, что... я был не в себе.

-Артём, подожди – неужели ты так меня и не пустишь?. Я сказала отцу, что иду в
магазин... Артём, ты меня убьёшь.

-Мама!.. если ты останешся, будет ещё хуже!

-А если ты умрёшь?. Смотри, вот я тебе принесла поесть – ох, да какой же ты худой,
господи!..

-Не нужно... хотя.. Тебе-то хоть ничего не нужно от меня?

-Что?  Не пойму.

-Ничего. Спасибо за еду, спасибо, что пришла. Я тебя.. люблю.

-Сынок... умоляю тебя, будь сильным – выберись!.. прошу, выберись, найди дорогу...

Когда дверь закрылась, он подумл со вздохом, держа в руке шелестящй пакет с едой, что и
ей всё-таки что-то надо от него. Может, это очень глубоко и бессознательно...  Да и
бывает ли безусловная любовь?

Тело било дрожью, знобило, он закрыл окно. Есть не хотелось (хотя он не ел уже больше
суток). Он пошёл и сел на диван, где сидел несколько часов до этого.







            14-й



-Артём Шалеев тут проживает?

-Я.

-Возьмите и распишитесь.

-Всё?

-Всего хорошего.

-Подождите.. а что это?

-А вы не видите? Повестка к следователю. На допрос.

-Допрос?.

-Всего хорошего.

Когда пришелец ушёл, он опять вернулся на диван. Думал, что можно и не пойти... Потом
решил пойти. «Завтра, - посмотрев на бумажку, - к девяти.. Дойти бы. Надо поесть».





  *

Дошёл.

-Можно?

-Шалеев? Заходите.  На вас, Артём, завление поступило – вы не догадываетесь, о чём
речь?.. А вид-то у вас!.. Да вы сядьте! Болен, что ли?

-Ага.

-Так что с заявлением?

-Не знаю. Оно же у вас.

-Нда.  Ладно, скажите: вы знакомы с таким Сергеем Шуйко?

-Не припоминаю... У меня вообще не очень память на фамилии и имена..

-А на обстоятельства?  Он утверждает, что гостил у вас неделю назад и... Вы можете
подтвердить?

-Неделю? Знаете что, у меня часов дома нет и календаря тоже... Что вы смотрите на меня
так. Ну приходил кто-то – не знаю неделю это было назад, а может месяц.. или год.

-Слушайте, Артём Владимирович, а вы часом не того...

-Чего?

-Не под кайфом? Очень уж похоже..

-Нет.

-Уверены?

-Пожалуйста, товарищ следователь, давайте о чём-то другом. А если хотите, возьмите кровь
на пробу.

-Не нужно мне вашей крови. Но я хочу вас предупредить – если дойдёт до суда, это
обстоятельство сыграет крепко против вас.

-Ну да, я знаю: на наркомана можно все грехи повесить.

-Ладно, хватит лирики. Скажите, чем вы занимались в тот вечер.., когда к вам пришёл
Шуйко?

-Пили.

-О, видите, а говорите: память, и часов нет. Пили – и что?

-Ничего. Допили, потом пошли спать – я ему постелил на диване, а сам на полу...

-Не холодно?

-Мне? сейчас?.

-Тогда, на полу!

-Нет, я же не царских кровей. Когда-то даже на улице спал – ничего.

-Скажите честно, Шалеев, употребляете же?

-Если вы меня обвиняете в этом.., причём тут тот.. как вы его назвали – с кем мы
выпивали?.

-Он утверждает, что вы обокрали его.

-Да? Знаете, он, кажется, уже пришёл не особо трезвый... Просил пустить переночевать. Я
пустил – а теперь вот обвиняет.. Утром он очень спешил на вокзал, вот наверно и потерял
по дороге кошелёк.  Легче-то, конечно, всё на другого спихнуть..

-Может быть, может быть. А вы смотрите – у вас и память и логическое с абстрактным
мышление сразу прорезались!..  Сразу бы так.

-Я действительно болен – просто представил, что вы меня запрёте в камере: я же там
совсем...

-Ну никто вас пока запирать не собирается... И что же мы, по-вашему, совсем звери, не
отправим действительно больного человека в больницу, а будем держать.. Эх, Артём
Владимирович!. Подпишите вот здесь – и никуда пока не уезжайте.

-Хорошо что сказали – я как раз собирался в Лос Анжелес..

-Ну вот – и с юмором у вас хорошо. Кажется, вы совсем не больны. Только бледный очень...
Попробуйте глинтвейн!

-Это всё? Я уже могу идти?

-Никуда не исчезай. Если будешь нужен, мы тебя вызовем.







    15-й



-Молодой человек, вам что, плохо?..

-Нет, уже сейчас пройдёт..

-Да смотри ты, у тебя ни кровинки в лице!.

-Это ничего. Мне бы только до дома дойти...

-Давай я тебя провожу – где ты живёшь?

-Где же видано, чтобы девчёнка на себе парня тащила.? Сама-то какая тощая.

-Так, говори где живёшь – а то сейчас вызову скорую!

-Нет, это не надо... Мне сказали: никуда не уезжать. Следователь придёт – а меня нет.
Подумает... сбежал.

-Слушай, ты наркоман или что? следователи тобой интересуются... Ничего, пойдём. В какую
сторону, туда или туда?

-Нет, это меня за кражу, то есть.. я им ничего не сказал.  Если посадят – совсем
загнусь. Лучше уж один в квартире, чем в тюряге.. Стой, туда.

-Ну молодец. Что ж ты сделал со своей жизнью – видел себя-то в зеркале?.

-У меня нет зеркала., я всё чувствую... Это всё – расплата.

-Надеюсь, не за чужие грехи.

-Нет, за свои. Слушай, оставь меня – я дойду.

-Ничего, ты совсем лёгкий, наверно, ел в последний раз в прошлом году. Ты смотри по
сторонам – не прошли поворот или чего?

-Не,  - вон на том перекрёстке налево. Спасибо тебе.

-Да не за что. Домой-то ты доберёшся – а потом?

-Что потом?

-Опять старая жизнь?.

-Я должен.. я должен перетерпеть. Мне сейчас ничего не нужно – только перетерпеть.  А
потом уже посмотрим.

-Так что, решил завязать?

-Типа того. Если опять сяду на дурь, сдохну – смерть уже приходила ко мне, почти взяла.
Могу, правда, и теперь, сама видишь – но если пройду через этот ад, который тебе и не
представить...

-Ну почему же?

-Только не говори...

-Хорошо, не буду. Теперь куда?









    16-й



-О, у тебя тут...  Впрочем всё знакомо. Диван-то хоть остался?

-Диван остался. Там.

-Замечательно. Садись. Ты прямо, как дитя, - я могла бы тебя на руках донести. Так,
теперь... тебе нужно чего-то жирного, бульону или чаю с маслом...

-Ничего нет. Не надо... не надо, спасибо тебе и за то! Спасибо, иди.. Я не хочу, не
хочу, э-э..

-Видишь, даже язык за зубы заплетается. А может, я твой ангел-хранитель? – а ты меня
гонишь.

-Да не гоню я!..

-Тогда сиди спокойно.

-Ты знаешь, все от меня отвернулись... Девушка, друг..

-Естественно. Зачем ты им такой нужен?

-От друга я сам ушёл. Они сначала хотели мне помочь – но я делал вид, что не пойму: что
они хотят?.. Они ушли. А теперь..

-Ладно, можешь не особенно трудится. Я со своими родителями до сих пор не общаюсь. О
друзьях и речи нет – они все такие правильные, хорошие – зачем им наркоманка?!

-Не может быть.. нет, я не поверю!.. И что ты сама спрыгнула?

-Перетерпела. Но и мне тоже помогли..

-Кто??

-Ангел-хранитель! Ладно, я в магазин, куплю кое-каких продуктов, чаю, ну и там всего.
Сигарет взять?

-Я не курю.

-Ты смотри какой! – хочешь прожить долго?

-Очень смешно. Скажи мне..

-Что?

-Зачем тебе.. зачем ты со мной возишся?

-Я же сказала... Или нет?

-Нет.

-Сиди тут. Я в магазин, потом накормлю тебя, потом будем чай пить.

-Я тут.. тут... Куда же я денусь? (слабым голосом, когда она уже вышла).









    17-й



-Лиза, это невыносимо.. я больше не могу!

-Можешь! я же смогла! Будь мужиком!!

-Хорошо... хорошо, хорошо, только.. Я тебе напишу адрес.  Гарик, кличка ;Весло; - у него
есть...

-Никакого Гарика, никаких адресов!.. Сам знаешь: один шаг назад – и ты опять в этом
говне! Потом опять нужно будет долго и нудно.. и опять проходить через всё, что ты уже
выдержал...  Ты слышишь меня??

-Боже мой, какая ты жестокая... Слушай, ты... Я не знаю, зачем ты здесь – уйди! Без тебя
будет лучше.

-Извини, я останусь. А попросил бы в нормальном состоянии, то ушла бы..

-Я в нормальном!.

-Да, конечно.

-Ну ты и сука!..

-Кто ещё?

-Тварь паршивая!..

-О, очень интересно – мне кажется, я ещё много от тебя услышу таких определений. Или
нет? Ничего, ты лучше словами бросайся, это пустяки.

-Лиза, боже мой... Мне кажется, я больше не выдержу.. Ну что ты хочешь? Мне так и так
здыхать!

-Я тут, просто чтобы напоминать тебе о твоём решении.

-Какое ещё – ничего я не решал!.. Я просто.. просто хотел посмотреть – выйдет у меня?.

-Ну и...

-Не выходит!  Лиза, солнце., прошу тебя...

-Ни за что. Ты помнишь, я тебе говорила о том человеке, который мне помог? Так вот я его
такими словами обзывала!. – когда мне было так же, как и тебе. А он только улыбался и
держал меня.

-Хахаль твой?

-Нет, просто.. друг.  Мы познакомились случайно – возле киоска, я покупала сигареты, он
попросил одну.

-Тоже  бывший наркоман?

-Нет. Просто бомж – бродяга. 

-И что, он тебе помог?.

- Помог. Давай оставим это. Смотри, что я принесла – магнитофон! Ты любишь музыку?

-Только этого мне не хватало.. Когда-то любил.

-Я так и знала! Всё-таки осталось что-то человеческое...

-Будешь оскорблять меня, я тебя побью – ты знаешь, мы, наркоманы, отморозки – нас так и
называют все..

-Конечно, знаю. Какая тебе музыка нравится?

-Рок - и погромче! Чтобы в ушах гудело и... соседи стучали в стены.. и дрожали в окнах
стёкла.

-Нет, серьёзно скажи – а то я включу Русское радио!

-Только не это!  Хочешь меня доконать? Когда-то я любил джаз.. это было сто лет назад. И
рок тоже – старый, Битлз, Аэросмит...

-Аэросмит – это не такой и старый. Ну это я поищу. А пока как на счёт Карлоса Сантаны..

-Это тот, что на гитаре?.

-На гитаре.

И что-то новое появлялось в полупустой  убогой квартире – прежде были лишь стоны,
тяжёлые вздохи.., иногда были слова, обращённые непонятно к кому, всё равно
бессмысленные... – теперь появилась музыка. И двое людей в комнате, где впервые за
несколько месяцев открыли шторы: он бессильно, немного похожий на брошенную тряпичную
куклу, сидел с откинутой головой на диване, она на корточках под стенкой, смотря на
него, улыбаясь,...  Свет дня, льющийся через пыльное окно. Неуловимая бесконечность, то
и дело теряемая в накатывающейся волнами тупой боли, очередной мысли и даже в приступе
необъяснимой любви... 







   

    18-й



-Вы к Артёму?

-Ага... Дома он?

-Да, но он.. болен.

-Болен...

-Лиза, кто это?

-Может, вы зайдёте?.

-Нет, лучше вы позовите его сюда.

-Хорошо...

Он уже стоял рядом, прислонившись к стене в коридоре.

-Лиза, это мой одноклассник, Сергей, мы поговорим...

-Одногруппник. На площадку пошли.





    *



-Ну что, вижу я теперь какая у тебя болезнь... А девчёнка-то – кажется, нормальная. Что
ж ты и её мучишь?

-Серёг, я догадываюсь зачем ты пришёл...

-Да ты что! Серьёзно?

-Да.

-Слушай, а мне кажется, ты и в институте уже был нариком, а?.  Как-то отделился от всех,
ходил такой смурной...

- Погоди, постой.. Я, конечно, не могу обращаться к тебе как к другу.., не могу и
просить, чтобы ты меня понял.. Просто скажу: если меня теперь посадят, мне гаплык.
Понимаешь?  Да, это я, я взял тогда твои деньги... Не буду говорить, что был не в себе,
– то же не поверишь.. Сейчас бы я, наверно, этого не сделал. Меня уже вызывали к
следователю... И пообещать тебе ничего не могу – только если.. выздоровею... обязательно
отдам!

-Ну, ну, не напрягайся так... Ты ещё бледнее стал. На счёт милиции не беспокойся,
заявление я забрал – сказал: наверно, в самом деле потерял, господин майор, извините,
мол, за беспокойство. У них и так дел достаточно – не знаю, что меня дёрнуло. А я всё
равно уверен был, что это ты, что бы они там не доказывали.  И я и подумал: что же я сам
с тобой не разберусь?

-Сергей... Извини меня.

-Ты смотри, как говорить стал.. А я к тебе как к другу, нормальному человеку приходил!..

-Я бы тебе рассказал, что это такое: одно-единственное желание, которое занимает  весь
мир... даже не твоё – ты и есть оно, больше ничего. Нет уже места для чувств, морали...
и прочего. Я бы тебе рассказал – да ты не захочешь слушать.

-Ты прав, друг, не захочу. Такие, как ты, могут сочинять что угодно, давить на жалость –
а когда отвернёшся: либо нож в спину, либо... утащат последнее.

-Тебе повезло, что у меня не было ножа.

Большой румяный парень пару секунд смотрел на слабо смеющегося бледного и худого...
Затем замахнулся и ударил его.., - худой ударился спиной о стену радом с дверью и сполз
на пол.

-Вам никогда нельзя верить!.. Вы что угодно сичините!! Пришёл к нему, думал к другу... –
а он!. Ничего, не надо мне ничего отдавать – сам же себя ближе к могиле притянул этим...
Я и бить тебя больше не буду, ты...

-Конченный человек?

-Видишь!. сам всё знаешь. Прощай. Был ты когда-то нормальным пацаном, да сдулся совсем –
почти ничего от тебя не осталось.

-Подожди...

-Что ещё?!

-Разве ты совсем не хочешь мне помочь?.  Сказать хотя бы: ты силён, ты можешь
исправиться... ещё что-то..?

-Совсем ты из ума выжил. Зачем ты мне сдался?. Я же знаю, что такие, как ты, пропащие!
Всё, пока, – лучше уж на вокзале ночевать с бомжами, чем с такими, как ты.









     19-й



-Я так и знала... Нельзя было вас оставлять. Сразу же видно – какой-то идиот
неотёсанный!. Ну давай, обопрись на меня.., только до дивана..

-Это мой одноклассник, Лиза. Точней одногруппник – вместе в институте учились. Я украл у
него деньги.

-Молодец, садись... Никакой перекиси тут, конечно, и в помине нет. Надо в аптеку идти..

-Не надо, зачем.. Он, наверно, прав, Лизка,  - такие, как ты, говорит, пропащие...

-Нет, не прав.  Вот прямо перед тобой пример: не прав!

-Ну это редкие случаи.., чудеса. К тому же там у тебя был какой-то ангел-хранитель –
наверно, волшебник...

-Ребёнок ты, ребёнок.. Конечно же – лучше тыкнуть пальцем: «Только там, за синим
морем...»  Какой ангел, какое чудо, Артём?!  Это был просто бомж – бродяга, который
увидел, что я загибаюсь и... просто имеющий сердце. Он и сам-то уже был почти на грани –
и не знал он, что делать, он же никакой не врач! Просто сидел возле меня, воды приносил,
не знаю откуда брал еду; а когда меня колотило, держал меня, терпел всё – а я-то... Ты
бы меня видел: я и плевалась и матом его, и ногами... А он говорит: «Держись! Жизнь –
это боль». Я ему кричу: «Так если боль – зачем же жить тогда?!» Он мне всё время ещё
хотел что-то сказать – но то ли слов не хватало, то ли думал, что не пойму.. А я
чувствовала! – от него будто свет исходил. Представляешь: вонючий обшарпанный старик, а
светится, как лампа Ильича!..

-И что с ним стало...

-Не знаю, ушёл куда-то. Однажды я утром встаю, а он уже со своей котомкой, смотрит на
меня. Говорит: «Теперь уже ты сама сможешь. Теперь ты знаешь, что можно». И ушёл. Такой
дряхлый – я всё думала, как же он один живёт?. А потом глянула на себя в зеркало: сама-
то скелет! Смотрел «Восставшие из ада»? – вот это я. А выжила, видишь?

-Вижу... Но у меня уже почти нет сил. И что я буду делать?.. Один мой друг, бывший
наверно, говорил: «будешь жить, как раньше». А я сбежал от него. Только не как раньше!!.
– зачем сейчас держаться, терпеть эти муки, если... как раньше??!

-Кто же тебя заставляет как раньше жить?  Живи по-новому!..

-Сама-то ты знаешь, как это?

-Конечно, знаю.

-Ну?

-Сейчас схожу в аптеку, по дороге куплю чего-то пожевать – прийду и расскажу тебе. Не
уходи пока...







    20-й



Две тени на стене.  Весенние облака за окном разошлись, вечернее солнце светит на
импровизированный экран, покрытый старыми, облезшими обоями, и на нём внизу... Будто две
змеи, подняв голову, смотрят друг на друга и ведут разговор, порывисто открывая и
закрывая рот.

-Кажется, что это всё равно: остаться... держаться и остаться – или.. дать себя унести.

-Хочешь сказать, что мне не нужно было прикладывать усилия, напрягать все силы... и тот
старик появился в моей жизни случайно..?

-Может, у тебя всё иначе... Может, тебе надо было выжить и.. Может у тебя миссия??

-Ха! Ты в своём уме?  Нашёл величие под забором!. Хотя...

-Что «хотя-ааа»?

-По-моему, моя миссия – ты.

-Это чепуха. Меня-то совсем не для чего спасать.

-Уверен?

-Я отброс общества. Я сам себя отбросил.. А куда мне ещё идти? Никому я не нужен. Просто
скитаться по земле.. бродить без цели...

-Как тот старик.

-Что?.

-Ничего. А ты не подумал, что жизнь сама по себе может быть ценна, – и без всех
остальных?

-У меня было такое чувство. И смерть мне тоже это подтвердила, правда косвенно...

-Смерть? Вы виделись?

-Да.  Правда, это была не смерть – а так, просто.. Моё же понимание, предчувствие.

-Послушай, ты ведь интереснейший человек!..

-Брось. Я думал, хоть ты не будешь насмехаться..

-Да я не насмехаюсь! И знаешь что?

-Ну?

-Если тебе так нужно быть кому-то нужным... то ты нужен мне.. А ну-ка смотри – сможешь
так?

И одна из змей на стене вдруг превратилась в голубя и легко взлетела по оранжевому
закатному экрану на драных обоях.  Другая змея долго смотрела вверх, открыв рот,  а
потом... 




















             --------------------------------------------