Дешево и сердито

Морской Профсоюзный Телеграф
За всю историю наших посещений судов, стоящих в питерском порту, моряки не изъявили особого желания с нами разговаривать только два раза. Первый случай был связан с яхтой того самого Р.Абрамовича: дальше трапа мы пробраться так и не смогли, хотя очень старались. Но здесь все понятно: у богатых свои причуды. Второй случай, когда моряки отгородились от нас глухой стеной, произошел сегодня. Экипаж судна под молдавским флагом на контакт так и не пошел, сколько мы его не звали. Это очень странно, поскольку по опыту знаем, что все моряки, вне зависимости от национальности, всегда рады гостям: они с удовольствием передают приветы через нашу газету; ничего не имеют против того, чтобы их сфотографировали или взяли интервью.

На т/х «Dagger» нам дали возможность подняться на борт по очень скользкому, да ещё находящемуся под углом трапу. Моряк по имени Иван сходу заявил, что по ISPS коду никто из членов экипажа ничего никому говорить не станет. И он в том числе. Даже не просите! Нам подумалось, что к чему все эти секреты под молдавским флагом? Неужели, моряки чего-то скрывают? Да, вроде, нет. Из того немногого, что удалось вытянуть из Ивана, который старался помалкивать как самый настоящий партизан, выяснилось, что у судна нет постоянного района работы. Сейчас вот зашли в питерский порт с грузом зерна. Потом, вроде, должны пойти на Средиземку. По словам Ивана, экипаж судна состоит из 11 человек: россияне и украинцы. Более того, он заявил нам, что судно работает по колдоговору. И ему все нравится. Особенно, что деньги работодатель переводит ему на валютный счет и процентов за это дело с него не снимают. Мы не стали спорить с ним и говорить, что по нашей информации никакого колдоговора на судне нет: зачем лишний раз огорчать человека, который даже не может сказать, в какой компании он работает. Наверное, под молдавским флагом свои приоритеты: кормят, поят, чего-то там платят только тем, кто молчит, как партизан. В общем, если Молдова, заполучив от Украины 460 метров морского берега (но это совсем другая история), таким вот образом собирается превратиться в мощную морскую державу, то становится очень грустно. Ведь всё это чем-то напоминает грузинский или там кампучийский сценарий, когда флагом торгуют направо и налево за сущие копейки. От такого подхода, как известно, ни Грузия, ни Кампучия веса в мировом судоходстве не приобрели. Спрашивается, а Молдове то все это зачем? Наверное, для того, чтобы подзаработать на регистре, который вовсю рекламируется, как «one of the most chosen country for registration of vessels in the world» («один из самых востребованных»). За что же он так полюбился судовладельцам? Да за то же, что и грузинский, и кампучийский, которые имеют все признаки «удобного» флага. Дело в том, что в судовом реестре Молдовы могут быть зарегистрированы пароходы, принадлежащие юридическим и физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам этой страны, а также суда, эксплуатируемые этими лицами на основании договоров бербоут-чартера или лизинга. Другими словами, очень затруднительно установить реальную связь флага страны с судовладельцем в данном случае. Кроме того, в рекламе говорится, что ограничений для регистрации, а также процедурных отличий, связанных с возрастом судна, не существует. Собственно говоря, трудно не согласиться с таким слоганом, когда видишь с иголочки молдавский флаг на т/х «Dagger» 1982 г.п.
Ещё одним преимуществом молдавского флага являются сроки регистрации судна в судовом реестре Молдовы и цена. Они составляют один день, при условии предоставления всех необходимых документов, и стоят от 480 долларов, в зависимости от тоннажа. Действительно, дешево и сердито.
Мы покидали т/х «Dagger» в смешанных чувствах. С одной стороны, несмотря на закрытость молдавских партизан, одного из них все же допросить удалось. С другой, в том, что он выдал нам, веселого мало. Честно говоря, молдавский флаг наших ожиданий не оправдал.

P.S. О других преимуществах молдавского флага читайте здесь:
http://shipforge.md//