Прадедушка! Связь времён!

Марина Косовцова
 
  Подвода медленно поднималась в гору. Две лошади, мотая головой потряхивая гривой, не терпеливо подергивали поводья, прося извозчика их отпустить, дать им волю, что бы  понестись вскачь! Извозчик, обычно отпускавший вожжи все натягивал и натягивал их, заставляя идти тише и тише приноравливаясь к скорбным шагам идущих людей за подводой. Родственники, друзья, соседи, провожали в последний путь дедушку Ваню. Местного великана, здоровяка легенду хутора Первомайского, прожившего 89 лет.

  Мальчик и девочка 7 лет сидели на подводе и в силу своего возраста  с интересом наблюдали за своим  прадедом, в недоумении пожимая плечами. Шепотом задавая друг другу  вопросы:
  -Почему дедушка так долго спит?

  С тех пор как положили его в этот чёрный ящик, он не открывает глаза. Они проверяли, пока ни кто на них не смотрел. Наклоняли свои вихрастые головки к дедушкиной груди. Прислушивались, замирая, сдерживая дыхание, он не дышал, грудь была не подвижна, и не было привычного тепла в его  добрых ласковых руках. Они холодно не подвижно лежали на груди, не тянулись к их вихрастым головам. Прикладываясь раскрасневшимися щёчками, к дедушкиной бороде, которая величаво лежала на груди, прикрывавшая холодные руки, вся белая, седая, задерживая на себе все взгляды, дети не могли понять в чем дело.
 
  Дедушка, казалось отдыхал, устав от нелегкой крестьянской жизни, прожив её с достоинством, простившись, объехав перед смертью всех родственников, пролежав после этого в раздумье, вечером лёг, утром просто не проснулся.
 
  Родственники так же степенно с достоинством провожали дедушку Ваню в его последний путь на этом свете. Без слёз и причитаний, дедушка прожил долгую жизнь. Посмотрел в окно, уходи, была его поговорка. Дети не понимали, что это было прощание поколений, 89 летний старец и они 7 летние. Дети, которым предстоит пройти свой путь, проложив тропу связывающую двадцатый и двадцать первый век. Перенести свои воспоминания из этого века, в следующий. Им предстояло прожить на волне воссоединения веков и поколений. На волне преломления человеческого сознания!

  Светило солнце в небе, лаская дедушкину бороду. Подвода катилась по разбухшей после вчерашнего дождя грунтовой деревенской дороге. На обода цеплялась и отлетала грязь, летя на идущих сзади, они молча,  спокойно отворачивались, ведя не торопливую беседу. Чаще всего родственники собираются вместе вот на такие мероприятия.
      
  Мальчик и девочка поджимали под себя ноги, чтобы не вымазать Черный материал.  Но ноги не выдерживали, соскальзывали вниз. Ноги затекали, хоть путь был коротким. Уцепившись за край подводы, терпеливо зависли, удерживаясь на руках. Им не хотелось чтоб их согнали отсюда, от их любимого дедушки, хотелось побыть с ним рядом и подольше.   
      
  Дедушка умер не от болезни, он почти никогда не болел. У него были целыми все зубы, он жил  по распорядку природы, поднимался с зарей, переделав домашние дела, кушал, никогда не смешивал горячую и холодную пищу,  выпивал 100 гр. горилки перед трапезой, для бодрости. В обед по солнцепеку он отдыхал, чтобы солнце не перегревало тело и голову, вечером мылся в бане, поспать любил на русской печи.

  До революции земельные наделы выдавали на сыновей. Их было 3 брата, большая семья большие угодья и хозяйство, работали вместе пахали, сеяли, убирали урожай. Они жили  в Черниговской области села Малый  Сам бур. Во время революции их раскулачили, согнали в колхоз весь скот и землю отобрали. Дедушку сослали в Сибирь как и остальных. Жены с детьми тоже были сосланы в Сибирь. Детей у дедушки на тот момент было пятеро, побыв некоторое время в Сибири их несколько семей приехали на Ставрополье. Когда приехали на Кавказ, на своих заработанных в Сибири лошадях, опять отобрали и лошадей и подводы,- типа раскулачили повторно.

        Поселились они в ложбине между двух гор на берегу речки Кузьмы, устроились работать в колхоз. Место где они совместно обустроили свой хутор назвали Первомайским как и на родине. Поднимая колхозное хозяйство понемногу становились на ноги,  женились на таких же переселенцах  как и сами,  иногда на местных, постепенно род перемешивался, забывались былые корни,  постепенно при получении паспортов становились местными Ставропольскими. Из Украинцев превращаясь в Русских. Хотя, история дама двоякая.

  Похоронили дедушку Ваню на взгорке, рядом с его женой Анной, там же похоронена и мать мужа их дочери Ганны. Земля чистый чернозем, ни одного камня. Его тело покоится в красивом месте, внизу ложбина, течет не большая речка Казьма и растут сады. Помянули, как положено, только вот старший сын опоздал с младшей дочкой, отрывать не стали, зачем  бередить старика.

  Лежит старик, спит древний старец, он жизнь прожил спокойно, величаво. Рожденный 1885г. Лицом к лицу встретивший революцию 1917г,умелец участвовал в возрождении колхозов, вместе со своими селянами каждый сам себе построили хаты, как смогли так и сделали. Строили гуртом помогая друг другу. В колхозе  насаживали сады виноградники, побыв под неметчиной, прятал партизан, вырастив пять детей. Умер в самое светлое для России время 1967 г. В канун Нового года.
 
  Распались колхозы,  что он создавал и хата, что строил он для семьи, развалин не видно давно и даже сады,  которые он посадил от плодоносили свой век, их спилили давно. На взгорке заросшее кладбище, весною сирень и вишня цветет.

  По горе  напротив проходит дорога и люди проезжая мимо, кто добрым, кто не добрым словом вспоминает. Все меньше и меньше людей, кто вспомнил и помянул.

  Родился младенец!
  Здоровый, живой и красивый,
  Ребенок подрос,
  В школу пошел.
  Окончилась школа,
  Во взрослую жизнь
  Он вступил.
  Постарел, поседел, умер,
  В яму зарыли, сгнил,
  На могилу  вишню посадили,
  Вишня подросла,
  Питаясь соком человека,
  Ягоды созрели,
  На землю упали,
  Мимо курица бежала,
  Ягоду схватила, съела
  Птицу поймали, зарубили,
  Сварили, съели.
  Водоворот природы.
  Начало жизни и конец!
Дедушка Ваня одна из твоих внучек Вера поставила вам с женой памятник правда она забыла день твоего рождения и смерти.


Продолжение рассказ Хутор Первомайский!



Воспоминания внучки Раи о дедушке Ване!

   Послевоенное трудное, голодное время, дедушке Ване было за восемьдесят, но каждый член семьи работал в меру своих сил, дедушка Ваня выполнял работу, веял молоко сельчан. Только начинало светать дедушка присаживался к уже собранному сепаратору, ставил ведро рядом и ждал! Откуда в семье появился этот сепаратор уже никто и не помнил назывался он гуртовым.
   Видя что эта работа доставляет деду значимость и наполняет его старость наполненностью жизни, ни кто даже не помышлял отбирать у деда эту его работу. Вот и первая доярка с ведром берёт литровую кружку из своего ведра отбирает молоко выливает в стоящее ведро,(оплата за сделанную работу, остальное выливает в сепаратор.
   Сепаратор большой, алюминиевый, пятнадцати литровый. Дедушка начинал крутить, сепаратор начинал медленно раскручиваться, убыстряя бег руки и раздавался рабочий гул, если прислушаться можно было услышать мелодию, мелодия сепаратора для каждого была своя. Из первого алюминиевого рукава начинало бежать молоко, ручеёк был бойким и весёлым, со второго рукава начинали капать сливки, вначале медленно, потом быстрее, тоже постепенно превращаясь в ручеёк, но этот ручеёк был погуще и бежал помедленнее и повольяжнее, чувствуя свою  большую значимость.
    Когда за последней гостьей с молоком закрывалась дверь, дедушка выливал молоко из ведра и сепарировал и его, собрав сливки  в банку, передав ведро с обратом (так называлось проси парированное молоко)бабушке банку со сливками ставил в тепло, потом в холодное место, только так из сливок на другой день получалась густая сметана. За обеденным столом дедушка важно и с удовольствием кушал творог со сметаной гордо и уверенно поглядывал на остальных домочадцев, он не зря ел свой хлеб! То бишь творожок со сметанной!

                Вечером, вся семья, усаживалась возле печки! Бабушка Галя нажаривала огромную сковороду семечек их набирали в подолы наполняли карманы и рассаживались кто куда. Не было ни электричества не то что телевизор и интернет. Все были рядом и такие близкие, тёплые и родные!
Темно за окном завывала метель, но в комнате было тепло, от печки шли отблески огня и тепла, все щёлкали семечки и рассказывали  байки!

                В один из таких вечеров случился курьёз с двухнедельным козлёнком. Так как он был маленьким и от страха чтоб он не замёрз с остальными козами, его на ночь заносили в тепло в комнату. Вот он и прыгал между собеседниками все играли с ним смеялись, он разыгрался, да как прыгнет в весело светящееся поддувало, со всего маху головой вперёд и почти на пол тела. Он сразу же и резко отпрыгнул от туда, но его курчавая шкурка успела при хватиться огнём и задымиться, его быстренько потушили, но запах палёной шерсти долго стоял в комнате. Больше козлик туда не прыгал.


Послесловие.
Прошло 55 лет после смерти дедушки Вани Чухлеб Ивана Ивановича. Его
выросшие дети переженились и разъехались по всему Советскому Союзу. Кто куда.
Произошли изменения не зависящие от власть не имущих, или зависящих? (Кто отсиживался дома не ходил на перевыборы?)
Распался Союз братских народов, делёных, переделённых кроеных, перекроенных всех властей и мастей.
Основной костяк родственников остался в России. Одна дочь вышла замуж и уехала на Родину своего  деда у неё родились сын и дочь. Выросли женились у сына родились два сына .Один женился родился сын разошёлся оставил жену и дочь уехал работать в Москву (там подрабатывал его отец), встретил там девушку женился родилась дочь. Живёт семьёй в Москве.

      И вот на фоне происходящих ныне событий в Украине. Один брат в Москве Россия другой в Полтаве Украина вместе с мамой, отцом, бывшей женой и старшим сыном.
Рубеж ,- бои между народами братьями, родственниками братьями, сёстрами народы очнитесь.