2. 3 неоплатонизм и триады богов

Дмитрий Михайлович Николаев
II. 3    НЕОПЛАТОНИЗМ  И  ТРИАДЫ БОГОВ.



С полной версией книги  можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867476




Античная мифология, как определенный тип человеческого мышления, начала формироваться в ранний период античности и достигла вершин в поздне-эллинский период, пройдя громадный путь от поэтов Гомера и Гесиода до философов Плотина и Прокла. Выше мы отмечали особенности ранне-эллинских мифов, где триадная структура цепочек событий повествовательных сюжетов была ещё скрыта в нагромождении (правда, в прекрасных художественных текстах). Но потенциально эти регулярно появляющиеся тройки богов антагонистов таились в кодовой структуре, в исходной космогонической мифологеме, формирующей их внутренний мифологический календарь. Окончательно этот ранне-эллинский код был оформлен в цикле мифов о подвигах Геракла.

В дальнейшем из мифологии отпочковалась философия, оперирующая не мифологическими образами и их человекоподобными историями, а непосредственно с самой кодовой мифологемой и занимающаяся только проблемой космогонии и космологии Космоса.
Отвлекаясь от антропоморфного представления своих богов, придавая им определенные функции (совершенно  в духе современной мифологической школы сомнительного символизма), или рассматривая их как Первоидеи, Прообразы, реализующиеся в материи, в акте творения Космоса, они выстраивали различные иерархические системы  соподчинений и пытались найти такие, которые бы не противоречили освященной традицией мифологии.

С другой стороны, в зависимости от построенной ими структуры они реформировали эти мифы, давали им новые интерпретации. Поэтому смысловое наполнение некоторых мифов в архаичный период истории и в эпоху заката эллинизма совершенно отличалось. Мы ограничимся анализом основной мифологемы, сформировавшейся в поздне-эллинский, ранне-христианский период, в борьбе с которым  и завершилась её формирование.

Да и сами истоки победившей христианской теологии также лежат в формировавшейся в III-V веках философии неоплатонизма, на смену которому она пришла. Особенно это взаимное отражение проявилось у последнего философа эллинизма Плотина, рассматривающего Мир, как диалектическое развитие основной триады божественных ипостасей (Единое\Мировой Ум\Мировая Душа).

Так, в работе А.Ф. Лосева \II.4\ исследована неоплатоновская диалектика эманации (истечения, исхождения) из абсолютного Единства  (из Нечто) через самоисхождение его от сверхчувственного (Число\Ум\Душа) к чувственному (Космос\Материя\ … ) и распыление последнего в Ничто.

От Первоединого через Богов (Идеи-Первообразы) и Демонов (Силы одушевления) к Человеку и умирающей, чувствующей материи, которая, распадаясь, возвращается в Первоединое.
Если обратиться к работе Лосева, то категория (1) на  Рис. II.3.А фактически совпадает с вводимым им Эйдосом, миром сверхчувственных умных идей-образов, по которым воспроизводится чувственный, реаль-ный мир. Это концепция Единого, производящего  Всё из Себя.

Приведем итоги категориально-структурного анализа (по А.Ф. Лосеву) плотиновской теории иерархической эманации Единого в материю.




         
        Рис. II.3.А. Фрактальная структура основной мифологемы неоплатонизма

Классическая иерархия категорий неоплатоников IV-V веков н.э. (по нисходящей) (Единое\ Число\ Ум\ Душа\ Космос\ Материя) выстроена у автора \II.4,стр.176\ по следующей формуле (в рассматриваемом нами формализме ориентированных триад).  См.  Рис. II.3.А.
Смысл вещи, твари есть свет. И свет есть смысл (эйдос). Именно в этом символика евангелических и литургических текстов. С этой точки зрения схождение благодати (после очищения, \успокоения души), освящение можно рассматривать как озарение новым смыслом (светом) бытия, освещение (просвещение) ищущего ума. Здесь важно подчеркнуть, что в мире эйдосов \просветленной умственной материи первообразов\ боги оформляют образы через силу, определяемую Плотином как Софию (Премудрость \II.4, стр.482\ ).

Конкретная реализация этой схемы была продемонстрирована Лосевым на примере анализа мифа об Эросе.

Замечательный русский философ и знаток истории античной эстетики А.Ф.Лосев в своей работе \II.4,стр.492\  приводит  перевод  этого трактата и даёт систематический анализ Плотиновской теории эманации Ума в мир Души и в мир Космоса на примере древнегреческих мифов о рождении Эроса.

О превращении  Эроса-бога в одушевленного Эроса-гения и в чувственного Эроса-любовь. Ниже мы воспользуемся, как базовым материалом для  применения разрабатываемого структурного метода,  результатом  лосевского анализа мифа об Эросе.

Сначала повторим вслед за Плотиным (и А.Лосевым) общую структуру Единого, которое состоит из собственно Единого (неделимого всеобщего целого), ниже его расположенного  Мирового Ума, заполненного упорядоченной умной (интеллигибельной) материей, непрерывно самопродуцирующей Первообразы всех вещей и структур (пример - мифологический  Уран \или Кронос\, который непрерывно порождал своих детей, свое подобие, и которых он тут же съедал\уничтожал. Греки создали прекрасный антропоморфный образ этого процесса рождений\уничтожений Первообразов!); и эфиром \миром богов\.

Ещё ниже расположена Мировая Душа со своей душевной, одушевленной и энергетической  материй (пневмой, отличающейся от умной материи). Это  Мир гениев, нимф, частных душ. И еще ниже расположен Космос (хаотический, тварный, чувствующий Мир), заполненный видимой нами чувствующей материей. В каждом из Миров могут существовать только субстанции, состоящие из присущей для даного Мира материи.

Такая иерархия самоизолировавшихся друг от друга Миров очень характерна для сознания греков-изолянтов, которые  примерно так и рассматривали всю Элладу – как конфедерацию изолированных полисов с определенной иерархией взаимных подчинений.

Следующая ступень исхождения Единого в Космос в реализации Прообраза Эроса, как бога, порождающего Прообразы вещей.
 
Эрос-бог

Миром Умного Бытия (Мирового Ума) правит Кронос (рождающий и поедающий свои творения –  идеи чистого ума) и состоит этот мир из богов-Первообразов (Сущее), которые из самих себя и из умной материи порождают других богов и Первообразы вещей.

Так, в применении к рассматриваемому мифу Кронос породил из себя Афродиту Небесную (вечную красоту, стремление к Первообразу \становление\, ………….),  как свою Душу.  Эта Душа, созерцая своего Отца, порождает Эроса (образ\эйдос). Здесь реализуется основной принцип для умной материи: всякое движение интеллегибельной души умно и формирует (рисует) образ (Первообраз). Это миф о рождении Эроса-бога.

В другом месте Плотин указывает \ II.4, стр.715\, что  Ум творит Первообразы сущности сверхинтуитивно, непрерывно создавая новые при созерцании Единого.

Третья ступень эманации Единого заключается в реализации Прообразов, схем, эйдосов вещей в движущуюся, энергетическую субстанцию.
 
Эрос-гений

Эрос-гений порождается в Мировой Душе, которая в процессе эманации дробится на множество отдельных индивидуальных душ.  Афродита в этом мире духовной материи и есть сама жизненная энергия этой материя и также дробится. Соответственно дробится и Эрос на отдельные Эросы этих душ. И здесь они уже выступают как Эросы-гении. Это уже не самодовлеющие, способные порождать иные образы боги, а вечное стремление к своему исходному Прообразу, стремление уже отделенного от бога – создателя к своему создателю.

Сотворенное уже не есть сам бог, и эта недостача, отверженность порождает в сотворенном стремление вернуться обратно в исходное состояние, в состояние быть неотъемлемой частью бога.

Это Эросы, рожденные Афродитами от Зевса (Ума Мировой Души), как от отца.  Они нисходят в низшие сферы бытия, но устремлены к высшему. Это уже живые, одушевленные, сформировавшиеся в живой духовной материи умные Эросы-гении. Зевс оплодотворил эту пневму, эту духовную живую материю (Афродиту) семенем интеллегибельного смысла Эроса-бога, который выступил здесь как логос Мирового Ума. И родился образ вечно неудовлетворенного Эроса-гения -  объективно-существующего живого  существа.

Аналогично рождаются и другие живые гении, участвующие затем в формировании и становлении низшего по иерархии вечно меняющегося Космоса.

Если в сфере Мирового Ума  бог Ум с помощью интеллигибельной материи формировал в самом себе смыслы (эйдосы, Прообразы) вещей, то здесь духовная материя превращала их в живые, ищущие самореализации образы.



Рис. II.3.В    Структура  мифа о Поросе и Эросе.
               Реализация основной мифологемы в мифе.

Согласно Плотину \II.4,стр.721\, любая душа (в том числе и Мировая Душа) составляет триаду: (восторг, экстаз, акт возникновения, порыв к Высшему \энергия \слово). Интересно также и представление Плотина о путях познания Единого: сюда относится следующая триада форм позна-ния (дискурсивная наука \интимно-интуитивное созерцание \контакт, прикосновение к высшему) \см.II.4,стр.719\.

Как гении не могут влиять на формирующие их, старшие по иерархии Прообразы, так и в Мире Души формируются живые, становящиеся эйдосы (гении), не подверженные изменению со стороны низшей, не-сущей материи чувственного мира. Смысл вещи при изменении её не изменяется. Просто вещь может приобрести иной, другой смысл (эйдос), другой рисунок, схему. Ум вовсе не способен  к изменению  со стороны любого инобытия, со стороны более низшего не-Ума. Плотин считает, что в сфере Мировой  Души эйдосы получают свое окончательное завершение.

Нисходя в инобытие, в мир Космоса и чувствующей материи отдельные, раздробленные души-гении выступают как Логосы, оставаясь вне его, не разрушаясь от соприкосновения с субстанцией чувствующей материи, но оплодотворяя его, как зерна, или семя, структурируя её заложенными в них эйдосами (идеями-смыслами-образами).

Именно об этом и говорят мифы об Олимпийских «богах».
В сфере чувствующего Космоса Логосы-гении проявляются как аффекты, как изначально-неконтролируемое материй Космоса поведение и состояние.

Эрос - аффект.

Если рассматривать Олимпийских «богов», как Логосы Души в мире Космоса, то божественный нектар - тоже Логос, несущий в себе новые, постоянно порождаемые Умом эйдосы.  Олимпийцы, выпивая его, сохраняют свое бессмертие и порождают новые  мифы-субстанции  и удержи-вают создаваемую ими «структуру» в хаосе Космоса и реального мира чувствующей материи. \Здесь интересен вопрос о возможностях Олимпийцев – как логосов\ гениев - в сфере Ничто, в сфере не-сущей материи. В мифе – это Тартар, где заключены смертельные враги Олимпийцев. Враги, стремящиеся вырваться на свободу и расправиться с обидчиками. В философском смысле - это активный Хаос\.

И при упоминании о Космосе  Плотин исследует платоновский миф  о рождении Эроса Пенией (Афродитой, рожденной Зевсом из морской пены) и Поросом.  Миф, по Плотину, содержит следующее:

Порос (источник изобилия по греч.), упившись нектаром (логосом смысла души) в саду Зевса \ материя исходящих от Зевса-логоса смыслов, образов природы \,  уснул. Пения (чистая, непорочная, рождающаяся из пены Афродита) переспала с ничего не соображающим Поросом и от этого родился  Эрос \Амур\ (материализованный, ощущающий в себе недостаточность прекрасного, высшего и потому всегда его взыскующий). Это порождение Эроса, как аффекта \сильное волнение, страсть, бурная кратковременная эмоция\ уже индивидуальной души. Плотин называет нектар уже не Умом, а разумом, более низшим по иерархии, чем Ум. В итоге, по Плотину, Олимпийцы обладают высшей формой разума в сфере Космоса. Этот разум – логос ума Мировой Души.

Согласно рассматриваемому мифу нектар Порос пьёт одновременно с появлением олимпийской Афродиты \в день рождения Афродиты, в усл. мае\. И Порос пресыщен смыслами, разумом. В нем нет действия, он не проявляет активности, т.к. в нем нет недостачи. Здесь впервые материя /пения/ проявляет активность, сама приходит к Поросу /более высокой сущности/ и заставляет его переспать с собой. Переполненный разумом Порос изливается смыслами и образами в чистую материю, порождая идеальные  вещи, еще не испорченные предзаложенной в материи Космоса свободой и неопределенно-стью.  Сам этот Космос Олимпийцев состоит из идеальных \соответствующих своему образу-эйдосу\ вещей. Такова философская трактовка, внутреннее содержание этого мифа.
 
В рассматриваемом мифе (о Поросе и Пении) есть один момент, на котором нужно остановиться. Это временной фактор, развертывание мифа во времени, в последовательности событий. Миф был привязан к мистериям, посвященным рождению Афродиты (в мае). Бросание венка из первых цветов в морскую пену как раз и соответствовал передаче нектара для Афродиты-Пении, помогающей ей одновременно и родиться и зачать от нектара  Эрос-любовь.

Это было ежегодным участием человека \более низшей, разумно-чувствующей материи\ в поддержании ежегодно \по циклам природы\ угасающих сил Олимпийских «богов» - движущих сил  Космоса  и чувствующей материи.

И вместе с обрядовым  действием,  с ритуалом  миф становился активной реальностью для человека в мире разумно-чувствующей материи, резонируя с эйдосами момента его души.  И поэтому, по мнению Плотина, Эрос, в некотором смысле, материален: он - гений, пришедший из индивидуальной души, как её аффект, появляющийся при недостатке блага и проявляющийся в стремлении к нему \II.4,стр.501\.

Концепция эманации (и обратной ей диалектики \эволюции\ – восхождение от низших форм к высшим) предполагает  наличие всего двух крайних форм Бытия: Единого (Сущего), как абсолютного Смысла, Образа Целого вне  всякой материи и бесструктурной, не-сущей материи (Ничто).  И поэтому в неоплатонизме эманация (и диалектика) носила линейный характер. Отсюда и вытекает идея эволюционного развития материального мира (точнее Прогресса). Из хаоса материального мира возникает сознание, реальный Ум (разум), который  переделывает струк-туру окружающего мира в соответствии с познаваемым им Первообразом.
 
Неоплатоники не только рассказывают миф и интерпретируют его в рамках общефилософской концепции иерархии эманаций (Единого\ Ума\ Души) в мир, но и (как диалектический синтез рассказа и интерпретации) реально структурируют мифологическое сознание чувствующей материи, выделяя в нем фрактально-дробные символы-субстанции и определяя соотношение между ними. Неоплатонизм был завершением философии мифологического сознания.

Дальнейшим развитием могла быть только не-мифология. Этой инаковостью стало Христианство и наука.

И здесь мы снова вернемся к мифу о рождении Эроса-бога. И отметим некоторые моменты в трактате Плотина «Об Эросе». Рассматривая Небесную Афродиту (Рею, жену Кроноса)  как высшую душу Мирового Ума им порожденную, Плотин говорит о главной особенности этой Афродиты: она есть сущность, возникшая из предшествующей деятельности Ума (т.е не простая, но уже сложно организованная, постоянно помнящая и стремящаяся к своему Первоначалу; во-вторых, она порождает в момент аффекта, высшего наслаждения от созерцания Ума иную сущность \ипостась\ – Эроса-бога, как сущность (тоже сложно организованную и также стремящуюся к своему Перво-началу).  Как Высшая душа, спутница Ума, взыскует к Уму, так и Эрос, спутник Высшей души, также взыскует к Уму.
Последний же созерцает только самого себя, непрерывно преобразуя самого себя, порождая идеи и смыслы (эдакий самовлюбленный эгоист. Пото-му, что все греческие боги были такими!). Это равнодушие греческих богов к творимому ими (и к человеку!) в конце концов и привело к краху породивший их эллинизм. И за их спинами обнаружился всего один, но неравнодушный, способный к состраданию Творец.

Эти идеи и есть интеллигибельная материя, т.е. субстанция Небесной Афродиты. Пытаясь вернуться к своему прежнему состоянию, она порождает образ Ума, но не тождественный ему – образ Эроса-бога. Ум (Кронос) поглощает его, перерабатывает и переходит сам в иное состояние, становясь источником для нового цикла. Здесь отражается миф о Кроносе, пожирающем своих детей. Мы говорим здесь о неоплатонистской триаде (Ум (Отец)\Душа (Дочь-Афродита)\ Тело (Эрос-Сын)).

Всё это чем-то отдаленно напоминает христианскую Троицу (Дух(Отец) \Душа(Мать) \Тело(Сын)). Правда, материализованную и страшно кровожадную. Подчеркнем один важный момент, вытекающий из этой неоплатонической картины диалектики полученной триады: Ум (Отец) источает идеи в Душу (материю, Афродиту-Дочь), которая рождает подобие Отца (Эроса-Сына). И это подобие Отец забирает к себе, в себя, не отождествляя себя с ним (прежнего, в момент источения в Афродиту).

В части трактата, показывающей  Эроса-гения, говорится и о множестве порожденных Небесной  Афродитой Афродит-гениев. 

Здесь Эрос-гений, энергия частных душ, устремленных к благу. Все души, из которых состоит Мировая Душа, Плотин называет смешанными душами. Все гении (а не только Эросы-гении) - одной сущности. Плотин указывает, что гении не принадлежат Космосу, и сам Космос не есть гений. Поскольку Эрос-гений по природе своей содержит неопределенность, т.к. формируется в духовной, иной для его сущности материи. Он загрязнен ею и поэтому никогда не может достигнуть совершенства. Отсюда, делает вывод Плотин, и его главная сущность – быть влечением к совершенству.

В отличие от других душ духовного мира гений сохраняет в себе Первообраз (эйдос) вещи, его разум открыт для Ума. И в этом отношении гении - есть  логосы-носители  Первосущности в низшем мире. И, как логосы, они не только имеют способность реализоваться, но и стремятся к этому.  Только гении уже стремяться реализовать не всецелое Благо, а  частичные, к которым стремятся, как к Целому.

Согласно Плотину, в реальном мире, в природной душе каждого человека заложен некий действующий момент, некое индивидуальное начало. И человек  действует в соответствии с гением, близким, созвучным с этим личностным началом. Чем больше отличается выбранный гений поведения от заложенного индивидуального начала, тем в человеке меньше потенции реализоваться в добре. Потенциально талантливый человек обладает развитой интуицией, которая, согласно рассмотренной неоплатоновской концепции, заключается в способности припоминать, вспоминать заложенный в его душе Первообраз (эйдос) сущности. Иногда это отдельные образы, а бывает, ему  интуитивно открываются очень сложные конструкции и идеи.
Ложные мысли не имеют в своей основе сущности, в то время как истин-ные, вечные, пребывающие в пределе, обладают мыслимым и бытием каждого предмета из сферы истинно-умного и  из сферы Ума, наличного в каждом эйдосе. Вот здесь и лежит разгадка древнегреческого мифа. Мифом является то, что гений автора актуализирует (интуитивно-созерцательно) из своего,  заложенного в душевном начале эйдоса о мире в целом, о Едином.  То, что является сущностным для его природной души. Актуализация не-сущностного, по Плотину,  является злом  \II.4, стр.498\. Благо – это действовать в соответствии со своей душевной природой. Здесь и появляется мостик к истокам проблемы совести в Христианстве.

В Новое время этот древнегреческий эйдос, Первообраз, актуализируемый индивидом в собственных мифах назвали архетипом коллективного подсознательного...

Мы специально остановились на комментариях А.Ф.Лосева к работе Плотина «Об Эросе», поскольку она имеет прямое отношение к разрабатываемой нами концепции структурного хронотопа литургических текстов, к развиваемому триадному формализму и лежащего в его основе представления о категориях-субстанциях. Формализм позволяет найти основную формулу \структуру\ эманации сущностей в процессе развертывания данного мифологического сюжета и увязать его с мистериальным обрядом.

Теперь для сравнения рассмотрим комментарии А.Ф.Лосева к работам первого христианского толкователя Библии в терминах категорий греческой философии Филона Александрийского (20 г. до н. э. – 40 г. н.э.), старшего современника Иисуса Христа, учительствовавшего в Александрии, где по Св. Преданию жил некоторое время юный Иисус.  Согласно утверждению автора работы по мифологии и философии Библии \II.30, стр. 18\ именно под влиянием учения Филона Александрийского создавалось  Евангелие от Иоанна.

Так вот, анализируя работы библеиста Филона, А.Ф.Лосев приводит несколько глубоких различий в теологии Филона и в языческом неоплатонизме \II.4, стр.125\.

Во-первых: согласно А.Ф. Лосеву, в трактате «О творении мира» Филон говорит \согласно Библии\  о мгновенном творении мира из Ниче-го, в отличие от длительного диалектического процесса эманации из Первоединого у греков. Мгновенно  же сотворяется и человек после сотворения животных. В трактате «О бегстве и нахождении», согласно Филону, мгновенно же, как дар, обретается мудрецами, пророками и святыми благодать божия. И познание Бога также внезапно. Бог – Творец «вне времени», он есть всегда и способен вмешаться в любой момент времени.

Во-вторых: Бог-творец, Первосущее, есть неизменная Сверхличность, монада, творящая по своему произволу в отличие от греческого безличностного  и постоянно изменяющегося Единого.

В-третьих: согласно трактату «О херувимах» Филон допускает наличие посредников между премирным Богом (Сущим, как причиной и истоком мира) и тварным, им созданным. Это Херувимы – его  Первосилы (творец \ Бог \ и устройство \ структура \ Господь\  - две формы, которые создают из Блага тварный мир). Не Бог творит мир у Филона,  а посредник, Логос ( Первосила \ План творения \ Закон природы - Слово).

В-четвертых: иерархия основных категорий у Филона иная, чем у неоплатоников: (Бог\ Душа\ Ум души\ чувственный мир). Душа сотворена \не рождена\, а Ум души – рождается в процессе творения. Здесь Душа выше Ума. С Богом непосредственно общается Душа, а не Ум неоплатоников.

В отличие от греческих философов, которые определяли совершенного, как обладающего наивысшим количеством положительных качеств, Бог у Филона, наоборот, принципиально, имманентно не обладает ни одним конечным качеством, кроме одного – быть Сущим, существующим.

С другой стороны, Он (организатор и строитель – Демиург\ слово творящее - Творец \ Свет\ Родитель\Архитектор\Государство) и его (Управитель\Могущество\Совершенство\Защита).

Здесь важно отметить, что неоплатонизм дает постепенную, эволюционную картину возникновения структуры в материальном мире, а Филон говорит о теогонии, как о скачках в процессе творения Сверхличностью тварного. По существу, это два крайних, взаимно отрицающих типа развития. Если языческий эллинизм шел по пути медленных изменений, то эллинизированный иудаизм Филона \и пришедшее ему на смену христианство\ выбрал катастрофический путь развития обществ, когда длительные периоды стагнаций и консервации сменялись короткими периодами революционных \катастрофических\ изменений.

В-пятых: если для неоплатоников \стоиков\ Логос – система разум-ных закономерностей в Космосе и материальном мире \способ существования эйдосов Ума в инобытии природной материи, в инобытии Хаоса\, универсальный разум всего сущего, то для Филона Александрийского Логос – вторичный «бог», Сын Божий, главная задача которого заключается в оформлении низшего тварного мира.  Это сотворенный из Ничего тварный посредник между Богом и созданной им тварью. Сотворенный  (источение Св.Духа) для оформления и одушевления разупорядочивающегося материального мира (в силу свободы, предоставленной при творении, тварной материи). Это совокупность Ангелов (в терминах тварного мира: силы, идеи, гении, законодатели, первосвященники (Архангелы) \превысшие\, семя, разделители, истины). 

Логос, по Филону, активное идеальное начало, действующее в пассивной, хаотической природе, её благоустроитель. Это осмысленный, расчлененно-выраженный и словесно формулированный Логос. По Филону, Космос – Храм, в котором  служат ангелы и бестелесные души \там же, стр. 89\.

В работе \II.20\ приводится иерархия посредствующих существ между богом и материей у Филона.  Идеи тождественны силам.  Они проходят три стадии существования: сначала возникают силы, как первообразы всех миров. Из них лучшие изливаются в интеллигибельную материю, мир идей. Они становятся содержанием духа, логоса. После создания материального мира логосы становятся имманентными этому миру, оформляя его и выступая в нем как силы.  Т.е. Логос - это (мудрость Бога\ орудие, средство творения\ посредник, акт творения). Он есть прообраз для идей. А каждая идея – прообраз вещи. По Филону - силы (ангелы) суть принципы космической жизни

Творение мира, по Филону, заключается в творении Богом сначала нетварного Логоса (Идеи идей мира, содержание мира,  мыслимый мир), а затем, как по образцу, создается мир телесный.   

В христианстве идеи становятся силами и персонифицируются, как ангелы, возвещающие волю Божию. В нем происходит опредмечивание чисто логических отношений идей. Т.е. существуют три ступени бытия (по - нисходящей):  простое, непознаваемое по своей сущности и описываемое в терминах отрицательного богословия Первичное Существо;
постигаемый, собранный в Логосе  упорядоченный Космос идей (и чисел);
определяемый материей чувственный мир \как материализованный образ Логоса\.- чувственная  материя.

Этим порождается и основная христианская триада: (Сверхсущество(бог Отец) \Космос(Св.Дух) \Материя(Сын-логос)).

В такой трактовке автоматически выстраивается иерархия в христианской Троице и определяется направление её развертывания-эманации (посолонь!). Для конкретной математической реализации этой триады используется триадная структура христианского годового календаря (см. Приложение-3).

Отметим, пока предварительно, что общая структура иерархической понятийной системы развертывания категории Единое имеет явно выраженный фрактальный (самоподобный) характер: исходная триадная структура, выявленная на основном уровне (Единое \Мировой ум \Мировая душа) дублируется на всех следующих низших уровнях...

Такая фрактальность характерна и для понятийных структур, реализованных в сменившем неоплатинизм христианстве.