Читательское рассуждение

Гражданка Сухарикова
Баба-Яга: Тьфу, тьфу! Человечьим духом пахнет!
Снегурочка: Здравствуй Бабуля, здравствуй Ягуля..
Баба-Яга: Кто вас в сказку пропустил? Кто вам дверочку открыл?..
(с)

***

Есть у меня одна черта, лезть туда, куда не обязательно.. Даже не знаю чем она определяется, то ли определённым уровнем познавательной активности, то ли глупостью человечьей..
Но лезу.

Случился на заре моей сознательной жизни один урок. По литературе.
Надобно сказать, что барышней я тогда была очень разговорчивой. Все мои школьные сочинения с трудом ограничивались школьной тетрадкой в 12 листов и поражали своим постоянством в оценках: 5/2.
С двойками я мирилась, практически, поскольку теоретически пятёрка душу грела чрезвычайно.
И вот как-то звёзды, в начале последнего, 10 учебного года, на небе расположились так, что в интимной беседе с подругами, пришли мы к выводу, что наша учительница по литературе литературу-то эту нам преподаёт вовсе не правильно. Как-то надобно б по-другому это делать. Не долго думая, созвали мы актив класса и написали заявление директору: так мол и так, не устраивает нас такое преподавание, хотим другое. Лучше, естественно.
Начало очередного урока литературы не предвещало изменения учебного климата. И громы с молниями разразились неожиданно, предупреждающе устрашающими словами.
Сказано было тихо и спокойно, что заявление нашего класса принято к сведению педагогическим коллективом и самой учителем по литературе, что за все её 20 лет преподавания, такая ерунда с ней приключилась впервые и жизнь рассудит данное странное явление по завершении нашим классом среднего образования, то-бишь на экзаменах. Удав Каа в беседе с бандерлогами - отдалённое напоминание этого разговора.
Сказано-сделано.
Отмечу, что тот год был одной из первых ласточек, принёсшей за собой изменения в нашей системе общего школьного образования. Впервые мы сдавали экзамены по выбору, часть предметов были обязательными, в том числе сочинение по литературе. Впервые на экзамен было разрешено принести свои книги.
Экзамен по литературе закончился школьным скандалом с апелляционными заявлениями родителей в экзаменационную комиссию.
Помнится, я сидела одна в классе и рыдала над своей оценкой, 4/3. И задевала меня не столько эта тройка, а именно четвёрка за содержание. За что? Ведь я была уверена в чрезвычайной содержательности своего экзаменационного творения.
Успокаивать меня пришёл завуч, по совместительству преподаватель физики, вызывающий у меня чувство глубокого уважения, поскольку физику в то время я откровенно не знала и скрыть это никак не удавалось, ещё потому, что его спокойствие меня всегда завораживало. Он мне сообщил, что читал моё сочинение и снижение бала за содержание объяснено тем, что основой сочинения служили два литературных произведения, тогда как надобно было привести в пример, для раскрытия темы, как минимум три, а тема у меня была свободной. 
Комплимент, которым он одарил меня, как автора, я озвучивать не буду, из природной скромности, но разревелась я над ним ещё больше.
Объективность снижения моей оценки, всё же, сомнения не вызвала ни тогда, разве что обиду, да и сейчас не вызывает, тогда как некоторым из нашего класса всё же удалось добиться пересмотра экзаменационных работ, доказав не справедливость оценки.
Урок был преподнесён на всю жизнь. Человеческий.
Надобно сказать, что именно эта учительница по литературе донесла до моего сознания, и тщательно утрамбовала в нём, одну важную мысль: литературное произведение не равно автору. С каким бы ты восхищением не относилась к автору, не любое его произведение безупречно и великолепно и, наоборот, какие бы отрицательные эмоции не вызывал писатель, как человек - его произведения могут быть безупречны или интересны как точка зрения. Критика, разбор литературного произведения должны касаться только его формы и содержания, но никак не личности автора. Мухи отдельно, котлеты отдельно. И за это я ей благодарна.
Думается, что этот критерий оценки справедлив не только в литературе, но и в кино, в изобразительном искусстве, да и, по сути, в любой области человеческой деятельности.

К чему я это всё?
Одной из особенностей ресурса Проза.ру является обратная связь с автором, которая проявляется в комментариях к рецензиям. И игнорировать данное явление у меня никак не получается, то ли женское любопытство, то ли ещё что-то, побуждает меня бессовестно читать не только само произведение, но и рецензии к нему, которые, порой, бывают не менее интересны, чем само произведение.
Именно в рецензиях автор раскрывается личностно, психологически и, даже, не побоюсь этого слова, по-человечески.
Огромное удовольствие испытывается когда впечатление от прочтения произведения укрепляется симпатией к автору.
Ко всему прочему, у автора есть возможность оставлять свои критические замечания. Замечу, именно возможность, поскольку не все ею пользуются. Если честно, грамотная критика на сайте встречалась очень редко. Некоторые критикующие, похоже, забыли, или не знают, что критика включает в себя не только выявление недостатков произведения, но также и его достоинств и никаким боком не касается личности автора. Критикуют обычно произведение, а не человека его написавшего.
Всё, что человек говорит и то, как он это делает, говорит не только, а порой не столько, о предмете обсуждения, сколько о нём самом.
 
Если говорить о себе.. Мне думается, что любому творчеству нельзя давать оценок. Это индивидуально, это отражение внутреннего мира человека. Воспринимая, принимая, выделяя чьё-либо творение, ты, как бы, подписываешься под видением Мира этого автора..
Не принимается? Значит, на Мир смотрится иначе.. и только..
Можно подражать, можно следовать конъюнктуре, быть максимально реалистичным, фантазировать, экспериментировать, выпендриваться, можно рисовать сердцем. Всё можно. Любое творчество, возможно, найдёт своего ценителя.

Мой читательский вкус достаточно разнообразен, единственное, что с трудом переваривается - это скрытое или явное авторское высокомерие и некоторые разновидности юмора, к которым я не чувствительна. Безусловно что-то мне просто не интересно, а для понимания некоторых произведений, мне, элементарно, не хватает знаний.  Осознаю, что моя литературная грамотность недостаточна, чтобы делать критические замечания автору, хотя порой понимается, что исправление некоторых грамматических, лексических, пунктуационных ошибок, произведение только украсит.
Интересно, это определяется природной скромностью или приобретённой читательской/авторской трусостью?..