Наша Нора. Глава 10

Татьяна Гармаш
Наступил 1984 год. Мама стала жаловаться на здоровье. Помню, когда мне было лет 10, у неё уже тогда была нарушена работа щитовидки. Тогда многие женщины старались носить на шее янтарные бусы. Говорили, что янтарь способствует восстановлению функции щитовидной железы. Не знаю, насколько это правда и помогало ли это средство, но женщины с удовольствием такие бусы носили.

И вот опять у неё без конца скакало давление. Она обратилась к эндокринологу, и ей назначили длительное лечение каким-то препаратом в таблетках. Когда она пила их, у неё постоянно болел желудок. Кто мог подумать тогда, что будут ужасные последствия. Через некоторое время ей был поставлен диагноз – рак желудка. В те, теперь уже далекие времена, больным страшный диагноз не говорили, извещали только родственников. Ей же сказали, что у неё язва.

Весь год мама не падала духом, говоря нам, что язву можно вылечить. Она перепробовала кучу всевозможных народных средств, но все безуспешно. Ей была предложена операция, от которой она наотрез отказалась, сказав, что она очень слаба и просто её не перенесёт. Насильно положить её в больницу мы с сестрой не могли. Из-за постоянных болей в желудке она ничего не могла есть и сильно похудела. Её перестали узнавать на улице знакомые люди.

О всех моих увлечениях пришлось забыть. Наступили очень тяжелые времена. Я жила как меж двух огней. Возвращаясь с работы, я выслушивала от мамы жалобы о том, что мой сын истрепал ей все нервы. Я не могла обижаться на неё, ибо знала, что она неизлечимо больна. И не могла ругать сына – он был ещё совсем маленький, всего 4 года. Выход был один – забирать его прямо из детсада с собой на работу.

До нашей Норы опять никому не было дела. Её, конечно, как прежде кормили, но ей этого было недостаточно. Она опять от нас убежала и когда вернулась, родила нам двух совершенно чёрных котят. Помню, как мы их месячных носили с племянницей на рынок в надежде пристроить в добрые руки. К счастью, нам это удалось.

К концу 1985 года у мамы случился заворот кишок. Она кричала от боли на весь дом. Мы еле уговорили "скорую" отвезти её в больницу. Её срочно прооперировали. Когда мы пришли её навестить, по её бледному лицу можно было догадаться, что дни её сочтены. К Новому году её выписали, и она ещё какое-то время продолжала самостоятельно передвигаться по квартире и сама себя обслуживать. Разумеется, она уже постоянно находилась на сильных обезболивающих уколах.

Человек просто умирал на моих глазах. И этот человек не кто-то, а моя мать. Окончательно убивало то, что ты всё это видишь и ничем не можешь помочь... Сестра с племянницей жили отдельно, они лишь приходили её навестить. То, что испытала я, им никогда не понять. Сын мой спал, а я почти каждую ночь встречала и провожала "скорую" и слушала её стоны. За эти два года я поседела. Никогда не забуду, как она с отчаяньем говорила:

- Пусть мне сделают укол, чтобы я сразу умерла и больше не мучилась…

А Нора жила своей кошачьей жизнью и продолжала просить кота. И тогда мама говорила:

- Что это за ненормальная кошка, ей почти тринадцать лет, а она всё никак не может успокоиться.

Надо признать, что Нора орала таким диким голосом, что было слышно в соседних квартирах. Однажды мы пытались даже отнести Нору в квартиру к сестре. Ничего из этого не вышло. Она забилась у них под кровать и три дня оттуда не вылезала, и ничего не ела. Пришлось вернуть её обратно. Привычка к одному дому у неё была на уровне инстинкта. От мысли просто выпустить её на улицу все отказались – она бы там не выжила. Она панически боялась машин и не любила простых кошек. В дополнение ко всему на улице была зима – февраль месяц. И тогда мама сказала, что её надо ликвидировать. Как правило, люди с отчаянья говорят разные глупые вещи. Я тогда даже не придала особого значения этим её словам.

***               
Фото из архива автора.   Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/18/249